С 1 января 2026 года в силу вступает новый стандарт — ГОСТ 22584-2025 «Тали электрические канатные. Общие технические требования». Он заменит устаревший ГОСТ 22584-96, действующий почти 30 лет.
Документ устанавливает новые требования к конструкции и эксплуатации электрических канатных талей, включая использование в атомной отрасли, во взрывоопасных и агрессивных средах.
Рассмотрим подробнее новый документ.
Новый стандарт устанавливает требования к конструкции электрических канатных талей, которые применяются на стадиях проектирования и изготовления.
Требования стандарта распространяются на канатные тали, предназначенные для применения на объектах использования атомной энергии, во взрывоопасных и пожароопасных средах и в помещениях, насыщенных парами кислот, щелочей и других веществ, вызывающих коррозию.
В стандарте закреплены требования к конструкции талей.
Указано, что конструкция тали должна обеспечивать безопасность при ее эксплуатации и техническом обслуживании в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003.
При необходимости обеспечения длительной эксплуатации тали, когда срок службы ее отдельных конструктивных элементов ограничен, рекомендуется избегать моноблочной конструкции, при которой замена элементов без полной разборки тали невозможна.
Тали должны соответствовать климатическим воздействиям.
Все элементы и узлы тали должны сохранять работоспособность при всех комбинациях нагрузок, возникающих во всех ситуациях, допустимых руководством по эксплуатации на таль.
Управление талью может выполняться из кабины крана, с использованием подвесного пульта, беспроводного дистанционного управления или комбинации этих методов в зависимости от требований заказчика. В случае, если таль оснащена несколькими пультами, в системе управления необходимо предусмотреть переключатель режимов, который будет блокировать все пульты, кроме выбранного.
В беспроводных системах управления в случае прерывания связи приемника с пультом управления или нарушения работы пульта должна быть обеспечена немедленная остановка механизмов тали.
Органы управления аварийной остановкой механизмов, такие как аварийные кнопки «СТОП», должны обладать несамовозвратным механизмом и отличаться по цвету и размеру от других кнопок. Аварийные кнопки должны быть хорошо заметными и легко доступными, при этом их расположение должно исключать возможность случайного нажатия.
Предъявлены требования к конструкциям передвижных и подвесных талей, а также к конструктивному исполнению талей предназначенных для применения во взрывоопасных и пожароопасных средах и в помещениях, насыщенных парами кислот, щелочей и других веществ.
В новом стандарте закреплены требования к механизмам подъема талей.
Механизмы подъема талей должны разрабатываться и изготавливаться в соответствии с нормами ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33710, принимая во внимание параметры рабочего режима, определенные установленной группой классификации по ГОСТ 34017.
В случае необходимости применения тали для транспортировки людей в рамках системы управления следует предусмотреть специальный режим ограничения скорости подъема. В руководстве по эксплуатации должны быть детально изложены условия безопасного выполнения данной операции в соответствии с требованиями ГОСТ 33168, включая предписания к люльке (кабине) для подъема людей.
Механизм подъема должен быть оборудован тормозом, соответствующим требованиям ГОСТ 33166.1.
Механизм подъема тали должен гарантировать возможность плавного запуска как при подъеме, так и при опускании груза. По запросу заказчика возможно обеспечить плавное регулирование скорости.
По требованию заказчика конструкцией тали должна быть предусмотрена возможность безопасного управляемого опускания груза при отключении электропитания.
Новый документ содержит требования к механизмам передвижения талей.
Механизмы передвижения талей изготовляют с электроприводом или без него (с ручным механизмом передвижения).
При этом механизм передвижения может быть частью конструкции тали или отдельно поставляемым устройством.
Конструкция механизмов перемещения тали и допустимый уклон рельсового пути, установленный производителем, должны гарантировать легкость управления и безопасность в процессе передвижения. Исключается любое самопроизвольное движение тали.
Для талей, поднимающих грузы до 1 тонны включительно, допустимо ручное перемещение путем толкания или тяги груза оператором. Если таль спроектирована для работы на изогнутом участке рельса, конструкция механизма передвижения должна обеспечивать плавное движение по кривой заданного радиуса.
Механизмы передвижения с электроприводом, используемые в талях грузоподъемностью более 5 тонн, обязательно оснащаются нормально замкнутыми тормозами. Механизмы передвижения, не имеющие электропривода, тормозами не оборудуются.
Тормозная система должна обеспечивать остановку и надежное удержание тали с номинальной нагрузкой при максимальном ветре, допустимом в рабочих условиях. При этом тормозной путь не должен превышать тормозной путь тали при максимальной скорости в безветренную погоду более чем в полтора раза.
По желанию заказчика конструкция передвижной тали может предусматривать возможность транспортировки к месту проведения ремонтных работ или площадку для безопасного опускания груза в случае неисправности привода механизма передвижения.
Кроме прочего, ГОСТ 22584-2025 содержит требования к электрооборудованию талей.
Согласно документу, требования электробезопасности должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.0. Электрические и электронные компоненты должны соответствовать ГОСТ IEC 60204-1.
