Эта история про Терентия Ивановича Вяземского, основателя Карадагской научной станции – заповедника РАН, и про то, как стать бессмертным. Я считаю, что если тебя вспоминают добрым словом столетиями, и дело твоё всё это время продолжает жить, это бессмертие.
Если вы первый раз в моём блоге, давайте знакомиться. Меня зовут Елена, мне 47 лет и я из города Иваново. Этим летом я работала в Крыму экскурсоводом в Карадагском природном заповеднике. Подробнее об этом здесь.
Отправляясь на Карадаг, далеко не все задумываются о том, откуда здесь взялась научная станция и какое отношение она имеет к экскурсиям по горному массиву. Да и про научную станцию не все знают. Туристы, в основном, едут ради гор и красивых видов, это понятно. Так вот, начиналось всё именно с научной станции, а точнее, с её основателя – Терентия Ивановича Вяземского.
Дело было в 1901 году. Т.И. Вяземский, уже немолодой врач-невропатолог, учёный, приват-доцент Московского университета приезжает на Карадаг в Крым. В то время местность вокруг была совершенно пустынной, и только один небольшой домик ютился среди холмов и скал. Это заброшенное имение, которое называлось «Карадаг», Терентий Иванович и купил для строительства Карадагской научной станции, которая стала главным смыслом его жизни. Учёного привлекло соседство гор и моря, леса и степи, уникальное биологическое и геологическое разнообразие, древний потухший вулкан, уединение и суровая красота. Лучшего места для создания научной станции действительно не придумаешь.
Это его горячее желание сделать что-то на благо науки многие не поняли, надо сказать. Даже коллеги. Считали, что это невыполнимо, утопично, да и не нужно. Терентий Иванович вообще был известен своими «странностями». С алкоголизмом, например, люто боролся. В том числе, среди школьников. И кто тут странный после этого? Ну вот, не особенно его коллеги и меценаты понимали. А чтобы затеять такую грандиозную стройку, конечно, требовались деньги, финансовая помощь. А как её искать, когда тебе у виска крутят?
Сначала в дело пошли личные средства. На них Вяземский купил землю с заброшенным домиком. Ну и всё, на остальное ему не хватило. Тогда Терентий Иванович придумал создать небольшой санаторий для нервнобольных (он же невропатологом был), а уже на доходы от него начать строительство станции. Под санаторий учёный отдал первоначальный домик, над которым был надстроен второй этаж. Потом появился крошечный санаторный корпус с десятью комнатами. И вот санаторий работает, а ожидаемой прибыли нет. Ну, не был Терентий Иванович бизнесменом, не умел он для себя выгоду извлекать, только для людей старался. Обращение за помощью к научным и общественным кругам успеха не принесло, потому как идею его не понимали и не принимали.
И всё же среди равнодушных людей и скептиков нашёлся единомышленник. Всего один, но именно этот человек помог сдвинуть с места это казавшееся неподъёмным дело. На призыв Вяземского откликнулся профессор физиологии Московского университета Лев Захарович Мороховец. Он внёс часть необходимых средств (в долг), и в 1907 году были заложены фундаменты двух основных зданий. Кстати, Терентий Иванович сам составлял проект и доставал строительные материалы, сам руководил работой. Но дело двигалось медленно, потому что денег редко когда хватало сразу больше чем на двух-трех рабочих. А тут еще Лев Захарович заболел, и Вяземскому пришлось изыскивать средства, чтобы отдать ему долг. И сам влезает в долги, конечно. Живёт очень аскетично, но при этом умудряется покупать приборы для будущей станции и продолжает пополнять свою уникальную библиотеку, которую он собирал десятки лет, со времён студенчества.
И вот в 1914 году строительство Карадагской научной станции по большей части завершено. 19 мая он передаёт её вместе с участком земли и библиотекой в 40 тысяч экземпляров в дар Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова при Московском университете и Московском техническом училище. Т.И. Вяземский был официально избран на должность заведующего станцией. Лишения и тревоги, когда планы Терентия Ивановича не один раз рушились, подкосили здоровье ученого. И после того, как он достроил и передал научную станцию, своё детище, в дар, Вяземский умер. Случилось это 23 сентября 1914 года. В этот же день станции было присвоено имя её основателя. И этот же день считается Днём рождения Карадагской научной станции. На сегодняшний день ей уже 111 лет.
Детей после себя Терентий Иванович не оставил. Дочка Вера умерла в младенчестве. Но дело Вяземского и по сей день живёт на Карадаге. Здесь работает 5 научных подразделений: отдел изучения биоразнообразия и экологического мониторинга, лаборатория биохимии и физиологии гидробионтов, лаборатория водорослей и микробиоты, лаборатория морских млекопитающих, а также созданная в 2024 году в рамках национального проекта «Наука и университеты» лаборатория мониторинга климатически активных веществ.
Сотрудники Карадагской научной станции проводят исследования в области биологических, экологических, географических и геологических наук, изучают морские, прибрежные и сухопутные экосистемы, исследуют свободноживущих дельфинов Черного моря, осуществляют экологический мониторинг, обеспечивают охрану природных территорий в целях охранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддерживают заповедные комплексы и объекты в естественном состоянии.
Посмотрите, какой мощный толчок науке дал один единственный человек! Так что экскурсии в горы по экологической тропе «Большой Карадаг» – это только небольшая часть деятельности, которая ведётся в этом уникальном месте. И сотрудники, которые сопровождают туристические группы на Карадаг, обязательно рассказывают историю заповедника, и с кого эта история началась.
Ну, и коты на Карадаге тоже учёные, а как же? Вот такой учёный кот у меня теперь живёт дома в Иванове. Вспоминаем с ним вместе наши приключения, мечтаем сбежать обратно на Карадаг.
Уважаемые читатели!
Буду благодарна за донаты и Вашу реакцию на мои материалы! Пожалуйста, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь. Этим вы поддерживаете мой блог и вдохновляете меня создавать новые материалы.