Приветствую всех на канале Просто Михалны!
Пора уже, наверное, завершать эпопею про Актру и Горный Алтай, а то, судя по просмотрам, она уже всем поднадоела. Но я сейчас словила осенний сплин, а разбор фотографий воскрешает в памяти приятные моменты и немного поднимает настроение.
Для тех, кто случайно попал на канал - все истории о том, как два немолодых и не очень спортивных авантюриста попытались в альпинизм долине Актру, я собрала в одну подборку:
Сейчас почему-то Дзен не показывает ее с картинкой, но ссылка рабочая, нажимайте.
Итак, что можно посмотреть на Чуйском тракте, если время поджимает и нет возможности удаляться от трассы? Мы начали свой путь домой, в Кузбасс, практически от границы с Монголией.
Самой дальней от дома достопримечательностью были Марсианские горы в урочище Кызыл Чин:
Вторым пунктом было Гейзеровое озеро близ Акташа:
Вообще, хочу сразу сказать, что почти весь Чуйский тракт - одна сплошная достопримечательность! Честное слово, впервые попав на него, трудно не начать вести себя как Эллочка-Людоедка, и не причитать каждую минуту " Оооо! ".
Знаете, почему? Да потому, что красота буквально на каждом километре поджидает, из-за каждого поворота выскакивает и заставляет охать и ахать от восторга! И это не только мое мнение. По версии National Geographic Traveler, Чуйский тракт входит в десять самых живописных дорог мира!
Кстати, он еще и имеет довольно интересную и древнюю историю - первые упоминания о нем относятся к IV веку нашей эры. Пересказывать не буду, если заинтересует - нажимайте ссылку.
Если вы уже попали на Марс или Гейзеровое озеро, и едете в сторону Горно-Алтайска, то следующую красоту духзахватывающую вы никак не минуете! Ибо перевал Чике Таман является частью Чуйского тракта, и хотите вы или нет, проехать мимо него никак нельзя.
Честно? Если бы это было возможно, обратно бы я проехала мимо! Или, наоборот, туда. Конечно, современный путь через Чике Таман не сравнится с тем, что было в прежние годы, когда это был шебнистый серпантин шириной в одну полосу. Но и в нынешнем виде он довольно грозный.
Максимальная высота перевала – 1295 метров. Не так уж много, но дорога через Чике Таман представляет собой настоящий горный серпантин, буквально вырубленный в Теректинском хребте. С одной стороны - почти отвесные скалы, с другой - пропасть, так что организму обеспечен выброс адреналина! Особенно, если в таком месте встретится какой-нибудь идиЕ́т за рулем. А их, поверьте, везде хватает.
А еще сложно, когда перед тобой, наоборот, водитель излишне осторожный, не дающий набрать разгон на относительно прямых участках. Спросите, зачем разгон? А затем, чтобы потом подъём одолеть. Муж на них тоже сердился, а я - не очень, так как представляла себя за рулём на Чике Тамане. Наверное, так же бы тряслась и тормозила..
Перевал расположен на Теректинском хребте, который служит водоразделом двух притоков Катуни – Урсула и Большого Ильгуменя. На перевале есть смотровые площадки, где можно безопасно запарковать машину и заглянуть в пропасть. Для тех, у кого от впечатлений разыгрался аппетит или страсть к шоппингу, рядом с большой смотровой есть и кафешки и сувенирный рынок.
Есть у этого перевала странная особенность: он вообще нефотогеничный! Глазами смотришь - не оторваться! Фото делаешь - ну, совсем не вау. Конечно, фотограф я неважный, и фототехники хорошей у меня нет, и даже айфона, и того нет. Но я специально залезла в фототеку профессиональных журналистов и матерых тревел-блогеров в поисках снимков, способных передать всю мощь Чике Тамана. И.... впечатляют лишь фото, сделанные с квадрокоптеров:
Если ставить баллы, то за зрелищность и отличное качество дорожного полотна, Чике Таман, пожалуй, заслуживает десятку. Ну, или 9,5, если сильно придираться :)
На пути обратно мы торопились и не стали останавливаться на смотровой, тем более, что в выходной день найти место было проблематично. Зато решили сделать передышку на Семинском перевале и поехали дальше, через село Онгудай.
В Онгудае пришлось заехать на заправку. Почему пришлось? Да потому, что бензин в Горном дорогой, примерно на 3 рубля за литр дороже, чем в Алтайском крае и в Кузбассе. В общем бюджете поездки, конечно, это не так много, но все же переплачивать не очень хочется.
Там же, в Онгудае, разговорились с каким-то дядечкой, который пытался напугать нас тем, что в выходные вдоль Катуни мы не найдём ни одной свободной турбазы. Я не сильно напугалась, так как у нас:
а) есть палатка и все для ночлега в ней
б) большая машина, в которой можно ночевать
Но все же хотелось не возиться с палаткой или с раскладкой салона машины в спальное место, а приехать куда-нибудь и сразу упасть спать.
Там же, в Онгудае, закупились местным хлебом, мясо-колбасным и взяли готовую пиццу в упаковке на вечер.
Итак, Семинский перевал. Объективно - очень красивый и гораздо более спокойный, чем Чике Таман. Субъективно - его надо смотреть до Чике Тамана, и тем более, до Актру, ибо некоторая пресыщенность высокими горами мешает оценить его прелесть.
Несмотря на то, что Семинский выше Чике Тамана на целых 500 метров, выглядит онне столь грозно. Здесь более плавные подъёмы и спуски, нет дороги над пропастями, да и серпантина тоже нет. Но тем, кто не захочет сильно углубляться в Горный и хочет расположиться с комфортом на высоте 1700 метров, я Семинский очень рекомендую! В километре от трассы есть комплекс УТЦ Семинский, где мы 8 лет назад провели несколько дней.
Что можно делать на Семинском, если вы решите задержаться там? Во-первых, гулять по кедровым борам. Воздух чистейший, напоенный ароматом смолы и хвой, такой, что даже отъявленные совы подскакивают рано утром с желанием иди, смотреть, дышать! Подъемы и спуски здесь плавные, позволяют обойти все окрестности, в зависимости, конечно, от того, насколько вы любите бродить. Смотреть на гору Сарлык, чья вершина напоминает силуэт яка (сарлыка). Даже летом она бывает покрыта снегом.
Я, к примеру, после рабочего дня (в 2107 году мы там работали на состязаниях лаек) успела сбегать на гору Тяхта, расположенную над нашей базой. Оттуда открываются виды на все окрестности, и Сарлык выглядит, как будто до него вообще рукой подать. Хотя, на самом деле, идти на него целый день.
Подъём на Тяхту с УТЦ "Семинский" вообще не сложный, летом по накатанной трассе пешком, а зимой там работает бугельный подъёмник.
На самой вершине перевала, прямо на Чуйском тракте расположился целый базарчик и бесчисленными сувенирными лавками. Здесь же находится стела. Она возведена в память о добровольном вхождении Горного Алтая в состав Российской Империи, которое произошло в 1756 году.
Тут-то , на самой высокой точке Семинского, посреди кафешек и торговых рядов, мы и вспомнили, что не купили подарочки родителям.
Но это уже другая история.