Круглую дату со дня рождения отметила в этом году член Союза кинематографистов России, лауреат многих отечественных и международных кинофестивалей, создатель и руководитель студии «Кинофабрика «СЛОНиКо», режиссер, сценарист, оператор-постановщик, продюсер Светлана Быченко.
За четверть века она сняла более пятидесяти неигровых картин, в том числе «Метод вычитания или твой одноклассник» (1996); из цикла «100 фильмов о Москве» ― «Вечный бал» (1997), «Мемуары первоклассника» (1999), «Возвращение» (2001); «Острова. Варлам Шаламов» (2006), «Острова. Венедикт Ерофеев» (2008); цикл фильмов «Страна птиц» (с 2011 года по настоящее время): «Кукушкин сад», «Тайная жизнь камышовок», «Глухариные сады», «Соловьиный рай», «Тетеревиный театр» и др.; «Территория Куваева» (2016); цикл «Люди приграничья» (с 2024 года по настоящее время). Выполнила ряд работ в редком жанре документальной анимации: «Шлю привет!» (2002), «Гармонист» (2003) «Путешествие белого слона к белому царю» (2007) и др.
Особое место в творчестве режиссера занимает создание фильмов о природе. Картина «A lumine motus/Меня приводит в движение свет» в 2024 году стала номинантом премии Китайской академии в области документального кино «За музыкальное сопровождение», в 2025 году – Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча».
― Светлана, как выбрали профессию?
― Мечтала об этом с детства. В журнале «Юность», который читала лет с тринадцати, часто публиковались статьи замечательных людей – сценаристов и режиссеров. Тогда и задумалась об этих профессиях. Еще совершенно точно знала: обучаться им надо не сразу после школы, а позже. Получила образование на прекрасном факультете журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького, поработала и поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (отделение документального кино, мастерская Леонида Гуревича). Всё, как мечталось.
― Вы не только режиссер и сценарист, но и оператор, продюсер…
— Это уже сопутствующие профессии. Мне очень нравится снимать! На самом деле любой профессиональный режиссер может хорошо снять. Никто лучше него не видит картинку. Не понимаю режиссеров, которые не держали в руках камеру, не монтировали... Таких мало, но они есть. Их называют «режиссерами в белых перчатках».
― В своих работах вы касаетесь самых разных сторон жизни ― демонстрируете человеческие драмы и создаете исторические портреты. Почему начали уделять особое внимание фильмам об окружающей среде?
― Основная тема, которая должна нас волновать, – отношения с природой. В глобальном, философском смысле. Мы себя из нее вычленили, поставили во главе. Может быть, даже выше Создателя. Отсюда большинство наших проблем. Это богатейший мир, а мы так мало знаем о нем, и в том числе о себе, что даже удивительно, как можно думать о чем-то другом. И, конечно же, поражает, насколько наше поведение неадекватно окружающей красоте. Поэтому мне хочется об этом говорить. Возвратить человека самому себе. Счастливые люди ― те, кто живет в гармонии с природой.
Чего я еще не попробовала, но очень хотела бы осуществить, – снять игровую сказку для детей.
― Ваш фильм «A lumine motus/Меня приводит в движение свет», уже, можно сказать, сказка…
― Да, которая существует в реальности. Эта картина ― наверное, воплощение мечты. Снимая, я отвечала на очень правильные вопросы, которые задавала себе лет в шесть-семь. Дети интересно мыслят, и жаль, что не вслух. Мне нравилось подолгу наблюдать за цветами. Хотела понять, как они распускаются, и не удавалось. Думала, первобытные люди это видели, а теперь стало невозможно. И была абсолютно права: человеку это доступно, просто мы не смотрим.
― Как долго создавался фильм?
― В целом три года. Каждое насекомое, цветок движутся к свету. И наши съемки двигались за весной – с юга на север, из Белгородской области в Псковскую. В картине драматургия весны.
Я давно снимаю животных. С цветами работать сложнее. Казалось бы, они никуда не убегают, не улетают, но птиц и зверей можно хоть как-то предсказать, а цветок нет. Взять две растущие рядом энотеры. Условия одни и те же, но у одной бутон раскрывается, у другой нет. И предугадать у какой – невозможно. Потом мы нашли средство воздействия. Растения очень любят слушать. Рассказываешь смешные истории – быстрее раскрываются…
Иногда поставишь камеру, думаешь: все замечательно, ты отсюда никуда не денешься. Вдруг в последний момент цветок делает движение, вырастает… и уходит из кадра.
