Тема 2. Методы исследования и основные направления психологии. Методологические принципы психологического исследования. Объективность психологических исследований и особенности психологической интерпретации полученной информации. Классификация методов в психологии. Метод наблюдения: основные особенности и содержание, виды и их характеристика. Метод эксперимента: основные особенности и содержание. Виды эксперимента и их характеристика. Метод тестирования: виды, основные особенности и содержание. Методы опроса. Основные особенности и содержание методов: беседы, интервью. Метод анализа результатов деятельности: основное содержание, виды и особенности.
Основные направления в психологии: фрейдизм и неофрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология и другие направления (функционализм, трансперсональная психология и др.).
Задания для практического занятия
Задание 1. Определение метода исследования
Цель: Научить студентов различать основные методы психологического исследования и понимать их особенности.
Форма работы: групповая.
Ход выполнения:
- Преподаватель готовит карточки с описаниями коротких ситуаций.
Примеры:
- Ситуация 1: Психолог незаметно наблюдает за поведением детей в игровой комнате.
- Ситуация 2: Участникам предлагают пройти опросник, чтобы оценить уровень тревожности.
- Ситуация 3: В экспериментальной группе включают громкую музыку во время выполнения теста на внимание, а в контрольной группе — нет.
- Каждая группа должна определить:
- какой метод исследования используется,
- объяснить, почему именно этот метод,
- назвать сильные и слабые стороны метода в данной ситуации.
Обсуждение:
- Что оказалось самым сложным при определении метода?
- Какие методы могут дополнять друг друга?
Задание 2. Создание собственного эксперимента
Цель: Освоить структуру психологического эксперимента.
Форма работы: работа в малых группах.
Ход выполнения:
- Каждая группа получает задание придумать мини-эксперимент для проверки психологической гипотезы.
- Нужно описать:
- гипотезу,
- независимую и зависимую переменные,
- процедуру эксперимента,
- контрольную и экспериментальную группы,
- способы фиксации результатов.
- Примеры тем:
- влияние музыки на скорость чтения,
- влияние цвета фона на память,
- влияние поощрения на мотивацию.
Презентация: Каждая группа кратко представляет свой эксперимент.
Обсуждение:
- Какие трудности могут возникнуть при реализации этих экспериментов в реальной жизни?
- Как избежать ошибок и сделать эксперимент более объективным?
Задание 3. Наблюдение и фиксация данных
Цель: Научить студентов различать виды наблюдения и работать с протоколами.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Ход выполнения:
- Преподаватель включает короткий видеоролик (например, поведение людей в кафе).
- Студенты фиксируют наблюдения в таблице:
- кто был объектом наблюдения,
- какие действия или реакции зафиксированы,
- какая форма наблюдения использовалась (включенное, невключенное, сплошное, выборочное).
- Сравнение и обсуждение записей в группах.
Обсуждение:
- Почему у разных наблюдателей могли получиться разные результаты?
- Как повысить точность наблюдения?
Задание 4. Анализ тестов
Цель: Познакомить студентов с методом тестирования и его применением.
Форма работы: парная.
Ход выполнения:
- Преподаватель раздает несколько простых психологических тестов (например, на внимание или память).
- Студенты выполняют их и фиксируют свои результаты.
- В парах обсуждают:
- какие качества измеряет тест,
- насколько корректными и объективными кажутся результаты,
- какие ошибки могут возникнуть при проведении тестирования.
Обсуждение:
- В каких ситуациях тесты могут дать искаженные результаты?
- Как правильно подбирать тесты для исследования?
Задание 5. Интервью и беседа
Цель: Освоить основные техники проведения интервью.
Форма работы: работа в тройках.
Ход выполнения:
- Один студент играет роль психолога, другой — респондента, третий — наблюдателя.
- Задача «психолога» — провести мини-интервью по теме, например, «Мотивация в учебе».
- «Наблюдатель» фиксирует сильные и слабые стороны проведения интервью.
- Через 10–15 минут участники меняются ролями.
Вопросы для обсуждения:
- Что помогало наладить контакт с респондентом?
- Какие ошибки чаще всего встречались?
Задание 6. Анализ деятельности
Цель: Понять, как по продуктам деятельности можно судить о психологических особенностях человека.
Форма работы: групповая.
Ход выполнения:
- Преподаватель демонстрирует различные материалы — рисунки, тексты, записи (или их фото).
- Группы анализируют их, отвечая на вопросы:
- что можно сказать о психологических качествах автора,
- какие методы интерпретации можно применить.
Пример: анализ детского рисунка на предмет уровня тревожности.
Обсуждение:
- Какие выводы можно сделать по результатам анализа?
- Как избежать субъективности в интерпретации?
Задание 7. Направления в психологии: дебаты
Цель: Ознакомить студентов с основными психологическими направлениями.
Форма работы: командная.
Ход выполнения:
- Каждая группа получает одно направление (фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология).
- Задача группы — подготовить 3–5 аргументов в пользу того, почему их направление лучше всего объясняет поведение человека.
