Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Обнимашки с учителем: почему бы и нет или это ненормально

Речь пойдёт об объятиях между учениками и учителями. Допустимо ли это? Мне доводилось наблюдать разные моменты. Бывали случаи, когда после окончания учебного года ученики, уже выпускники, приходили обнять меня на прощание. Это было очень трогательно и искренне, чувствовалась их благодарность и тёплое отношение. Но когда объятия происходят посреди учебного процесса, в обычный день, это, конечно, вызывает другие эмоции и вопросы. Такое бывает часто. Учительница начальных классов выходит из кабинета, и к ней тут же подбегает одна из учениц, крепко обняв её. А учительница и рада этому. Так всю перемену и могут простоять в обнимку. Я помню своё детство, свои школьные годы – таких проявлений чувств к учителям у нас, пожалуй, не было. Мы, конечно, любили и уважали наших педагогов, но всякое проявление нежности, объятия – это было как-то... не принято, что ли. У нас была определённая дистанция, уважение к авторитету учителя. И вот сегодня, когда я вижу, что ученики обнимают учителей, я задаю

Речь пойдёт об объятиях между учениками и учителями. Допустимо ли это?

Мне доводилось наблюдать разные моменты. Бывали случаи, когда после окончания учебного года ученики, уже выпускники, приходили обнять меня на прощание. Это было очень трогательно и искренне, чувствовалась их благодарность и тёплое отношение. Но когда объятия происходят посреди учебного процесса, в обычный день, это, конечно, вызывает другие эмоции и вопросы.

Такое бывает часто. Учительница начальных классов выходит из кабинета, и к ней тут же подбегает одна из учениц, крепко обняв её. А учительница и рада этому. Так всю перемену и могут простоять в обнимку.

Я помню своё детство, свои школьные годы – таких проявлений чувств к учителям у нас, пожалуй, не было. Мы, конечно, любили и уважали наших педагогов, но всякое проявление нежности, объятия – это было как-то... не принято, что ли. У нас была определённая дистанция, уважение к авторитету учителя.

И вот сегодня, когда я вижу, что ученики обнимают учителей, я задаюсь вопросом: это просто проявление детской непосредственности и любви, или за этим стоит что-то большее? Может быть, это сигнал о том, что ребёнку не хватает внимания, тепла, поддержки дома? Ведь дети, как губки, впитывают атмосферу, которая их окружает. Если дома им не хватает ласки, они могут искать её в школе.

А сам учитель допускает такое, потому что очень любит детей?

С одной стороны, я понимаю, что объятия – это естественное человеческое проявление. Это способ выразить свои чувства, установить контакт, почувствовать себя ближе. И если ребёнок обнимает учителя, возможно, он просто чувствует к нему сильную привязанность, доверие. Это может быть показателем того, что учитель смог создать в классе атмосферу безопасности и принятия.

Но с другой стороны, мы, учителя, должны помнить о своей роли. Мы – наставники, мы – примеры для подражания. И иногда объятия могут быть восприняты неоднозначно. Не все родители будут в восторге от таких проявлений. Знаю родителей, которые сказали однажды: "Вот вы их обнимаете сегодня, Марьиванна, а завтра они вам на голову сядут и ножки свесят. Никакой учёбы тогда. Они же вас серьёзно воспринимать не будут".

Да и сам учитель может почувствовать себя неловко, если он не готов к такому уровню близости. Важно сохранять профессиональную дистанцию, ведь мы работаем с детьми, и должны быть уверены, что наши действия соответствуют общепринятым нормам и этике.

Недавно я читала статью, где говорилось о "тактильном голоде" у детей. Эта теория предполагает, что современным детям, особенно тем, кто растёт в семьях, где не хватает телесного контакта, нужны дополнительные тактильные ощущения. И школа, в лице учителя, может стать для них источником этого тепла. Это, конечно, интересная мысль, но она также порождает множество вопросов. Где граница между необходимой поддержкой и излишней фамильярностью?

Я считаю, что самое главное – это искренность. Если ребёнок обнимает учителя от чистого сердца, испытывая искреннюю привязанность и благодарность, то, возможно, в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы это было взаимно и комфортно для обеих сторон. Учитель должен уметь тактично, но твердо обозначить границы, если он чувствует, что объятия становятся неуместными.

Лично я ничего не имею против объятий. Сама бы обнимала детей, но есть одна загвоздка. Дотрагиваться до них, трогать их у нас в школе нельзя. То есть все тактильные контакты под запретом. Я не могу даже просто за руку взять ребёнка. И это распоряжение директора.

А что думаете вы? Нормально ли, когда ученики обнимают своих учителей? Как бы вы поступили на месте учителя? И как вы относитесь к этому явлению, будучи родителями? Давайте обсудим! Ведь только в диалоге мы можем прийти к пониманию и найти правильные решения.