Писатель Алексей Иванов и его продюсер Юлия Зайцева в эфире программы "Акцент" на ОТВ порассуждали, могут ли нейросети составить конкуренцию писателям и в чем проблема экранизаций литературных произведений.
Литература и современная диджитал-реальность
Даже сегодня сложно представить, как литература пересекается с компьютерными технологиями, но писатель Алексей Иванов, считает, что будущее именно за их сотрудничеством. Насущным остается вопрос и о роли нейросетей в жизни современных писателей, и смогут ли они заменить живого человека. Ответ на него Алексей дал однозначный «нет». По его мнению, максимум, на что способна нейросеть — заменить лишь какой-то сегмент его работы.
«Я вообще не вижу в нейросетях никакой угрозы для литературы, будет существовать и то, и другое», — уверенно заявил писатель.
Несовершенность нейросетей бросилась в глаза Алексею и Юлии, когда одна крупная IT компания предложила попробовать озвучить одно из произведений с их помощью. По словам продюсера, результат был далек не то, чтобы от идеала, а именно от работы профессиональных актеров озвучки: в глаза бросились акценты и интонации, которые сильно резали уши и даже раздражали. На данный момент искусственный интеллект не справляется даже с этой задачей.
«Может быть, когда-нибудь, он (ИИ) наберется ума, чтобы соперничать с писателями на равных, но пока, слава богу, этого не происходит, ну а если это и произойдет, ничего страшного не вижу» — закончил фразу Алексей.
На вопрос, чего не хватает машине, чтобы хотя бы выйти на уровень писателя, Алексей ответил с юмором.
«Чтобы написать роман, нужно же немножко сойти с ума, а как искусственный интеллект сойдет с ума: у него задача не сходить с ума».
Писатель обращает внимание, на то, что для создания чего-то нового необходимо мыслить креативно, чего, к сожалению или к счастью, искусственный интеллект делать не умеет. ИИ может лишь имитировать творчество, он копирует и дополняет то, что уже когда-то сделал человек, именно поэтому пока ему не суждено тягаться с людьми в творческих профессиях.
Как рождаются произведения Алексея Иванова и где же всё-таки место силы писателя
По произведениям Алексея можно подумать, что место силы и вдохновения писателя находится именно на Урале, потому что уж очень часто именно это регион нашей страны оказывается в центре внимания. Однако сам писатель так не считает, по его словам, выражение «место силы» кажется ему достаточно сомнительным, так как он не верит в эзотерику, хотя активно обращается к ней в своём творчестве.
«Урал — это территория, которую я хорошо знаю. На этой территории я хорошо вижу все возможности для того, чтобы отражать идеи, которые важны для всей России», — описывает Алексей Иванов своё отношение к Уралу
Каждая новая работа писателя начинается с путешествия. Юлия отмечает, что главный принцип работы Алексея — «смотри, что пишешь». Зная, как на самом деле выглядит место, о котором будет идти речь, идея и стилистика сразу становится понятными. Так случилось с романом Невьянская башня.
«Когда я писал роман «Невьянская башня , ездили мы, разумеется, в Невьянск, и я обнаружил, что история Невьянской башни со всеми ужасами, страстями — это готическая история, то есть для меня сразу структурировался сюжет», — рассказывает автор
Совместить исторические факты и художественный вымысел
Художественный вымысел просто необходим для того, чтобы превратить «скучнейший наукообразный материал» в историю, которая способна заинтересовать читателя. В своей работе Алексей привык структурировать в своей голове исторический фундамент, на основе которого будет построено новое произведение. Писатель призывает разделять понимание исторического факта и художественного вымысла на его основе, потому что, по его мнению, в произведении правдой считается тот образ, который он создал.
«У историка и у писателя разные задачи и разный инструментарий: инструмент историка - факт, а инструмент писателя — образ. И порой для того, чтобы образ был более адекватным нужно немножко отступить от факта, настолько, чтобы не нарушалась структурная основа истории. Писатель создает образ эпохи, и этот образ и есть правда» — комментирует Алексей
Исторические романы Алексея Иванова часто переносят с бумаги на большие экраны, и, если кого-то волнует историческая достоверность в тексте, то кто-то следит за максимальным соответствием экранизации книге.
Как относиться к экранизациям?
По словам продюсера Юлии Зайцевой, режиссеры и сценаристы часто больше всего боятся именно живого автора, так как его критика может быть жестока. При этом сами авторы произведений не всегда понимают, что кино — отдельный мир, где каждую конкретную историю просто необходимо перевести в другой формат. Алексей же - "просто подарок" в плане критики экранизаций, поскольку сам он является сценаристом.
«Ответственность за фильм лежит на авторах фильма, а не на авторах романа первоисточника <…> Я такой же зритель, как все остальные», - отмечает писатель.
По словам как писателя, так и продюсерки, главное требование к фильму — чтобы он сам по себе был хороший и без романа-первоисточника, потому что оценивать его нужно будет, как самостоятельное произведения.