Найти в Дзене
Время героев

"Мы предпочли мучительную смерть в огне, чем позорную сдачу в плен"

Осень 1943 года. Солдаты Красной Армии вплотную подошли к Мелитополю, который немцы превратили в мощную крепость. Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов потом напишет: Наши войска буквально прогрызали оборону противника. Мы несли большие потери. Майор Петр Князев, описывая подвиг солдат 321-го артиллерийского полка, рассказывал, что как только артиллеристы сделали первый выстрел, немцы ответили шквальным огнем. Один из расчетов накрыло, и в живых остались только красноармеец Василий Хайло и раненный в ноги сержант Григорий Фролкин. Хайло пришлось вести огонь в одиночку. Первым же выстрелом он подбил вражеский танк, вторым - еще один. Когда в атаку двинулась немецкая пехота, то в ход пошли ручные гранаты. Отнеся раненного сержанта в ближайший дом, красноармеец, с винтовкой в руках, занял оборону. А тем временем немцы подкатили к дому бочки с горючим и подожгли их. Василий взял портсигар товарища, вложил туда документы и нацарапал на внутренней крышке: В этом доме заживо сгорели коммунист

Осень 1943 года. Солдаты Красной Армии вплотную подошли к Мелитополю, который немцы превратили в мощную крепость. Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов потом напишет:

Наши войска буквально прогрызали оборону противника. Мы несли большие потери.

Майор Петр Князев, описывая подвиг солдат 321-го артиллерийского полка, рассказывал, что как только артиллеристы сделали первый выстрел, немцы ответили шквальным огнем. Один из расчетов накрыло, и в живых остались только красноармеец Василий Хайло и раненный в ноги сержант Григорий Фролкин. Хайло пришлось вести огонь в одиночку. Первым же выстрелом он подбил вражеский танк, вторым - еще один. Когда в атаку двинулась немецкая пехота, то в ход пошли ручные гранаты.

Отнеся раненного сержанта в ближайший дом, красноармеец, с винтовкой в руках, занял оборону. А тем временем немцы подкатили к дому бочки с горючим и подожгли их. Василий взял портсигар товарища, вложил туда документы и нацарапал на внутренней крышке:

В этом доме заживо сгорели коммунист Фролкин Г. И. и комсомолец Хайло В. А. Мы предпочли мучительную смерть в огне, чем позорную сдачу в плен. Отомстите за нас, дорогие товарищи.

Когда крыша дома рухнула, Василий Хайло уже лежал без сознания. Четверо суток солдаты пролежали под обломками, пока их не нашли свои.

За героизм и доблесть в бою с фашистскими захватчиками красноармейцу Василию Александровичу Хайло было присвоено звание Героя Советского Союза.