- После подготовки проводится мини-дебат.
Обсуждение:
- В чем сильные и слабые стороны каждого подхода?
- Можно ли интегрировать несколько подходов?
Задание 8. Мини-исследование в аудитории
Цель: Закрепить знания о методах и их сочетании.
Форма работы: групповая.
Ход выполнения:
- Каждая группа получает задание провести маленькое исследование прямо в аудитории, используя два метода, например:
- наблюдение и опрос,
- тестирование и интервью.
- Группы фиксируют результаты и готовят краткий отчет.
Презентация: каждая группа делится результатами исследования.
Обсуждение:
- Какие трудности возникли при работе?
- Как сочетание методов помогло сделать выводы более точными?
Конкретные упражнения из русскоязычных источников
- Регуш Л. А., «Практикум по наблюдению и наблюдательности»
- Упражнение 1: «Проследите влияние формализованного и неформализованного наблюдения на получаемые результаты» — находится в Глава 2 «Методики наблюдения», пункт 2.3 «Упражнения». bookap.info
- Также в том же разделе учебника: Упражнение 2: «Разработайте схему наблюдения…» — там же, Глава 2, пункт 2.3. bookap.info
- Упражнение на развитие наблюдательности — в Глава 3, раздел 3.3 «Система упражнений для развития наблюдательности», примерно страница 54 по нумерации книги. bookap.info
- Практикум по общей и экспериментальной психологии
- В этом практикуме в разделе, посвящённом методам исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос и др.), есть задания после теоретического материала, где студентам предлагается самостоятельно организовать исследование, применяя один из методов. e-univers.ru
- Там же есть разделы с исследованиями психических процессов и свойств личности — например, задания по диагностике внимания, памяти, личности. e-univers.ru
- Общий психологический практикум. Раздел III. Методы наблюдения и беседы (Голубева Е. В., Тулынина А.Ю.)
- Это пособие содержит методические указания и задания по методу наблюдения и методу беседы. Например, задания в модуле I — «Метод наблюдения» и модуле II — «Метод беседы». golubevaelenav.narod.ru
- Там страницы около 18–24 содержат задания, где студенты анализируют признаки поведения и обсуждают, как вести наблюдение. golubevaelenav.narod.ru
Упражнения 1 из Регуш Л. А. «Практикум по наблюдению и наблюдательности» (Раздел 2.3 «Упражнения»), с раздаточным материалом, как в практикуме. psy.wikireading.ru+2bookap.info+2
Упражнение «Проследите влияние формализованного и неформализованного наблюдения на получаемые результаты»
Цель:
Понять различия между формализованным и неформализованным наблюдением и оценить, как техника наблюдения влияет на собираемые данные.
Материалы для раздачи / подготовки:
- Бланк протокола наблюдения для формализованного метода (регламентированная программа, отмеченные заранее признаки, чёткая структура).
- Бланк протокола наблюдения для неформализованного метода (свободное, «фотографическое» описание, возможность фиксировать всё, что наблюдаешь).
- Инструкции ученикам/наблюдателям.
- Пример объектов наблюдения (речь, проявления темперамента, поведение в группе и т.п.).
- Часы или секундомер. Возможен фото или видеозапись, если доступно.
Ход выполнения:
- Выберите объект наблюдения — например, речь человека или проявления темперамента (реакции на стресс, эмоциональные изменения, манера двигаться и т.п.).
- Подготовьте две версии наблюдения за одними и теми же объектами и ситуацией:
a) Формализованное наблюдение — используйте заранее разработанную программу: чётко определите признаки, которые будете фиксировать, критерии, время, способ фиксации.
b) Неформализованное наблюдение — наблюдайте ту же ситуацию, но без строгой программы: фиксируйте всё, что кажется важным, давайте «фотографическое», разомкнутое описание происходящего. - Проводите оба наблюдения. Для формализованного — заполняйте бланк быстро и с фокусом на заранее выбранных признаках. Для неформализованного — фиксируйте всё, что видите: детали, нюансы, неожиданные моменты.
- После завершения наблюдений сравните результаты:
- Сколько признаков удалось зафиксировать в каждом методе?
- Насколько точны и подробны описания?
- Были ли в неформализованном необычные наблюдения, которые не попали бы в формализованный бланк?
- Что подтолкнуло выделить те или иные признаки в каждом методе?
Вопросы для обсуждения:
- В чём преимущества и недостатки формализованного метода? А неформализованного?
- Какие типы явлений лучше всего изучать формализованным методом, а какие — неформализованным?
- Как личные предубеждения и ожидания могут влиять на то, что фиксируется при неформализованном наблюдении?
- Как можно комбинировать оба метода, чтобы получить более полную картину?
Выводы / рекомендации преподавателю:
- Подчеркнуть, что оба метода важны, но каждый имеет свои ограничения.
- Обратить внимание на роль хорошо составленной программы при формализованном наблюдении.
- Обсудить субъективность в неформализованном наблюдении — что может «вырезаться» из-за личных фильтров.
- Предложить студентам развивать навык замечать не предвиденные признаки и события — они часто дают ценные сведения.
