..Люберецкая братва ярко вспыхнула на московском криминальном небосклоне начала лихих 1990-х. Зародившись из хитрого сплава мелких уголовников и вчерашних братов-люберов. Тех самых накаченных воителей, вчерашних ярых сторонников прежнего уклада жизни, щедро колотивших по всей столице "волосатиков".
- С распадом СССР оставшиеся не у дел любера-культуристы быстро перековались из прежних любителей старого-доброго в обычных бандитов-рэкетиров. Благо, что опыт прежних уличных драк да внушительные физические композиции вполне дозволяли. Да и навыки потрошения чужих карманов тоже оставались - во время лихих вылазок на Москву любера без проблем и зазрения совести весело грабили тех же неформалов.
Такой вот яркий пример превращения спортивного братства в неконтролируемую уголовную силу бесконечной жестокости. От идеологии до бандитизма один шаг, как говорится.
Однако так четко поначалу заявившая о себе Люберецкая ОПГ почему-то крайне быстро с серьезного горизонта событий слилась. Уступив свое место под солнцем совершенно иным группировкам. Тем же Ореховским или Солнцевским. Попробуем разобраться.
Но для начала немного еще о самой группировке расскажу. Основал Люберецкую ОПГ, как нетрудно догадаться, любер-качок же - известный под кличкой Заяц мастер по силовому троеборью Сергей Зайцев. Помнится, в бытность Зайца чистым спортсменом американцы даже сняли о нем документальный фильм. Искренне удивляясь:
- Как это в холодной-голодной советской России можно такие формы атлетические накачать?
А правой рукой Зайца в нелегким криминальных делах стал его ближайший подручный -– кандидат в мастера спорта по боксу Иван Оглу, известный под прозвищем «Цыган».
- На пике мощи Люберецкая ОПГ запросто могла собрать силу в сотню «быков», - вспоминал писатель Сергей Дышев, автор книги «Россия бандитская». - Еще столько же примерно числилось в запасе. Подмяли под себя не только Люберцы родные, но и соседние Коломну с Воскресенском. Имели свои интересы на Рижском рынке в Москве. Поддержку Люберецким оказывал сам бывший борец, авторитет Отари Квантришвили, числившийся тогда покровителем всех спортсменов страны.
Люберецкие частенько отправлялись на стрелки бандитские без оружия. И, бахвалясь своей силушкой богатырской, настоятельно требовали от оппонентов вступать с ними именно в кулачные битвы. Стенка на стенку. И, в отличие от многих других ОПГ, сохраняли верность прежнему спортивному образу жизни. Например, устраивали не в кафе или ресторанах, как тогда среди братвы принято было. А в спортзалах, на пляжах «Люберецких карьеров» и даже на стадионе «Торпедо».
В начале 1990-х многим всерьез казалось: раскачанная Люберецкая братва подомнет под себя играючи всю Москву. И даже могущественных Ореховских Сильвестра одолеет, хоть и те тоже мускулистые пацаны. Но так и не случилось подобного триумфа Люберецкого. Почему же?
Дело в том, что люберецкие оказались крайне дурными дипломатами. И вступали в заведомо провальные криминальные войны, не имея на то союзников. Например, положили немало народу в открытом противостоянии чеченской Лазанской ОПГ, слывшей тогда главными беспредельщиками Москвы. Кавказцы в ответ на приглашали разобраться по-пацански, открывали по Люберецким автоматный огонь.
- Потери спортики несли просто колоссальные, - вспоминал житель города Люберцы Михаил. - Недели не проходило у нас , чтоб кого с них не хоронили на Новолюберецком.
От рук киллеров легли и Заяц (всего в 33 года - в декабре 1993-го), Цыган, и покровители люберецких Отари Квантришвили с братом Амираном. Хотя б потому что дерзко считали себя неуязвимыми спортсменами, пренебрегавшими элементарными правилами безопасности.
- Заяц оказался на редкость неспособным лидером. Группировку при нем раздирали бесконечные конфликты, - делится Валерий Карышев, автор книги «Люберецкие: качалки, рэкет, крыша» - И по сей день неясно - кто же именно его заказал: свои или чужие. Или вообще случайный наркоман убрал, чем-то обиженный Игорь Мантул - выстрелом через дверь.
Оставшаяся без руководства люберецкая ОПГ уже к середине 1990-х раскололась на ряд то объединявшихся то враждовавших между собою мелких бригад. Собрать люберов в единое целое лидер Раменской ОПГ могущественный вор в законе Олег Шишканов («Шишкан»). Однако люберецкие умудрились и с Шишканом повздорить.
- Люберецкие вечно со всеми вокруг конфликтовали, постоянно что-то с кем-то делили, - уточнял Карышев. - Например, в 1992-м году всерьез встретились с самой Долгопрудненской ОПГ, одних из сильнейших и авторитетных на то время во всем Подмосковье. Хотя вполне могли б миром договориться, вместе в светлое будущее двигаться.
Еще один пример, что припоминает Карышев - чисто случайная гибель лидера ОПГ Валерия Авилова (Авил). Тот поссорился в ресторане с грузином - из-за девушки. Кинулся с кулаками. Получил пулю из пистолета.
Последним известным лидером ОПГ стал в начале 2010-х Денис Сергин (Фриц). После его исчезновения Люберецкая группировка окончательно канула в лету.
Отсюда, дорогие друзья, и урок: одной чистой силой-силушкой точно победы не одержать. Нужен еще и ум... Иначе, пытаясь найти славу, найдешь лишь смерть.
- Впрочем, некоторые уцелевшие выходцы из Люберецкой ОПГ сегодня в обществе нередко занимают высокое общество. А в Люберцах и их окрестностях ныне живёт да качается по старым подвалам немало возрастных ветеранов тех времён, готовых поделиться своими воспоминаниями о былых деяниях лихих 1990-х.