Электрооборудование, применяемое на тали, должно:
- быть устойчиво к воздействию механических факторов по группе механического исполнения не ниже М3 по ГОСТ 30631;
- по климатическому исполнению и категории размещения соответствовать условиям эксплуатации тали по ГОСТ 15150;
- иметь степень защиты не менее чем IP54 по ГОСТ 14254 и необходимую стойкость к воздействиям внешней среды.
Также в стандарте присутствуют пункты, касающиеся ограничителей и сигнальных устройств.
Указано, что тали должны быть оборудованы ограничителями в соответствии с требованиями ГОСТ 32575.1.
Ограничители грузоподъемности должны отвечать требованиям ГОСТ 33712.
Ограничитель высоты подъема груза должен обеспечивать остановку грузозахватного органа на расстоянии между верхней частью грузозахватного органа и нижней частью тали не менее 50 мм. Если таль предназначена для использования в качестве механизма подъема грузоподъемного крана, это расстояние должно быть не менее 200 мм.
Передвижные тали рекомендовано снабжать звуковым сигнальным устройством, включающимся при включении привода механизма передвижения.
Тали грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее М6 по ГОСТ 34017 рекомендуется оборудовать регистраторами параметров их работы по ГОСТ 33713.
Кроме прочего, в новом стандарте представлены требования к маркировке талей.
К каждой тали должна быть прикреплена табличка, содержащая информацию:
- наименование или товарный знак предприятия изготовителя;
- условное обозначение по системе изготовителя;
- номинальную грузоподъемность (в тоннах);
- группу классификации (режима) работы;
- высоту подъема или глубину опускания (в метрах);
- рабочее напряжение тока;
- месяц и год выпуска;
- порядковый номер по системе нумерации изготовителя;
- обозначение стандарта или технических условий (при наличии);
- знак соответствия.
Если таль предназначена для применения на объектах использования атомной энергии, дополнительно указывают соответствующую группу (А, Б или В) и класс безопасности.
Для талей во взрывозащищенном исполнении в условное обозначение включают маркировку Ех с указанием категории взрывозащиты.
В новом стандарте также представлена рекомендованная структура условного обозначения тали:
- сокращенное наименование изделия (ТЭ);
- исполнение тали:
-стационарная опорная - СО;
- стационарная подвесная - СП;
-передвижная с неприводным механизмом передвижения – ПН;
- передвижная с ручным приводом механизма передвижения - ПР,
- передвижная с электрическим приводом механизма передвижения - ПЭ;
- талевая тележка -ТТ);
- грузоподъемность;
- высота подъема/глубина опускания;
- обозначение числа скоростей механизма подъема (1- односкоростное исполнение; 2 - двухскоростное исполнение; 3 - исполнение с регулируемой скоростью);
- дополнительные данные, касающиеся исполнения механизма подъема;
- обозначение числа скоростей механизма передвижения (1-односкоростное исполнение; 2 - двухскоростное исполнение; 3 - исполнение с регулируемой скоростью);
- · трасса подвесного пути (П — пути прямые; Р — пути, имеющие радиусные участки);
- · условное обозначение наличия тормоза на механизме передвижения (О -тормоз отсутствует; Т — тормоз имеется);
- дополнительные данные, касающиеся исполнения механизма передвижения;
- исполнение по ГОСТ 15150;
- степень защиты IP;
- обозначение рассматриваемого стандарта.
В новом стандарте представлены правила приемки и испытаний талей.
Для проверки соответствия талей требованиям рассматриваемого стандарта и других нормативных документов, предприятие-изготовитель должно проводить приемочные, приемо-сдаточные и периодические испытания.
В случаях, указанных в нормативно-правовой документации, до выпуска талей в обращение на рынке предприятие-изготовитель, или уполномоченное им лицо, или поставщик должны обеспечить проведение процедур подтверждения соответствия.
Периодическим испытаниям должны подвергаться тали, прошедшие приемо-сдаточные испытания.
Браковочные показатели, применяемые при испытаниях тали, указываются в методике испытаний.
В новом документе также закреплены положения, касающиеся упаковки, транспортирования и хранения талей, в том числе указано:
- перед упаковкой для передачи потребителю следует проводить консервацию тали с учетом установленной изготовителем категории условий хранения и транспортирования;
- при транспортировании таль должна быть закреплена внутри ящика;
- прилагаемая к тали документация должна быть упакована в водонепроницаемый материал и уложена в ящик с талью;
- транспортирование талей должно проводиться в упакованном виде любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов;
- условия транспортирования в открытых транспортных средствах должны соответствовать установленным изготовителем категориям условий транспортирования;
- суммарный срок транспортирования и хранения без переконсервации не должен превышать 12 мес.
Приложения к ГОСТ 22584-2025 содержат:
- дополнительные требования к талям, предназначенным для применения на объектах использования атомной энергии;
- методику определения эквивалентного уровня шума электрических канатных талей;
- параметры подвесных путей.
ГОСТ 22584-2025 «Тали электрические канатные. Общие технические требования» действует с 1 января 2026 года.
Подпишитесь на канал – вы увидите новые статьи первыми!