Это тяжелый труд. Очень много нюансов, но это же твои герои, они живые. С ними надо договариваться.
― С людьми проще, чем с цветами?
― С людьми труднее, но они всё же отчасти предсказуемы.
― Какое оборудование использовали для съемки?
― Специальную оптику – макрообъективы. Построили павильоны: один в заповеднике в Белгородской области, другой – в Псковской. Проводили много проб и пришли к выводу, что в павильонах мы не способны создать необходимые условия, цветы ведут себя неестественно. Приняли решение снимать в основном в природе. Это тоже требовало многих технических приспособлений, изобретений, выдумки.
― Героями картины стали не только растения, но и насекомые, лягушки…
― Можно сказать, создавая этот фильм, я позволила себе и съемочной группе пожить в детстве ― поползать, понаблюдать за жуками, повозиться с лягушками. Это счастье!
В съемочной группе был погонщик божьих коровок – замечательный парень, который умел находить с ними общий язык.
Моими актрисами стали улитки, они путешествовали с нами в коробках из Белгорода в Псковскую область. Потом были выпущены там, где взяты.
Прудовые лягушки снимались в Псковской области. Они оказались волшебными. Одна из них меня просто полюбила – выполняла всё, о чем ее просила: прыгала, подходила ближе. Я шла в лес, она за мной. Ей понравилось сниматься.
У всех цветов разный характер: у вероники – один, у пролески – другой. Чистяк страшно трусливый – чуть ветерок подул, или дождь капнул, он спешит закрыться. Есть смелые цветы, есть отчаянные синоптики. Как, например, просыпается незабудка? В полседьмого утра раскрывается один цветочек, в одиннадцать – второй и так постепенно остальные.
Сделаны были настоящие открытия. Снимали пион тонколистный. Бутон сладкий (по нему ползают муравьи) – вот-вот должен раскрыться. Поставили камеру, ушли. Возвращаемся – он такой же, только муравьев нет. Спустя день – то же самое. Через четверо суток решили посмотреть съемку. Оказывается, пион «следит» за солнцем, прежде чем раскрыться полностью – несколько раз пробует это сделать по чуть-чуть в ясную погоду. В книгах об этом не написано.
Сейчас встречаю научные работы, в которых утверждается, что цветы звуками привлекают опылителей. Я абсолютно согласна. Они издают множество звуков – в ином диапазоне, но всё равно слышно. И разговаривают, и общаются, и помогают друг другу. С насекомыми у них свои взаимоотношения. После того, как человек наступил на пролеску, она еще пыталась встать!
Этот мир бесконечен и волшебен. Столько всего неизведанного! Когда всматриваешься в него, рождается очень много вопросов. Человеку есть чем заняться – изучать, наблюдать. Если мы не знаем о том, что происходит вокруг, что мы хотим понять о себе, об обществе, в котором живем? Убеждена: каждый цветок, помимо того, что он и красив, и часто полезен, — это некая мысль. Цветы — это язык Бога. А мы не умеем его прочитать.
― В процессе работы консультируетесь с учеными – биологами, зоологами, орнитологами?..
― Безусловно, но люблю снимать отдельно от специалистов. Интересно самой открывать природу.
― Что самое важное при создании неигровой картины?
― Прежде всего со мной как с автором должно что-то произойти. Мне необходимо получить новое впечатление ― что-то открыть, понять, прожить отдельную маленькую жизнь… Только тогда будет кино.
― Как работа над этим фильмом повлияла на вас?
― Утвердила в мысли, что мы должны постигать мир, который рядом; жить в гармонии с природой – это правильный путь.
Все любят смотреть на цветы, но стремятся их как-то модифицировать, приспособить под себя, хотя до конца даже не понимают их назначение.
В конце съемок мы поднялись над болотцем и увидели, что оно имеет форму человеческого следа, как будто ступил большой-пребольшой человек. Входя в любой лес, в природу, мы всегда оставляем след. И лучше думать, какой. И где пройти.
— Философская картина…
― Один ребенок сказал: этот фильм – доказательство существования Бога. Я с ним согласна.
― Где его можно увидеть?
― В ноябре планирую организовать повторный кинопрокат – хочу дать фильму еще одну жизнь. Он не телевизионного формата, сделан для «большого» экрана. Его необходимо смотреть на DCP со звуком 5.1 – это важно.
― Расскажите о деятельности «Кинофабрики «СЛОНиКо».