Вот готовые раздаточные материалы для упражнения «Проследите влияние формализованного и неформализованного наблюдения на получаемые результаты». Их можно распечатать и раздать студентам перед началом практического занятия.
Бланк 1. Формализованное наблюдение
Инструкция:
Выберите объект наблюдения (человек или группа). В течение 5–10 минут фиксируйте только заранее определённые признаки, отмечая их частоту или интенсивность. Не описывайте события словами — только заполняйте таблицу.
Тема наблюдения: ___________________________________________
Дата и время: ____________________________________________
Место наблюдения: _________________________________________
Время (мин.)
Признак 1: (например, жесты)
Признак 2: (например, мимика)
Признак 3: (например, слова поддержки)
Признак 4: (например, движения в пространстве)
Примечания
0–1 мин
1–2 мин
2–3 мин
3–4 мин
4–5 мин
5–6 мин
Итоги:
Какие признаки проявлялись чаще всего?
Бланк 2. Неформализованное наблюдение
Инструкция студенту:
В течение 5–10 минут наблюдайте ту же ситуацию, что и в формализованном методе, не ограничиваясь заранее заданными признаками. Фиксируйте всё, что происходит, включая детали и свои впечатления.
Тема наблюдения: ___________________________________________
Дата и время: ____________________________________________
Место наблюдения: _________________________________________
Записи наблюдателя (свободное описание):
Бланк для сравнения результатов
Инструкция студенту:
После проведения двух видов наблюдения сравните их по критериям в таблице ниже.
Критерий сравнения | Формализованное набл | Неформализованное набл
Количество зафиксированных признаков
Точность описания
Наличие неожиданных деталей
Уровень субъективности
Какие данные можно использовать в отчёте?
Вопросы для обсуждения в группе
- Какие признаки вы могли упустить в формализованном наблюдении?
- Какие неожиданные моменты вы заметили в неформализованном наблюдении?
- Как изменилось ваше восприятие объекта, когда вы работали по разным методам?
- Что легче анализировать — формализованные таблицы или свободные описания?
- В каких реальных исследованиях удобнее использовать каждый из методов?
Да, на русском языке есть хорошие сборники и источники, где можно найти готовые упражнения и практики, которые подойдут под твою тему. Вот список с кратким описанием, что именно там есть, и ссылки:
Источники на русском с упражнениями
Регуш Л. А. «Практикум по наблюдению и наблюдательности»
Учебное пособие с методиками, программами, схемами, критериями, бланками регистрации — всё для упражнений на развитие навыка наблюдения. mopsgmr.ru
Отлично для заданий по наблюдению, тренировке внимания, определения видов наблюдения.
«Практикум по общей и экспериментальной психологии»
Теоретический обзор методов исследования + упражнения к параграфам: задание, виды наблюдений и др. e-univers.ru
Можно использовать, чтобы дать задания по эксперименту, наблюдению, тестированию.
Сборник «Общий практикум по психологии. Метод наблюдения» (ред. М. Б. Михалевская, Т. В. Корнилова)
Методические указания, примеры наблюдений, анализ трудовой деятельности, отдых и др. istina.msu.ru+1
Источник упражнений по наблюдению и анализу деятельности.
Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (из Практических занятий по психологии, под редакцией А. Ц. Пуни)
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения: мимика, пантомимика, поведение и др. school14.npi-tu.ru
Может использоваться для упражнений, где нужно фиксировать эмоциональные реакции, тела, поведения.
Практикум по психологии личности (Елисеев, Елисев etc.)
Задания самоисследования: исследование «Я-концепции», зрелости личности, личностного роста. psysocwork.ru
Подходит для разделов о характере, направленности личности, способностях.
Полезные ресурсы с упражнениями
Research Methods Exercises – Sage Publishing
PDF с упражнениями, охватывающими ключевые понятия исследования: дизайн, сбор данных, выбор переменных, репрезентативность, этика и др. SAGE Publications
Можно адаптировать для студентов: выбрать упражнения, соответствующие методам, которые вы изучаете.
A level and AS level Psychology: A Handbook of Practical Investigations (OCR)
Подборка практических исследований (эксперименты, опросы, наблюдения и др.), листовки, задания, инструкции для студентов. OCR
Отлично подходит, чтобы взять «под ключ» практические задания и раздаточный материал.
Research Methods in Psychology (Open Textbook)
Бесплатный учебник, включающий разделы по методам исследования, с примерами, упражнениями и заданиями. OpenTextbooks+1
Можно использовать для подготовки теории + примеры заданий.
RESEARCH METHODS AND STATISTICS – APA / Precollege TOPSS
Уроки и упражнения для преподавателей и студентов, охватывающие статистику и методы исследования. American Psychological Association
Хорошо для укрепления понимания объективности, тестирования, эксперимента.
Compendium of Laboratory Exercises for Teachers of High School Psychology
Э-книга с лабораторными упражнениями по разным темам психологии. teachpsych.org
Отличен для адаптации лабораторных/практических занятий.