Найти в Дзене
Motoleon Сhannel

Интервью с Игорем Думенко

Интервью с директором Государственного музея - культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского, создателем проектов Московский сувенир «Перовская мурава» и «Концерт в темноте» - Игорем Сергеевичем Думенко Игорь Сергеевич, поведайте немного о себе, о своей деятельности, о музее им. Николая Островского. В музее я работаю десять лет. До 2017 существовало два разных учреждения культуры - музей «Преодоление» им. Н. Островского и «Центр социокультурных программ «Интеграция». Объединяло эти два учреждения то, что каждое вело работу с людьми с инвалидностью. Музей - направления по доступности посетителям с инвалидностью культурного и исторического содержания, адаптации экспозиций и экскурсионных программ, а центр занимался организацией деятельности клубных формирований, творческих коллективов, проведением культурно-досуговых программ для людей с инвалидностью. В 2017 году было принято решение объединить указанные направления в деятельность одного учреждения - Государственный музей-куль

Интервью с директором Государственного музея - культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского, создателем проектов Московский сувенир «Перовская мурава» и «Концерт в темноте» - Игорем Сергеевичем Думенко

Игорь Сергеевич Думенко
Игорь Сергеевич Думенко

Игорь Сергеевич, поведайте немного о себе, о своей деятельности, о музее им. Николая Островского.

В музее я работаю десять лет. До 2017 существовало два разных учреждения культуры - музей «Преодоление» им. Н. Островского и «Центр социокультурных программ «Интеграция». Объединяло эти два учреждения то, что каждое вело работу с людьми с инвалидностью. Музей - направления по доступности посетителям с инвалидностью культурного и исторического содержания, адаптации экспозиций и экскурсионных программ, а центр занимался организацией деятельности клубных формирований, творческих коллективов, проведением культурно-досуговых программ для людей с инвалидностью.

В 2017 году было принято решение объединить указанные направления в деятельность одного учреждения - Государственный музей-культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Учреждение получило статус методического центра по социокультурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города. Это предопределило многие направления нашей проектной творческой деятельности. Так появились наши креативные проекты, один из которых это «Концерт в темноте».

Что послужило стимулом обратить внимание в сторону креативности? И в частности к проекту «Концерт в темноте»?

После объединения мы обратили внимание на сферу креативной индустрии. Увидели в этом для нашего учреждения новую форму работы с посетителями в музее, новый путь развития, некий инструмент где можно продемонстрировать искусство по-новому: спектакли и концерты, где все происходит в абсолютной темноте.

Важно отметить, что советский писатель Николай Алексеевич Островский пишет свои произведения будучи уже человеком незрячим, прикованным к постели. Для музея, носящего его имя, тема раскрытия творческих способностей и достижений человека с инвалидностью, восприятие им окружающего мира имеет особое значение. Нам важно рассказать посетителям о таких людях.

Пожалуй, эти 2 содержания определили создание и реализацию проекта «Концерт в темноте».

Почему был выбран именно такой формат? Стереотипное восприятие, присущее из детства для большинства людей, что темнота - это страшно. Там бабайка и масса всего неизвестного…

Темнота - это не страшно. Страх возникает в голове в тот момент, когда мы теряем визуальный контроль. Из психологии и медицины известно, для того, чтобы расслабиться, выспаться или сконцентрироваться, нужно закрыть глаза, погрузить в себя в темноту.

Плюс к этому, вещество, отвечающее за биоритмы и стрессоустойчивость человека - мелатонин вырабатывается в организме только в тот момент, когда мы спим. То есть когда находимся в «темноте». Темнота - это необходимость, это положительное состояние.

Ваш проект - можно сказать, некая терапия?

Мы не являемся лечебно-профилактическим учреждением, чтобы оценить тот или иной терапевтический эффект. Если после посещения нашего проекта зрители ощущают улучшение самочувствия, настроения, вдохновляются, находят новые решения для своих идей – значит команда проекта делает все правильно и хорошо. Концерты и спектакли нашего проекта посещают не только зрители, желающие воспринять нечто новое в плане досуга, но и специалисты из социальных сфер, которые ищут источник вдохновения для своей профессиональной деятельности.

Новая форма исполнения - как новая искра для творчества?