― Студия реализует много просветительских проектов. Основной – документальный цикл «Страна птиц», который выходит на канале «Россия ― Культура» с 2011 года. За это время сделано более тридцати пяти картин о разных видах пернатых. Сейчас в производстве серии о белом воробье и сером журавле.
У меня давно сложилась формулировка: даже если я снимаю птиц, все равно говорю о людях. Мне важно актуализировать архаические отношения человека с природой, которые живут в каждом из нас. Все мы испытываем страх от ночного крика совы или желны (черный дятел – Прим. ред.), замираем перед звездным небом… Когда такие чувства удается пробудить у зрителя, цель достигнута. Поэтому многие годы сотрудничаю с удивительным композитором Сергеем Клевенским и режиссером монтажа Юрием Гедером. Думаю, они ставят перед собой такие же задачи.
Помимо меня над созданием цикла трудятся уже мои ученики-режиссеры – кандидат биологических наук Татьяна Обозова (она сделала ряд картин, говорящих о том, как важно восстановить связь народных культур и природы), и Юлия Шульгина, недавно закончившая свой второй фильм «Весенний марафон» о курских любителях птиц.
Двенадцатый год студия проводит кинофестиваль «Разумный кинематограф». В 2022 году у нас появился партнер – медиагруппа «Красный квадрат», и фестиваль стал международным. Его объединяющей идеей является демонстрация красоты и богатства природного наследия, самобытности нашей страны, разнообразия культурного и творческого потенциала. Это принципиально неконкурсный фестиваль – без кинематографического жюри, вручаются только зрительские призы.
Ведем большую исследовательскую работу, готовим к изданию книгу «Очерки из истории «Разумного кинематографа» об истории природного кино в России и СССР.
Продолжаю создание цикла фильмов «Люди приграничья» о мужественных жителях Белгородчины, которые в условиях постоянных обстрелов помогают российским бойцам СВО.
― У вас диаметрально противоположные темы картин...
― Всё есть в мире, поэтому и во мне всё это есть. Нельзя оставаться в стороне от того, что происходит в стране, пройти мимо людских страданий.
СВО началась, когда мы снимали «A lumine motus…» в Белгородской области. Трагедия разворачивалась у нас на глазах, и невозможно было не вернуться туда, и не освещать эту тему.
Каждый обязан осознавать, что происходит, иначе какие же мы граждане и художники? Все должны участвовать делами. Если кто-то думает, что переждет, – не получится, это невозможно.
Одна из героинь фильма «Люди приграничья» рассказала, что уехала в эвакуацию, оставив во дворе собаку, курицу и кошку. Хозяйка переживала, как они выживут, а когда вернулась, к ее удивлению, все были невредимы. Оказалось, животные держались вместе, помогали другу. Они и сейчас едят из одной миски…
― Неигровое кино — это…
― …наше зеркало. Наше послание в вечность, будущим поколениям. Долгое время в документалистике основным трендом был показ отрицательных сторон нашей жизни. Хорошо, что эта эпоха заканчивается. Сейчас главное – не впасть в другую крайность.
― Необходима ли цензура в неигровом кино?
― Государственная цензура, безусловно, нужна. Главная беда ― страх и самоцензура; этим поражены практически все, включая режиссеров (даже самых молодых), работников телеканалов... Потрясает до глубины души, сколько в головах всяких ловушек, которые в последнее время особенно обострились. Что-то где-то услышат, прочитают и начинают надумывать. Все беды рождаются внутри нас, поэтому важен правильный настрой. Каждый на своем месте должен быть свободным, уметь брать на себя ответственность...
― Как способствовать продвижению неигрового кинематографа?
― О нем надо больше говорить. Часто бывает, хорошие фильмы проходят тихо, а на самом деле являются событиями, осмысляют важные вехи нашей истории. Картины необходимо обсуждать с разными аудиториями ― не только с кинематографистами, но и с учеными, практиками, зрителями. И больше показывать ― на телевидении, в кинотеатрах, киноклубах, кафе, где угодно.
― Какие качества необходимы кинематографисту?
― Терпение и трудолюбие.
Беседу вела Ирина Иванова
Фотографии и кадры предоставлены Светланой Быченко
Интервью опубликовано в газете Союза кинематографистов Российской Федерации «СК-Новости» №9 (455) 22.09.2025
Другие интервью с кинематографистами в моём канале.
В Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Благодарю вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала. Буду стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.