Наверно, не совсем корректно было объединить в одном обзоре двух таких разных авторов, как Эрик-Эммануэль Шмитт и Сомерсет Моэм. Оба известные и признанные писатели, оба – талантливые драматурги, оба – исследователи человеческих душ. Но их творчество разделяет столетие, за которое мир претерпел мощнейшие культурные трансформации.
Шмитт – наш современник, человек сумасшедшей эпохи постмодернизма, пытающийся вернуть несущееся куда-то без целей и смыслов человечество на круги своя, вытаскивая на свет божий его моральные основы.
Моэм – житель уже ушедшей эпохи, тоже не простой (впрочем, простых времён и не бывает), но ещё достаточно консервативной, где моральные основы, хотя и попираются не реже, чем сегодня, но кажутся пока незыблемыми.
Мир героев Моэма, слава богу, нам всё ещё понятен и интересен. Но он уже другой.
Да и подходы к описанию своих миров у авторов разнятся. Удивительно, но современник Шмитт чаще выступает в роли воспитателя, а Моэм – в роли провокатора.
И всё-таки прочитанные мною сборник Э.-Э. Шмитта «Феликс и Незримый источник» и роман С. Моэма «Острие бритвы» показались мне похожими.
Конечно, не сюжетом. Конечно, не манерой повествования. Хотя, стоит ли говорить, что качество текста обоих книг на высочайшем уровне. И Моэм, и Шмитт – замечательные рассказчики, авторы, уважающие и любящие Слово.
Эти две разные книги оставили у меня одинаковое экзистенциональное послевкусие. Навели на похожие выводы, ни много ни мало, о смысле жизни и утерянном искусстве её проживания.
После их прочтения я почувствовала ветерок Дзен. Да простят меня религиоведы. Ибо книги эти совсем не о буддизме. Или не совсем о буддизме? Но мне показалось, что и Моэм, и Шмитт исследуют один и тот же вопрос - вопрос личностного познания и чувствования человеком его собственного бытия.
Если вы думаете, что это какие-то сложные для восприятия произведения, значит, я слишком увлеклась философствованием и невольно ввела вас в заблуждение.
На самом деле, это замечательные, жизненные, очень не похожие друг на друга, но одинаково любопытные человеческие истории.
Книга Э.-Э. Шмитта «Феликс и Незримый источник» является последним переведённым на русский язык сборником из цикла «Незримого», посвященного мировым религиям.
Не пугайтесь, это отнюдь не теологический труд, просто герои этого цикла – люди разных культур и верований. Спойлер: любят и страдают все одинаково.
Я очень люблю Шмитта и уже не раз писала о его творчестве. Не поленюсь напомнить своим новым читателям и подписчикам, что Эрик-Эммануэль Шмитт – известный (где-то даже модный) современный французский философ, писатель, драматург, лауреат многочисленных литературных премий, чьи книги переведены на 45 языков мира и издаются миллионными тиражами.
Недавно даже промелькнула информация, что его роман «Оскар и Розовая Дама» некоторые читатели назвали книгой, изменившей их жизнь, наряду с Библией, «Маленьким принцем» и «Тремя мушкетерами».
Если вы ещё не знакомы с творчеством Шмитта, то рекомендую начать знакомство именно с этого произведения.
Ибо описываемый сегодня сборник «Феликс и Незримый источник» не показался мне таким же шедевральным. Но и не разочаровал.
Первая повесть одноимённого сборника «Феликс и Незримый источник» раскрывает тайны анимизма.
«Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.» (Источник: Рувики.)
Автор рассказывает историю о странной болезни и удивительном исцелении мамы маленького героя повести. История эта начинается в Париже с живописного, слегка ироничного бытописания обычной столичной жизни африканских эмигрантов, полной закадычных друзей, милых приятелей и роковых недругов (как же без них). А заканчивается в лесах Африки, где другом и врагом может стать любое дерево и любой зверь.
Погружая читателя в африканскую архаику, Шмитт, мне кажется, говорит не столько о силе верований африканцев, сколько о том, как отдалились мы от своего естества. О том, что мы забываем наши корни, разучились видеть незримое, доверять живому, верить в силу и мудрость природы.
Второе произведение сборника Э.-Э. Шмитта, маленькая повесть «Мадам Пылинска и тайна Шопена», мне понравилась и запомнилась больше остальных. Именно на её страницах я остро почувствовала тот самый Дзен, который, как мне кажется, объединяет обе книги таких разных авторов.
Вместе с героем повести (похоже, автор рассказывает о своём личном опыте) вы тихонько, осторожно, не спеша (а иначе не получится) будете постигать великую тайну и силу Музыки. Не через гаммы, а через тишину! Да, да! И это не будет скучно!
Думаю, эта повесть особенно будет интересна тем, кто профессионально связан с музыкой или имеет хотя бы начальное музыкальное образование. Но и бесталанные обычные грешные вроде меня, уверяю вас, тоже получат удовольствие от познания универсального языка души.
Третья повесть сборника «Миларепа» – это, по сути, притча о заповедях буддизма. В ней рассказывается о знаменитом тибетском отшельнике XI века. Как все притчи, эта история любопытна и поучительна. Мне читать было интересно.
После «пёстрых» шмиттовских историй захотелось прочесть что-то более уравновешенное, привычное, классическое. И я скачала первую попавшуюся, не читаную ранее повесть Сомерсета Моэма «Острие бритвы».
Моэм – мой старый, проверенный временем знакомец. Думаю, что и вам представлять этого автора смысла нет.
Я уже давно знаю, что любая его книга будет вкусна, мудра и кстати. Так и случилось. И знаете, она неожиданно тоже оказалась про Дзен! Вот уж чего не ожидала я от английского классика начала 20 века!
Сюжетно она чем-то напоминает роман Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой Моэма Ларри так же ищет себя, так же не согласен на определённую обществом роль винтика в социальном механизме, так же работает над собой.
Но образование и пытливый ум у него, в отличие от героя Лондона, в анамнезе уже присутствуют. К тому же герой Моэма Ларри обладает философским складом ума и смелостью. Поэтому он идёт по другому пути. И путь этот неординарен. Особенно для своего времени. Он не пытается покорить общество, он бежит от него.
Эта история духовного бунта примечательна ещё и тем, что её герой не похож на классического бунтаря. Ларри – человек тонко чувствующий, деликатный, думающий, сомневающийся, светлый. И от этого его искания вызывают особые сопереживания у читателя.
Триггером для переосмысления собственной жизни для Ларри стал трагический случай на войне, где он, будучи совсем юным, сталкивается со смертью. Отныне он хочет понять, в чём смысл дарованной ему жизни.
Герой Моэма потеряет всё: свою любовь, друзей, состояние, положение в обществе. Но то, что он найдёт, заменит ему всё потерянное сполна. Во всяком случае мне, уехавшей однажды из привычной жизни на тихий берег моря, в это верится.
Напоследок приведу два коротеньких, но ёмких отзыва читателей на эти книги из интернета. Мне очень понравились!
"... Мир принадлежит тем, кто решил ничем не владеть."
"... Всем добра и Шмитта!"
Приятного чтения. Спасибо, что со мной.