Да, когда отсутствует визуальный поток информации, нет света, костюмов, декораций, каждый погружается в себя и сам мысленно рисует все недостающее. На протяжении всего представления вы сам себе и режиссер-постановщик, и костюмер, и художник по свету, и кастинг-директор по подбору типажей действующих лиц. Все происходит исключительно в вашей голове, вы все создаете сами для самого себя. От нас только условия абсолютной темноты, безопасность, качественное звучание профессиональных исполнителей.

Музыканты и исполнители также работают в абсолютной темноте?

Да, всю программу они работают без визуального контроля. Без партитуры, без контроля своих инструментов. Это некий вызов для исполнителей, необходимость перестроиться и по-новому посмотреть на свой опыт. И это непросто, как показывает практика. Не каждый профессиональный музыкант может отыграть концерт без визуального контроля.

Исполнители у вас - люди без потери зрения?

Не только. Проект проводил свою апробацию с участием зрячих исполнителей и незрячих гидов. С 2020 года стали приглашать профессиональных музыкантов, которые имеют нарушение зрения.

Почему сразу не рассматривали коллективы с инвалидностью? Изначально это был, по большей части, экспериментальный проект. На старте мы искали формат, пробовали различные направления, подбирали сценарии. Когда основные критерии концертных программ были собраны, мы стали привлекать исполнителей. На данный момент у нас есть как полностью незрячие или зрячие коллективы, так и смешанные, где программу реализуют, например, зрячая поэтесса и незрячий музыкант. Одна из социальных задач проекта на данный момент - это введение людей с инвалидностью в творческую экономику. Наша амбициозная задача на сегодняшний день - привлечение максимального количества людей с инвалидностью, их творческая реализация и трудовая занятость.

Этника в темноте
Этника в темноте

И с каким успехом она реализовывается?

Отдельное творческое направление нашего проекта поддержал Президентский Фонд Культурных Инициатив. «Концерт в темноте. Инклюзия» как раз-таки позволил нам привлечь для организации и реализации большое количество людей с нарушением зрения, а также распространить наш опыт в выездном формате по другим городам.

Также интересен опыт, когда программы проекта «Концерт в темноте» становятся событием для организаций коммерческого сектора.

Компании, вместо банкетов и привычных «корпоративов», приглашают своих сотрудников посетить творческие программы проекта «Концерт в темноте».

Важно сказать и о самой команде, реализующей проект. Она как раз демонстрирует интеграционные процессы, где люди с инвалидностью и без инвалидности совместно создают и реализуют творческий продукт. Работают люди с разными формами инвалидности, есть отдел незрячих специалистов, часть функционала выполняется людьми без нарушения зрения, где необходим визуальный контроль.

Самый первый концерт - какой он был? И где проходил?

Первый концерт проходил в нашем структурном подразделении по адресу: Лазо д. 12, и это был хор. Он был как некая проба для старта большого проекта. Нам важно было понять алгоритмы реализации: сколько требуется времени на подготовку площадки, самим музыкантам, гидам и прочие вопросы по работе и взаимодействию со зрителями.

В чем была основная сложность при организации проекта?

Подобрать контент. Мы перебирали разные форматы, различные коллективы - от рэп исполнителей до классики. Пробовали многое. Демонстрация концертов в темноте на московском форуме в Манеже в 2019 году позволила нам провести анализ целевой аудитории, сформировать понимание аудитории и ее восприятия, насколько готова публика к такому формату, насколько проект может быть востребован на рынке.

На данный момент формат и репертуар сформирован?

У нас есть партнер - Московский продюсерский центр. Вместе с ними мы находим коллективы, оцениваем, какая концертная программа будет востребована и успешна, готовность исполнителей. Если принимаем решение, что пробуем тот или иной творческий продукт реализовывать в проекте «Концерт в темноте», начинается достаточно серьезная подготовка исполнителей. Каждый сезон в репертуаре происходят обновления, но это не значит, что мы все меняем на 100%. У нас есть программы, которые реализуются уже по несколько лет и имеют успех.

Сакс в темноте
Сакс в темноте

Любой желающий может передать свой сценарий на рассмотрение в ваш репертуар?

Основной критерий для музыкантов - это профессионализм. Рассматриваются только профессиональные исполнители. Любой желающий: сольный исполнитель или коллектив, может подать заявку в Московский продюсерский центр и там её рассмотрят. Сценарии на спектакли мы рассматриваем самостоятельно, с привлечением специалистов из театральной сферы.

Были ли какие-то экстренные ситуации во время концертов?

Конечно. Все зрители неоднозначно относятся к темноте, и первое взаимодействие с ней дается каждому по-разному. Кто-то выходит, кому-то неловко, у кого-то начинается тревожность… Мы к этому готовы. Инструктаж и информирование о правилах посещения начинается с момента покупки билета на сайте. Помимо этого, мы инструктируем наших зрителей перед каждым концертом. И если, все-таки, по какой-то причине становится некомфортно в процессе спектакля или концерта, всегда есть возможность покинуть зал, обратившись к гиду. Бывает, что кто-то выходит и отказывается возвращаться, бывает, что снова заходит, а потом посещает все концерты.

Еще одной экстренной ситуацией все чаще становится «зависимость» наших зрителей от цифровых гаджетов. По правилам посещения пространства абсолютной темноты зрителям необходимо оставить все предметы, излучающие свет и издающие звуки в индивидуальных ящичках хранения. Покупая билет, зритель соглашается с этими правилами. Это как покупая билет на самолет, вы соглашаетесь и принимаете правила авиаперевозчика и всех процедур в аэропорте.

Порой эта «зависимость» у некоторых зрителей берет верх, и они инициируют скандал. Иногда доходит до оскорблений и прямых угроз, что будут жаловаться во все вышестоящие инстанции, подадут в суд, напишут везде негативные отзывы на проект и др. Здесь наблюдаем весь спектр негативного и агрессивного поведения человека, как и при других формах зависимости.

Стараемся разъяснить, что такое правило введено не из-за нашей вредности, а для того чтобы зрители могли полноценно погрузиться в атмосферу концерта в полной темноте, получить максимальные впечатления. Один блик экрана, мигание светодиода, звонок или звук вибрации, музыка перезагрузки пронесенного телефона может испортить впечатление всем, кто пришел на концерт. И здесь уже мы получаем претензии от других зрителей в том, что мы не выполнили заявленные правила посещения, не осуществили надлежащий контроль. И, как результат, испорчены впечатления, на которые рассчитывали зрителя, приходя на концерт в абсолютной темноте.

Такие прецеденты были. Во время концерта у одного из посетителей стал мигать и вибрировать пронесенный телефон, это сильно испортило впечатления и настроение другим зрителям.

Коллектив "Концерты в темноте"
Коллектив "Концерты в темноте"

«Концерт в темноте» - для кого он все же? Есть некий портрет вашего зрителя?

Портрета зрителя нет, так как проект «Концерт в темноте» для каждого. Он создавался не как программа для людей с инвалидностью, а как новая форма демонстрации литературно-музыкального искусства. Вы пришли на концерт, где не воспринимаете визуально ни артистов, ни декорации, ни убранство и оборудование концертного зала. А тот факт, что в нем принимают участие люди с инвалидностью или без инвалидности - насколько это важно, если вы получили удовольствие от посещения концерта или спектакля? Если вы в момент концерта смогли воспринять нечто новое о себе и для себя?

Есть некая миссия проекта?

Трансформировать стереотипное восприятие людей без инвалидности о людях с той или иной формой инвалидности. Зачастую, когда человек узнает, что в проекте принимают участие люди с инвалидностью, то это воспринимается, как что-то не профессиональное. К сожалению, подобное мнение очень распространено. Нашим проектом «Концерт в темноте» мы хотим донести, что нет градации на человека с инвалидностью и человека без инвалидности. Есть человек профессионал в той или иной сфере. Есть специалист: музыкант, гид, который делает свое дело. И если бы после концерта, когда мы знакомим зрителей с артистами и гидами, они не выходили на сцену в освещенном зале, никто из гостей и не понял бы кто из них зрячий, кто незрячий, кто слабовидящий. Мы очень хотим, чтобы о нашем проекте узнавало все больше людей, к нам приходили, знакомились, открывали для себя новую форму восприятия искусства.
И, повторюсь, воспринимали не как специальный проект для людей с инвалидностью, а именно как некий новый формат, инновационную форму подачи, в которой принимают участие люди с инвалидностью.

Какое содействие уместно для вашего проекта?

Приходите на концерт, покупайте билеты, рекомендуйте друзьям и знакомым - это самая лучшая поддержка.

Какие амбиции у проекта?

Солд-аут на все концерты.

До встречи на концертах, Игорь Сергеевич.

Беседовала: Лариса Бутырина