🍂Читаем Пушкина, слушаем Римского-Корсакова, смотрим Гориккера.
🍂08.10.2025 г, среда.
🍂Время года: осень 🍁.
🍂Настроение: встроение, околостроение и немного подстроение😶🌫️.
🍂Книга: Даниил Гранин – «Зубр».
🍂Цитата дня:
— Стащить? Стащить можно часы с рояля, а рояль не стащишь. (Он) иногда умолял — стащите! А никто не тащит. Говорят — слишком тяжело.
🍂Предыдущая публикация ЗДЕСЬ✔️
🍂Предыдущий ретро-киносеанс в ™ИллюзионЪ™е ЗДЕСЬ✔️
🍂Однако здравствуйте!
Вы в очередной раз или же впервые на канале ™Закат Солнца Вручную™, с вами неизменно и как обычно автор, меня зовут Ольга, и я весьма рада! Рада всем заходителям, читателям, почитателям, прочитателям, постоянным подписчикам и Любимым СердеШным Друзьям!🧡
🍂Мимопроходителям тоже мой горячий привет!👋Спасибо, что не зашли!🤗
🍁Чем заняться в пасмурный октябрьский день? Вариантов может быть много. Например, вот такой:
«Как мысли чёрные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».
Да мало ли чем можно заняться в пасмурный октябрьский день! Вытереть пыль, встать под горячий душ и петь во весь голос, нарисовать свой портрет из осенних листьев, поставить тесто и напечь два тазика пирогов с капустой, взять листок бумаги, ручку и написать сто один синоним к слову счастье, вышить крестиком портрет своего самого нелюбимого человека и, завязав последний узелок, вылить на портрет пузырёк бриллиантового зелёного раствора спиртового 1% 10 мл, перегладить всё бельё в шкафу, переклеить в комнате обои, увидеть, что не очень вышло, и снова переклеить. Вы что выбираете? Что в душе отозвалось? Ничего ... Понятно, бывает. Тогда ещё одно предложение. Ооооочень ограниченное. На долгие раздумья времени нет. Я предлагаю всем, кому в этот октябрьский пасмурный день хочется чем-то заняться, а чем непонятно, посетить мой кинематографический салон ™ИллюзионЪ™.
🍁Сегодня у меня спецобслуживание. Для самых-самых-самых дорогих гостей и посетителей особые условия. Каждому пришедшему индивидуальный диван, плед, напиток и лучшее место у экрана. Сегодня можно всё – приходить поодиночке и парами, с друзьями, любимыми, домашними питомцами. Сегодня задача нашего ретро киносеанса не только вспомнить классику литературы, музыки и кинематографа. Не только и не столько. Задача нашей сегодняшней встречи – наполнить сердца музыкой, а душу теплом. Чтобы его хватило на всю оставшуюся осень. А так же потренировать воображение и поразмышлять на тему – имели ли место в действительности события, происходящие на экране? Или с лёгкого пера "нашего всё" получила путёвку в жизнь чудовищная ложь и мистификация, опорочившая репутацию вполне себе достойного человека. Ведь Антонио Сальери был очень популярен в своё время, имел много заказов и занимал высокую должность при дворе. Гениальность же Моцарта, поставленная в первопричину якобы зависти Сальери, величина неопределяемая и градации по шкале не поддающаяся. Впрочем, довольно об этом. Давайте уже смотреть фильм. Добавлю лишь, что фильм снимался для показа по телевидению. Но после выхода на телеэкраны 19 ноября 1962 года и после того, как фильм увидели в Госкино, он немедленно был куплен для кинематографа. Жанр – драма, тематика – экранизация, фильм-спектакль, фильм-опера.
Телефильм-опера по мотивам одноимённой трагедии А.С. Пушкина на музыку А. А. Римского-Корсакова.
Владимир Гориккер, режиссер:
"Сальери — не какой-нибудь банальный убийца. Он мучился, переживал — и вырастал гигантский трагический образ. И потому нужно было найти достойного актёра. Я долго думал и остановил свой выбор на Глебове. Но, когда стал советоваться с друзьями и коллегами, они все подняли меня на смех. У них у всех в сознании Глебов отложился как этакий народный герой Гришка Мелехов, а Сальери — аристократ. Я же увидел, что, когда Глебова поражает какая-либо мысль, это тут же отражается в его взгляде, на его лице. И вся его физическая структура начинает жить в этом направлении. На площадке не я его, а он меня изматывал репетициями. Играя, он отдавал самого себя на заклание. Последняя сцена. Моцарт, уже отравленный, уходит, а Сальери смотрит на него через окно, и вдруг… Мы все ошалели!!! У нас на глазах — на лбу Глебова стали появляться капельки пота. Это когда он говорит: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»… Мы снимали фильм для телевидения, но, когда его увидели в Госкино, немедленно выкупили для кинематографа".
