Найти в Дзене
Всеволод Шимов

Туапсе и его железнодорожности

Прежде чем говорить о непарадном колорите, посмотрим железнодорожные сущности Туапсе, а их здесь немало. Железная дорога в Туапсе пришла на самом излете Российской империи, это была так называемая Армавир-Туапсинская дорога. Линия соединяла Ставрополь, Армавир и Туапсе, а в Армавире сливалась с общей сетью железных дорог империи. Основным предназначением дороги был подвоз грузов к туапсинскому порту. Именно на этой линии появилась первая железнодорожная станция Туапсе, первоначально тупиковая. Во время Гражданской войны участок Туапсинской дороги от Ставрополя до Армавира был разрушен и больше не восстанавливался. Теперь о нем напоминают живописные каменные виадуки в степи, ведущие из ниоткуда в никуда. Линия же Туапсе-Белореченская-Армавир действует по сей день. Долгое время она была единственным железнодорожным выходом на "большую землю", пока в 1980-е гг. не было построено спрямление на Горячий Ключ - Краснодар. Черноморская железная дорога, которая должна была соединить Туапсе с

Прежде чем говорить о непарадном колорите, посмотрим железнодорожные сущности Туапсе, а их здесь немало.

Железная дорога в Туапсе пришла на самом излете Российской империи, это была так называемая Армавир-Туапсинская дорога. Линия соединяла Ставрополь, Армавир и Туапсе, а в Армавире сливалась с общей сетью железных дорог империи. Основным предназначением дороги был подвоз грузов к туапсинскому порту. Именно на этой линии появилась первая железнодорожная станция Туапсе, первоначально тупиковая.

Во время Гражданской войны участок Туапсинской дороги от Ставрополя до Армавира был разрушен и больше не восстанавливался. Теперь о нем напоминают живописные каменные виадуки в степи, ведущие из ниоткуда в никуда. Линия же Туапсе-Белореченская-Армавир действует по сей день. Долгое время она была единственным железнодорожным выходом на "большую землю", пока в 1980-е гг. не было построено спрямление на Горячий Ключ - Краснодар.

Синим - историческая Армавир-Туапсинская дорога, красным - дорога на Горячий Ключ и Краснодар. Именно по ней сейчас большинство поездов попадает на побережье. Красным пунктиром на карте зачем-то обозначили проектируемую ВСМ Москва-Сочи (когда она еще будет), на него не смотрите
Синим - историческая Армавир-Туапсинская дорога, красным - дорога на Горячий Ключ и Краснодар. Именно по ней сейчас большинство поездов попадает на побережье. Красным пунктиром на карте зачем-то обозначили проектируемую ВСМ Москва-Сочи (когда она еще будет), на него не смотрите

Черноморская железная дорога, которая должна была соединить Туапсе с Сочи, а затем сомкнуться с железнодорожной сетью Грузии, также начала строиться при Российской империи, а достраивалась уже в условиях гражданской войны и в первые годы советской власти.

Со строительством Черноморской линии станция Туапсе была перенесена на новую магистраль (современный вокзал Туапсе я показывал здесь), а прежняя тупиковая станция - закрыта. Однако тупиковый "аппендикс" исторической Армавир-Туапсинской дороги, ведущий к порту, по-прежнему используется для вывозных работ, и здесь регулярно показываются маневровые тепловозы ЧМЭ3, тянущие необычайно длинные для этих маломощных машин составы:

Толстая оранжевая линия - основная магистраль, тонкая коричневая - подъездной путь в порт, идущий по трассе старой Армавир-Туапсинской дороги. Красным квадратиком обозначен исторический вокзал станции Туапсе, сегодня служащий автовокзалом
Толстая оранжевая линия - основная магистраль, тонкая коричневая - подъездной путь в порт, идущий по трассе старой Армавир-Туапсинской дороги. Красным квадратиком обозначен исторический вокзал станции Туапсе, сегодня служащий автовокзалом

Пожалуй, самой необычной железнодорожной достопримечательностью Туапсе является сохранившийся исторический вокзал Армавир-Туапсинской дороги. Роскошное здание в мавританском стиле не утратило своего транспортного предназначения и теперь служит автовокзалом:

Интерьер вокзала сегодня максимально уныл и функционален, и только стрельчатые арки и модернистские окна напоминают о былом великолепии:

На бывшей привокзальной площади - царство ПАЗиков:

-6

Эта сторона вокзала раньше смотрела на станцию, а сегодня выглядит максимально непарадно:

Впрочем, железнодорожные пути с этой стороны по-прежнему есть. Более того, бывшая станция, очевидно, долгое время использовалась в качестве разъезда для составов, идущих в порт и из него. Однако сейчас разъезд ликвидирован, второй путь частично разобран:

-8
Старый туапсинский вокзал, когда он еще был железнодорожным. Фото из местного краеведческого музея
Старый туапсинский вокзал, когда он еще был железнодорожным. Фото из местного краеведческого музея

Как портовый город, Туапсе имеет большую сортировочную станцию, живописно расположившуюся среди гор:

-10

Также в Туапсе находится локомотивное депо, обслуживающее локомотивы постоянного тока, на котором работает контактная сеть от Белореченской и Горячего Ключа до самой Абхазии. Когда-то это был единый постояннотоковый полигон вместе с железными дорогами Закавказья. Собственно, электрифицировать железную дорогу Туапсе-Сочи-Адлер начали со стороны Грузии, где электрификация в стандарте постоянного тока появилась еще в 1930-е гг. (горные дороги Закавказья были первенцами советской электрификации). Однако в результате грузино-абхазского конфликта и железная дорога, и контактная сеть оказались разорванными, и теперь в России остался довольно бессмысленный изолированный тупиковый отрезок постояннотоковой электрификации, а за Горячим Ключом и Белореченской уже идет более поздняя электрификация в системе переменного тока.

Для наглядности прилагаю карту:

Синий - электрификация на постоянном токе, красный - на переменном, черный - не электрифицированные линии
Синий - электрификация на постоянном токе, красный - на переменном, черный - не электрифицированные линии

Сегодня основным локомотивом, который обслуживает депо Туапсе, является 2ЭС4К "Дончак". Это грузовой локомотив, но из-за сложного профиля пути он работает и с пассажирскими поездами. А с конца 1960-х и до самого начала 2000-х гг. здесь было царство электровозов ВЛ8 - на мой взгляд, одних из самых харизматичных советских локомотивов. Собственно, депо Туапсе было последним в РФ, которое эксплуатировало эти электровозы:

Электровозы ВЛ8 в депо Туапсе
Электровозы ВЛ8 в депо Туапсе

Ну и завершим этот железнодорожный обзор пляжными фото. Железная дорога проходит вдоль городского пляжа Туапсе, и здесь можно вволю заниматься трейнспоттингом, фотографируя проходящие мимо поезда:

"Ласточка" в непогоду спешит в Туапсе вдоль побережья. Перегон Туапсе - Шепси.
"Ласточка" в непогоду спешит в Туапсе вдоль побережья. Перегон Туапсе - Шепси.

Железная дорога и море - что может быть лучше!
Железная дорога и море - что может быть лучше!