День обещал быть сложным и насыщенным - нам предстояло завершить обзорную прогулку по Угличу и тем же вечером вернуться домой.
С учëтом ночи проведённой в терзаниях и общения с домовладельцем выехали мы достаточно поздно...
... и начали проходить маршрут где-то около полудня, когда солнце припекало особенно жарко.
Прогулку по Угличу мы продолжили на левом берегу Волги с парка 50-летия Комсомола. Хотя парком, конечно, это место можно назвать весьма условно. Среди заросшего разнотравьем луга возвышается памятный крест узникам ВолгоЛага за веру пострадавшим.
По не проверенной информации из сети, для этой территории якобы найден подрядчик, и через пару лет на месте пустыря будет цветущий сад.
Однако в той же сети читаем, что во времена строительства Угличского гидроузла на этой территории была далеко не одна безымянная могила узников ВолгоЛага, так что приусадебный парк даже неофициально переименовали в "бугры". А стоит ли ворошить такое прошлое...
Наш же путь лежит дальше к Супоневскому Дворцу (точнее к тому, что от него осталось).
Без того неровная грунтовка густо заросла травой, вне дороги бурьян не то, чтобы по пояс, а скорее в рост. И нами было принято стратегическое решение разделиться: М с А оставались в живительной тени ближайших деревьев попивать компот, дышать разогретым воздухом, где медовый аромат клевера смешивается с полынной горечью, и по возможности всячески отдыхать и беречь силы; мы же с Илсотнем продолжили путь ко Дворцу.
Неисчислимы простые эффекты длинных анфилад разнообразных комнат; лучше всего сохранились проходы парадной лестницы. В одной из зал зимние рамы составлены из разноцветных стекол: говорят, это придает комнате оттенок волшебной прелести. ...В дальнем углу сада сохранились развалины павильона с бассейнами; по преданию, это «душистые ванны»...
- так описывает это место в начале ХХ века историк местной старины Борис фон Эдинг.
Усадьба имела четко продуманную, отчасти асимметричную композицию, следовавшую принципам классической архитектуры и потребностям обширного хозяйства. В парке помимо лип росли тополя, ели, пихты и кедры. Фасад, обращенный к Волге, выходил на озеро с островами, с беседками и скульптурами. На северо-западном углу территории находился павильон «душистых ванн», построенный в виде круглой готической башни с двумя примыкавшими помещениями.
Нынче же "этого дома становится все меньше, он будто оплывает... в движении воздуха и течении времени его стены, как кусочки сахара в стакане чая", но эти стены всё ещё хранят свою тайну.
Тайну о том, как и почему в пригороде купеческого города появился дворец во истину царского масштаба. И речь здесь идёт не много не мало о внебрачной дочери Елизаветы Петровны.
Усадьба была построена на левом берегу Волги у Царского озера во второй половине XVIII века угличским помещиком Петром Никитичем Григорьевым и получила название по фамилии владельца – сельцо Григорьевское. Бытуют рассказы, что Пётр Никитич по просьбе императрицы Екатерины II согласился назваться отцом дочери от тайного брака покойной императрицы Елизаветы Петровны и графа А.Г. Разумовского – Ольги. Таким образом, Екатерина избавляла себя от возможной соперницы.
Для достойного обеспечения "Счастливой Царевны" Григорьеву были подарены земля и крупная сумма денег, на которую он и построил усадьбу. В дальнейшем девушка была выдана замуж за угличского помещика – секунд-майора Николая Авдиевича Супонева.
Какова же горькая ирония и в то же время предупреждение - из окон дома на берегу Волги Ольга принуждена была снова и снова видеть все то же: далекий дворец Димитрия и яркую красно-белую церковь на месте его трагической и неясной смерти.
Строительство Угличского гидроузла не пощадило усадьбу – тогда были уничтожены левое крыло дома, ограда, флигели, ворота, а Волга подошла к самым стенам дворца.
После в разное время в доме (или всё-таки во дворце) размещались дом отдыха и дворец культуры речников, успел он побывать и жилым домом для работников шлюза и, вроде как, даже психо-неврологическим интернатом.
Наша же с Илсотнем задача была предельно проста - сделать фото себя любимых на фоне руин. Вот только до этих руин надо было ещё добраться...
Раньше я бы всё положила, но добралась до искомых камней - сейчас же палящее солнце, длинная юбка, сандалии, высокотравие и неизвестно кто в этом травии обитающие существенно охлаждали мой пыл.
Однако мы всё же предприняли ряд попыток, за что были вознаграждены интересным видом на шлюз.
Я бы с удовольствием прогулялась и до конца этой бетонной косы, если бы была точно уверена, что меня не расстреляют.
В итоге удовольствовалась малым - запечатлев себя на фоне развалин издалека и надеясь, что это тоже зачтётся, и отправилась в обратный путь. Всё-таки летний полдень середины лета не лучшее время для подобных изысканий.
После подобной прогулки следующий пункт маршрута был весьма кстати - нам предстояло познакомиться с угличскими минеральными источниками.
В задании был представлен адрес завода угличских минеральных вод, рядом с которым и надо было отыскать источник. А судя по карте, там этих источников...
