Найти в Дзене
Истории от историка

Михаил Зощенко на Первой мировой войне

«Не дело, чтобы низшие силы одерживали верх. Должен побеждать разум».
— Михаил Зощенко, «Перед восходом солнца». 9 августа 1894 года родился классик русской литературы Михаил Михайлович Зощенко. Он был не только талантливейшим писателем, но и храбрым военным. Сразу после начала Первой мировой войны двадцатилетний Михаил Михайлович добровольцем вступил в армию. «Осенью 1914 года началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтоб на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою Родину». После нескольких месяцев обучения он ушел на фронт прапорщиком пулеметной команды. «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней», – писал Зощенко в повести «Перед восходом солнца». Сам он не раз подвергался опасности. «Я служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии.
<…> В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях. Я участвовал во многих бо
«Не дело, чтобы низшие силы одерживали верх. Должен побеждать разум».
— Михаил Зощенко, «Перед восходом солнца».

9 августа 1894 года родился классик русской литературы Михаил Михайлович Зощенко.

Он был не только талантливейшим писателем, но и храбрым военным. Сразу после начала Первой мировой войны двадцатилетний Михаил Михайлович добровольцем вступил в армию.

«Осенью 1914 года началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтоб на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою Родину».

После нескольких месяцев обучения он ушел на фронт прапорщиком пулеметной команды.

«В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней», – писал Зощенко в повести «Перед восходом солнца».

Сам он не раз подвергался опасности.

«Я служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии.
<…> В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце».

Однажды на одной станции Зощенко попал под бомбежку немецких самолетов. Спасаясь от бомб, Зощенко прижался к близлежащему забору: «И вдруг через щелочку вижу, что за забором артиллерийский склад. Сотни ящиков с артиллерийскими снарядами стоят под открытым небом. <…> Одна бомба, попавшая в ящики, перевернет все кругом на несколько километров.

Сбросив еще несколько бомб, самолеты уходят. Я медленно иду к поезду и в душе благословляю неточную стрельбу. Война станет абсурдом, думаю я, когда техника достигнет абсолютного попадания».

В ноябре 1915 года он впервые получил ранение – при атаке на немецкие траншеи осколки повредили ему ногу. Писатель сражался смело и за время войны был неоднократно награжден – орденом Св. Станислава 3-й и 2-й степени, орденом Св. Анны 4-й и 3-й степени.

-2

Из книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»:

В июле 1916 года под Сморгонью его полк подвергся газовой атаке. Зощенко выжил, но это отравление сильно сказалось на его здоровье, как моральном, так и физическом.

Сам Зощенко так описал тот день.

«Двадцатое июля
Я стою в окопах и с любопытством посматриваю на развалины местечка. Это — Сморгонь. Правое крыло нашего полка упирается в огороды Сморгони. Это знаменитое местечко, откуда бежал Наполеон, передав командование Мюрату. Темнеет. Я возвращаюсь в свою землянку.

Душная июльская ночь. Сняв френч, я пишу письма. Уже около часа. Надо ложиться. Я хочу позвать вестового. Но вдруг слышу какой-то шум. Шум нарастает. Я слышу топот ног. И звяканье котелков. Но криков нет. И нет выстрелов. Я выбегаю из землянки. И вдруг сладкая удушливая волна охватывает меня. Я кричу: «Газы!.. Маски/..» И бросаюсь в землянку. Там у меня на гвозде висит противогаз.

Свеча погасла, когда я стремительно вбежал в землянку. Рукой я нащупал противогаз и стал надевать его. Забыл открыть нижнюю пробку. Задыхаюсь. Открыв пробку, выбегаю в окопы. Вокруг меня бегают солдаты, заматывая свои лица марлевыми масками. Нашарив в кармане спички, я зажигаю хворост, лежащий перед окопами. Этот хворост приготовлен заранее. На случай газовой атаки. Теперь огонь освещает наши позиции. Я вижу, что все гренадеры вышли из окопов и лежат у костров. Я тоже ложусь у костра. Мне нехорошо. Голова кружится. Я проглотил много газа, когда крикнул: «Маски/». У костра становится легче. Даже совсем хорошо. Огонь поднимает газы, и они проходят, не задевая нас. Я снимаю маску.

Мы лежим четыре часа. Начинает светать. Теперь видно, как идут газы. Это не сплошная стена. Это клуб дыма шириной в десять саженей. Он медленно надвигается на нас, подгоняемый тихим ветром. Можно отойти вправо или влево — и тогда газ проходит мимо, не задевая. Теперь не страшно. Уже кое-где я слышу смех и шутки. Это гренадеры толкают друг друга в клубы газа. Хохот. Возня. Я в бинокль гляжу в сторону немцев. Теперь я вижу, как они из баллонов выпускают газ. Это зрелище отвратительно. Бешенство охватывает меня, когда я вижу, как методически и хладнокровно они это делают. Я приказываю открыть огонь по этим мерзавцам. Я приказываю стрелять из всех пулеметов и ружей, хотя понимаю, что вреда мы принесем мало —расстояние полторы тысячи шагов.

Гренадеры стреляют вяло. И стрелков немного. Я вдруг вижу, что многие солдаты лежат мертвые. Их — большинство. Иные же стонут и не могут подняться из-за огня. Я слышу звуки рожка в немецких окопах. Это отравители играют отбой. Газовая атака кончена. Опираясь на палку, я бреду в лазарет. На моем платке кровь от ужасающей рвоты. Я иду по шоссе. Я вижу пожелтевшую траву и сотню дохлых воробьев, упавших на дорогу».

В январе 1917 года Михаил Михайлович был представлен в капитаны и к ордену Св. Владимира 4-й степени, однако из-за революции он так и не успел получить ни чин, ни орден.

Участие в Первой мировой серьезно сказалось на здоровье Михаила Зощенко. После отравления газами он начал страдать от порока сердца. Со временем болезнь обострилась, и в феврале 1917 года Зощенко был отправлен в запас по состоянию здоровья.

Октябрьская революция застала его в Архангельске:

«В кресле против меня французский полковник. Чуть усмехаясь, он говорит:

— Завтра, в двенадцать часов дня, вы можете получить паспорт. Через десять дней вы будете в Париже <…>

Я говорю:

– Я не собираюсь никуда уезжать, полковник. Это недоразумение.

Пожав плечами, он говорит:

– Мой друг, вы отдаете себе отчет, что происходит в вашей стране?.. Прежде всего это небезопасно для жизни – пролетарская революция… Мы здесь, в Архангельске, чувствуем это еще не в такой степени… Вы должны подумать. Я завтра ожидаю вас в двенадцать.

– Хорошо, я подумаю, – говорю я. Хотя мне нечего думать. У меня нет сомнений. Я не могу и не хочу уехать из России. Я ничего не ищу в Париже».

Несмотря на проблемы с сердцем, Михаил Михайлович также участвовал в Гражданской войне. В начале 1919 года он добровольно поступил в ряды Красной армии и принимал участие в боях под Нарвой и Ямбургом.

Однако уже в апреле 1919 года у Зощенко случился сердечный приступ, после чего он был признан негодным к военной службе. Вскоре после демобилизации он всерьез задумался о карьере литератора.

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-3

«Суворов — от победы к победе».

-4

«Названный Лжедмитрием».

-5

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.