🍁Среднерусский пейзаж. Среди заснеженных берёз – бюст нашего всё. Скромно – фамилия, инициалы да две даты на камне 1799 – 1837.
🍁А камера тем временем переносит нас в средневековую Европу. Скользит с высоты птичьего полёта по заснеженным крышам, башенкам и шпилям. Узкие заснеженные улочки, уходящие в небо равнодушные каменные стены. "Каменные джунгли" – это ведь не вчера родилось. Холодно, холодно, холодно.
🍁Горит огонь в уличном фонаре. Трепещут неровные языки пламени. Огонь. Огонь горит не только в уличном фонаре. Горит огонь в камине. Горят свечи. Горит всепоглощающий огонь в душе одного человека.
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма...
...Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...
Усильным, напряжённым постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени
высокой. Слава
Мне улыбнулась...
А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..
🍁Темна комната. Темны и мрачны мысли человека. И вдруг является он – предмет и объект зависти, лёгкий, светлый, воздушный. Раздёргивает тяжёлые тёмные шторы и комната озаряется пусть неярким, зимним, но всё таки светом.
Ах, он несносен, этот Моцарт. Никакой серьёзности ни в мыслях, ни в поступках. Шёл, чтобы показать другу новое сочинение, и тут же отвлёкся на нищего слепого музыканта. Который играл произведение самого же Моцарта, безбожно его уродуя. А Моцарт хоть бы хны! Хохочет заливисто. Да ещё и денег этому бродяге даёт, мол, выпей за моё здоровье. Нет, нет, наш Сальери не таков.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
А Моцарт, что ж. Он накропал вещицу между прочим, талантливую донельзя. Подкинул дров в огонь.
🍁Вот тут не лирическое отступление. Как часто люди, затуманенные завистью и злобой, решают что могут служить высшей правде на земле. И назначают себя орудием справедливости. Забывая при этом, что правда у каждого своя. Верна и непогрешимо лишь истина. Которая всегда где-то рядом и от того непостижима.
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой….
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падёт опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нём? Как некий херувим,
Он несколько занёс нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
🍁Свершилось. Недостойный, не могущий достойно распорядиться Божьим даром, наказан. Яд выпит. Кощунство пресечено.
Но вот ведь в чём парадокс. Вот в чём насмешка Судьбы. Даже своим уходом Моцарт отравил жизнь завистнику. Справедливость восторжествовала. Но отчего ж так гадко на душе исполнителя. Иль прав был недостойный музыкант. Иль это молва людская всё переврала?
Гений и злодейство
Две вещи несовместные...
Уходит отравленный Моцарт. Уходит по узкой улочке меж каменных равнодушных стен. Уходит от Сальери. Уходит из света в темноту. Уходит. В безвестность ли? ...
🍁А выводы каждый сделает сам. Ведь для того и пишутся стихи, сочиняется музыка, снимаются фильмы. Чтобы у каждого была возможность поразмыслить. И сделать выводы ...
🍁Теперь о тех, благодаря кому мы можем делать выводы.
- Александр Сергеевич Пушкин – автор цикла «Маленькие трагедии»(1830), куда входит пьеса «Моцарт и Сальери»
- Николай Андреевич Римский-Корсаков – автор оперы «Моцарт и Сальери»(1897)
- Владимир Михайлович Гориккер – режиссёр-постановщик фильма
- Пётр Глебов – Сальери(главная роль)
- Иннокентий Смоктуновский – Моцарт(главная роль)
- Арнолдс Милбретс – слепой музыкант(на фото справа)
- Александр Пирогов – вокал, партия Сальери
- Сергей Лемешев – вокал, партия Моцарта
🍁Если вас заинтересовал это фильм, посмотреть полностью его можно ЗДЕСЬ⤵️
или ЗДЕСЬ⤵️
🍁А если вы уже смотрели этот фильм, делитесь впечатлениями и размышлениями. Буду очень рада обратной связи.
🍁И это всё, чем я хотела с вами сегодня поделиться. Но я не прощаюсь. Продолжение всенепременно последует ...
🍂Тема дня: Вольфганг Амадей Моцарт – «Requiem»
🍂Будьте здоровы и счастливы! Любите и будьте любимы! И обязательно мечтайте.
🍂Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.
🍂Спасибо, что зашли!
🍂Спасибо, что прочли!
🍂Спасибо, что откликнулись!
🍂Спасибо, что были со мной!
🍂В этот день два года назад:
🍂В этот день четыре года назад:
🍁#Публикация сохранена в подборке ™ИллюзионЪ™ на канале ™Закат Солнца Вручную™.