Прежде чем говорить о непарадном колорите, посмотрим железнодорожные сущности Туапсе, а их здесь немало.
Железная дорога в Туапсе пришла на самом излете Российской империи, это была так называемая Армавир-Туапсинская дорога. Линия соединяла Ставрополь, Армавир и Туапсе, а в Армавире сливалась с общей сетью железных дорог империи. Основным предназначением дороги был подвоз грузов к туапсинскому порту. Именно на этой линии появилась первая железнодорожная станция Туапсе, первоначально тупиковая.
Во время Гражданской войны участок Туапсинской дороги от Ставрополя до Армавира был разрушен и больше не восстанавливался. Теперь о нем напоминают живописные каменные виадуки в степи, ведущие из ниоткуда в никуда. Линия же Туапсе-Белореченская-Армавир действует по сей день. Долгое время она была единственным железнодорожным выходом на "большую землю", пока в 1980-е гг. не было построено спрямление на Горячий Ключ - Краснодар.
Черноморская железная дорога, которая должна была соединить Туапсе с Сочи, а затем сомкнуться с железнодорожной сетью Грузии, также начала строиться при Российской империи, а достраивалась уже в условиях гражданской войны и в первые годы советской власти.
Со строительством Черноморской линии станция Туапсе была перенесена на новую магистраль (современный вокзал Туапсе я показывал здесь), а прежняя тупиковая станция - закрыта. Однако тупиковый "аппендикс" исторической Армавир-Туапсинской дороги, ведущий к порту, по-прежнему используется для вывозных работ, и здесь регулярно показываются маневровые тепловозы ЧМЭ3, тянущие необычайно длинные для этих маломощных машин составы:
Пожалуй, самой необычной железнодорожной достопримечательностью Туапсе является сохранившийся исторический вокзал Армавир-Туапсинской дороги. Роскошное здание в мавританском стиле не утратило своего транспортного предназначения и теперь служит автовокзалом:
Интерьер вокзала сегодня максимально уныл и функционален, и только стрельчатые арки и модернистские окна напоминают о былом великолепии:
На бывшей привокзальной площади - царство ПАЗиков:
Эта сторона вокзала раньше смотрела на станцию, а сегодня выглядит максимально непарадно:
Впрочем, железнодорожные пути с этой стороны по-прежнему есть. Более того, бывшая станция, очевидно, долгое время использовалась в качестве разъезда для составов, идущих в порт и из него. Однако сейчас разъезд ликвидирован, второй путь частично разобран:
Как портовый город, Туапсе имеет большую сортировочную станцию, живописно расположившуюся среди гор:
Также в Туапсе находится локомотивное депо, обслуживающее локомотивы постоянного тока, на котором работает контактная сеть от Белореченской и Горячего Ключа до самой Абхазии. Когда-то это был единый постояннотоковый полигон вместе с железными дорогами Закавказья. Собственно, электрифицировать железную дорогу Туапсе-Сочи-Адлер начали со стороны Грузии, где электрификация в стандарте постоянного тока появилась еще в 1930-е гг. (горные дороги Закавказья были первенцами советской электрификации). Однако в результате грузино-абхазского конфликта и железная дорога, и контактная сеть оказались разорванными, и теперь в России остался довольно бессмысленный изолированный тупиковый отрезок постояннотоковой электрификации, а за Горячим Ключом и Белореченской уже идет более поздняя электрификация в системе переменного тока.
Для наглядности прилагаю карту:
Сегодня основным локомотивом, который обслуживает депо Туапсе, является 2ЭС4К "Дончак". Это грузовой локомотив, но из-за сложного профиля пути он работает и с пассажирскими поездами. А с конца 1960-х и до самого начала 2000-х гг. здесь было царство электровозов ВЛ8 - на мой взгляд, одних из самых харизматичных советских локомотивов. Собственно, депо Туапсе было последним в РФ, которое эксплуатировало эти электровозы:
Ну и завершим этот железнодорожный обзор пляжными фото. Железная дорога проходит вдоль городского пляжа Туапсе, и здесь можно вволю заниматься трейнспоттингом, фотографируя проходящие мимо поезда: