Найти в Дзене
Галопом по кино

«Трудно первые 100 лет» (1988) – «она хотела бы жить на Манхэттене»

Итак, какой-то негодник порекомендовал мне этот «добрый, позитивный фильм». Если честно, от этого фильма исходит позитив такой силы, что я просто уверен, что отдельных зрителей, не досмотревших до конца, фильм довёл до суицида. В конце, правда, главную героиню слегка отпускает, и она понимает, что жизнь не так уж и плоха. По крайней мере, я надеюсь на это. Кстати, улыбчивая девушка на афише – это не главная героиня. Авторы афиши попытались хоть как-то спасти положение. После того, как я посмотрел этот странноватенький фильм, я узнал, что режиссёр фильма Виктор Аристов позиционировал его как парафраз пьесы Островского «Гроза». Что-что, простите? Насколько я помню, в «Грозе» главной героиней была добрая, тихая, романтичная, но несчастная Катерина, «луч света в тёмном царстве». Здесь же это – капризная девка, которой просто надоело всё её окружение, и она мечтает свалить куда-нибудь, желательно, за границу. С Деми Мур делиться секретами. Да только проблема в том, что её деревенские секрет

Итак, какой-то негодник порекомендовал мне этот «добрый, позитивный фильм». Если честно, от этого фильма исходит позитив такой силы, что я просто уверен, что отдельных зрителей, не досмотревших до конца, фильм довёл до суицида. В конце, правда, главную героиню слегка отпускает, и она понимает, что жизнь не так уж и плоха. По крайней мере, я надеюсь на это.

Кстати, улыбчивая девушка на афише – это не главная героиня. Авторы афиши попытались хоть как-то спасти положение.

После того, как я посмотрел этот странноватенький фильм, я узнал, что режиссёр фильма Виктор Аристов позиционировал его как парафраз пьесы Островского «Гроза». Что-что, простите? Насколько я помню, в «Грозе» главной героиней была добрая, тихая, романтичная, но несчастная Катерина, «луч света в тёмном царстве». Здесь же это – капризная девка, которой просто надоело всё её окружение, и она мечтает свалить куда-нибудь, желательно, за границу. С Деми Мур делиться секретами. Да только проблема в том, что её деревенские секреты этой самой Деми Мур и в пень не упёрлись.

-2

Главную героиню зовут Варя, она доярка в деревне. Что она делает для того, чтобы выбраться из ненавистной ей деревни? Читает какие-то книги, духовно растёт, заочно учится? Ничего подобного! Благодать на неё должна снизойти просто так, и, по-моему, режиссёр и сам не понял, что в этом месте он косяка спорол. На момент выхода фильма режиссёру было 44 года, вся страна была опьянена свалившейся с неба «свободой», и, судя по всему, отчасти в главной героине он видел себя, а наша несчастная страна предстала в фильме в виде деревни. Знакомая ситуация. «Я девочка, я хочу кружевные трусики и в ЕС».

Давайте, немножко пробежимся по фильму. Думаю, много времени это не займёт, так как в нём много отвлечённых разговоров и артхаусных вставок.

Когда идут титры, мы наблюдаем окрестности с высоты птичьего полёта. Когда они заканчиваются, камера спускается вниз, на грешную землю, и мы видим неприглядный сельский быт. Вместо дороги – грязища, тут же толпа мужиков разделывает коровью тушу, из магнитофона натужно хрипит группа «Рондо»: «Поздно пришёл, поздно родился, поздно понял, что знал...»

-3
-4

Режиссёр утверждал, что напрасно его обвиняли в «чернухе»: он снимал фильм в передовом колхозе-миллионере, а ведь мог бы найти натуру и пострашней!

У коровника болтают две молодые доярки. Одна из них – главная героиня, Варя, она беременна. «Уеду», - говорит, - «отсюда!»

Подружка смеётся, мол, куда ты с пузнёй уедешь. «Аборт сделаю, да и уеду!» - машет рукой Варя и тоже смеётся.

М-да, «Гроза», как она есть. «Почему люди не рожают, как птицы?»

Варя приходит домой. Там какая-то тётка кормит её отвратным на вид варевом. Это Варина свекровь. Свекровь сетует на то, что у них тесно.

-5

Наступает ночь. Младший брат Вариного мужа, лёжа на печке, внимательно смотрит, как в паре метров от него на кровати старший брат шпилит Варю.

-6

Мать тоже лежит недалеко от молодых, за марлевой шторкой.

-7

И тут мы видим, как Варя едет на трамвае по пустому городу, за окном на земле валяются люди. Она держит на руках ребёночка и поёт ему: «Ален Делон говорит по-французски!»

-8

Наверное, по замыслу режиссёра, зритель сразу должен понять, что это мы наблюдаем посетившее Варю видение. Но лично я думал, что прошло время, Варя уехала в город и родила. А всякую дичь режиссёры горазды и без всяких видений показывать, взять хотя бы фильмы «Волчок» или «Мысленный волк».

В общем, Варя замечает, что в трамвае, кроме неё и ребёнка находится мёртвая бабка. Это Варе не понравилось, и она решила обратиться к вагоновожатому, или как они там называются. Но, как оказалось, в кабине никого не было: трамвай ехал сам по себе. Варя положила ребёнка на сиденье, и попыталась открыть двери. Двери приоткрылись и Варя с криком вывалилась из трамвая. Она бегом догнала трамвай, выбила заднее стекло, и, как терминатор, проникла в салон.

-9

Трамвай остановился, Варя вышла из него и зашла в ресторан. Там за столиком сидел какой-то «новый русский», который поинтересовался, не голодна ли Варя, и живой ли ребёнок. Варя подсела к нему за стол, достала грудь и начала кормить ребёнка.

-10

После этого снова показали коров и доярок, спорящих, у кого сколько было абортов. Коровы, если что, не спорили: доярки с этим справлялись сами. Тут подбежала ещё одна доярка и выдала кучу информации: милиция по деревне ищет самогонщиков, а в сельсовет должно приехать телевидение.

В ожидании телевидения председатель рассказывает бабам историю, произошедшую с ним, когда ему было двенадцать лет. Расстреляли его брата, брату было всего двадцать два года. Да и закопали за кладбищем. Кто расстрелял, за что – не важно. Ну, мать с отцом взяли будущего председателя, раскопали труп, да и перезахоронили.

-11

Многие зрители отмечают: очень сильный монолог. Простите, а для чего он здесь? Чтобы поставить галочку напротив пункта «зверства сталинизма»? А в каком году происходили события? Вычислим просто: актёр Дубашинский, читающий монолог, 1931 года рождения. То есть, двенадцать ему исполнилось в 1943-м. Так, может, немцы брата расстреляли? Или он партизан сдал, вот его и расстреляли? Ай-яй, режиссёр, недожал – вот какие крамольные мысли у зрителей возникают вместо негодования и возмущения «кровавым палачом Сталиным».

В общем, телевизионщики не приехали – укатили в соседний колхоз.

Свекровь ну никак на Кабаниху не тянет: невестку она обожает и всячески о ней заботится. Обновки ей покупает регулярно. И это «Гроза»?!

Муж Вари, Ваня, хоть и не семи пядей во лбу, а любит её, и строит двухэтажный дом из кирпича рядом с домом, где они живут.

-12

Кирпич он покупает у своего дружка, который ворует его на какой-то стройке. Ваня резонно рассуждает: в магазинах стройматериалов нет, так и строится вся страна, от Балтики до Камчатки – ворованными кирпичами.

Ваня говорит, что отдельную комнату в новом доме отведёт под библиотеку. Варя смеётся: да он же ни одной книги не прочитал! А зря смеётся! Раз муж озаботился о библиотеке, значит, есть стремление расти, а это немало, извините меня! Ещё одна ошибка режиссёра (и сценариста по совместительству).

Варя стоит рядом со строящимся домом, и вдруг ей кажется, что она взлетает над землёй. Тю! Вот это, что ли, вместо знаменитого монолога из «Грозы»?

"Поехали!!!"
"Поехали!!!"

В разговоре с подругой Варя говорит, что иногда мечтает, чтобы муж умер. Ну, или хотя бы заболел.

-14
-15

И вот как-то ночью, снится Варе сон. Как будто просыпается она с утра, а всё такое солнечное, зелёное!

-16

Вышла она на улицу, пошла в лес, а там голые иностранцы стайками снуют, которых я изначально за прибалтов принял, и, судя по всему, предаются групповой содомии.

-17

Прислушался я к их языку: всё же, скорее, испанцы. Прибалты в ту пору не котировались – та же советская деревня, это сейчас они свободные и независимые. (Хочется спросить, как в том анекдоте: «И шо это им дало?!»)

Один юноша с мятым дудём и сморщенными фельдикосами обратил было внимание на Варю, но она, как пугливая серна, вскинулась, и умчалась в лес.

-18

Выбежав из леса, она опять увидела иностранцев, но уже одетых. Тут же к ней подкатил знойный мачо и спросил: согласна ли Варя стать его женой.

-19

Испанцы просто теряли рассудок при виде советских доярок.

Варя с радостной улыбкой согласилась.

Но тут сон прервался, она вышла на ночной двор, села на корточки, задрав подол, и зажурчала.

После она вернулась в дом и стала досматривать сон. Она в вечернем платье ходила и искала своего нового мужа, но ей сказали, что он был мошенником, и его уже давно убили.

Тут один лысый мужик сказал, что Варя может переночевать у него на яхте, и Варя с радостью отправилась за лысым.

Но вскоре Варе пришлось вновь вернуться в мир коров: рассвет вырвал её из сладких грёз.

В свободное время Варя отправилась на берег озера, где немного пообщалась со своим дефективным поклонником.

-20

Поклонник сказал, что он два года учился в Ленингьяде, и может увезти туда Ваю. Варя поморщилась и сказала, что знает о том, что он не учился, а работал там разнорабочим.

Поклонник обиделся: «А какая язница?!»

Он развёл горькую философию, в которой я услышал голос режиссёра, мол, в деревне их жизнь ничем не отличается от жизни коров: они живут, едят, умирают. Намекнул, что они достойны чего-то большего.

-21

Ну, во-первых, кто сказал, что они достойны? Чего они достигли, чего добились, или хотя бы попробовали добиться? Ни-че-го! Как говорила Золотая Рыбка из мультика про Вовку: «Палец о палец не ударил, а туда же!» Ладно, сам режиссёр – он вот хоть трэшовые фильмы снимал.

А, во-вторых, если у тебя есть цель в жизни, или любимое занятие (учить детей, лечить людей) - ни о какой "коровьей жизни" уже не может идти и речи. И если режиссёр этого не понимал, то у меня плохие новости для его поклонников.

Прочёл тут статью про режиссёра. Ценители искусства называют его «последователем Германа», ставят в один ряд с Балабановым и Огородниковым. Стало быть, мои впечатления от фильма верные.

Надоело мне что-то этот фильм пересказывать. Вкратце: приревновал муж к неполноценному поклоннику, и из Вари попёрло наружу оно. И мужу заявила, что его ненавидит, и его матери (её-то за что?), собрала вещи и свалила из дома, решила сделать аборт и ехать к матери в Смоленск.

Воспоминания Вари об отце и матери – тот ещё трэш. Опять - пьянство и разврат. Такая уж она, жизнь в провинции.

-22

Но врачи отказались делать экспресс-аборт без анализов, и тогда Варя пошла и утопилась. Ну, «Гроза» же.

А потом, кода мужики на лодке выловили в реке её труп и вытащили на берег, мы с удивлением обнаруживаем, что Варя стоит и смотрит на это со стороны. Нет, её не покинула душа, она всего лишь представила, как бы она топилась.

-23
-24

В конце фильма она едет на поезде в Смоленск, выходит в тамбур, а там стоит её муж Ваня, который бросил всё и поехал искать любимую. Слово за слово – помирились, рассмеялись, конец фильма.

-25

Ну кривит душой режиссёр, когда говорит, что не хотел снимать чернуху. Эталонная чернуха и есть.

Неужели в жизни Вари не было каких-то радостных дней, каждый день тошниловка? Неужели не было ни одного солнечного дня, как во сне с голыми прибалтами? Муж дом строит, скоро ребёнок родится, кругом – природа, чистый воздух, до цивилизации – рукой подать, это вам не Дальний Восток! Живи да радуйся! Какой, к чёрту, Манхэттен, как он сюда вписывается, вообще?! Где та доярка и где Манхэттен – что ей там делать?!

По идее, мечта о том, чтобы тебя «купил» богатый иностранец – это и есть настоящая «коровья» жизнь, вот о чём снимать надо было!

В советское время (доперестроечное) – наоборот, в кинематографе деревенская жизнь романтизировалась, специалисты не считали чем-то зазорным работать в сельской местности Но благодаря усилиям вот таких режиссёров (в том числе), сейчас приходится возрождать сельское хозяйство почти с нуля. В основном, конечно, в этом виноваты наши правители, но такие режиссёры шли за ними по пятам и делали умирающей деревне контрольный выстрел в голову.

Как бы там ни восхваляли Виктора Аристова его коллеги по киноцеху и отдельные эстеты-кинокритики, лично мне фильм абсолютно не понравился. Два часа и десять минут, выброшенные на ветер. А что с меня взять, я всего лишь «Галопом по кино»!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Статья содержит кадры из фильма «Трудно первые 100 лет» (1988).