Наш отряд решил пожертвовать наименее ценным членом экипажа, отрядив на поиск меня. На местности большинство "источников" оказались обнесенными забором скважинами в полях, а искомый бювет отображался на карте лишь при ближайшем наведении, но я подобно Медведю из легенды об угличских минеральных источниках, который спасался в этих краях от ловчих, был ранен и совершенно выбился из сил, почти на инстинктах вышла к нему, умылась, глотнула водицы, и моих сил (равно, как и медвежьих) мигом прибавилось, и я поспешила дальше.
А дальше организаторы соревнований решили показать нам угличский шлюз с другого, так сказать, ракурса.
Виды впечатляют. А Угличское водохранилище смотриться с вала, и правда, как настоящее море.
Насладившись видами, мы отправились к цивилизации - в правобережную часть города. В очередной раз миновали дамбу, пожалев, что за три дня прибывания в Угличе и окрестностях нам так и не довелось прогуляться по ней пешком. Особенно в момент водосброса, когда она, говорят, буквально вибрирует под ногами.
Припарковавшись на широкой и свободной парковке у гостиницы "Углич" отправляемся бродить по уютным, залитым солнцем и оттого на редкость безлюдным улицам центральной части города.
Вскоре дорога выводит нас к древним стенам Алексеевского монастыря.
Алексеевский монастырь - самый старый монастырь в Угличе и один из самых старых на Руси. Основан он был по замыслу митрополита Алексия в 1371 году. Эта дата общепризнанная, но достаточно условная.
Монастырь расположен у Каменного ручья на горе Огнева. На месте этом ранее находилось древнее капище.
Первая церковь была освящена, как Успенская, поэтому изначально обитель прозывалась Успенским мужским монастырем. Но после обретения мощей митрополита Алексия и освящения Алексеевской церкви в 1439 году, он был переименован в Алексеевский.
В смутное время монастырь был разграблен и разорён поляками. Все монахи и укрывшиеся за стенами монастыря местные жители были убиты.
Реконструкция монастыря начинается в 1610 году, а в 1628 году в память о погибших монахах и жителях города начала возводиться жемчужина Алексеевского монастыря Церковь Успения Пресвятой Богородицы, в народе прозванная Дивной.
А церковь всеми гранями своими
такой прекрасной вышла, что народ
ей дал свое — незыблемое — имя,—
ее доныне «Дивною» зовет.
Так писала о ней в своём стихотворении Ольга Берггольц. Полностью это стихотворение можно прочесть на "холсте" жанровой скульптуры, здесь же у стен монастыря.
Этот изящный храм воистину уникален. Каменных шатровых храмов в России и без того осталось не много, а трехшатроввх и вовсе всего четыре. Поскольку в середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.
До Революции на территории монастыря было большое кладбище, которое в Советское время разорили. Для построения ГЭС нужен был бут, поэтому все надгробия срыли, раздолбили и использовали для стройки. В монастырских постройках жили люди, на территории бывшего кладбища возделывали огороды.
В 1970 строения на территории монастыря были переданы музею. В Алексеевском храме был открыт художественный музей, который существовал до 1986 г. А в 1997 монастырь возобновил деятельность как женская обитель.
От Алексеевского монастыря мы вышли на улицу Ольги Берггольц, и тут наша верная тачанка не выдержала - переднее колесо подломилось, и мы оказались на жаре в центре Углича с собакой, ребёнком и внезапно трехколесной коляской.
Необходимо было срочно подкрепить силы и поднять боевой дух. А как известно, на ничто так быстро не справляется с этой задачей, как качественный перекус. По счастью, мы как раз выбрались на Ярославскую улицу, где нам очень вовремя подвернулась Мастерская Печатного Пряника, расположившаяся в старинном доме купцов Евреиновых.
Конечно, это ни разу не кафе и одними пряниками сыт не будешь - но сладкие лакомства приправленные душистым чаем существенно нас приободрили. А какой внутри царит дух!
После лёгкой трапезы упаднические мысли были не то чтобы забыты, а скорее отодвинуты на задний план, и мы решили продолжить движение по маршруту. Тем более, что М, демонстрируя чудеса эквилибристики, научился управляться с охромевшей коляской, а впереди нас ждала набережная и возвращение к машине.
Все-таки жара тяжело давалась нашей разношерстной компании. А особенно мохнатому её представителю. Пролюбовавшись видами Волги, прогулочными теплоходами и храмом Фрола и Лавра, мы приняли решение вернуться к машине и остаток пути преодолевать уже на колёсах.
И кто бы что ни говорил о происхождении названия "Углич", я готова согласиться с версией о том, что это название есть пошло от слова " уголь"
По мнению исследователей возможна связь топонима со словом "уголь". Углече поле - поле, которое было подготовлено в процессе подсечно-огневого земледелия. В. Д. Русинов считает, что упоминаемое в летописи под 1148—1149 гг. Углече поле — это действительно «поле», то есть значительная по площади часть Верхневолжья. В этой местности на берегу Волги возник город, который первоначально назывался Волга, но уже под 1293 г. он упоминается как Углече поле, а с конца XVI века — Углич.
ибо обуглились мы в этот день знатно.
И пока мохнатый и самый маленький член нашего экипажа отдыхали в салоне в прохладе кондиционера, мы взяли ещё несколько малозначимых точек в непарадной части Углича.
Снова заглянули на Угличский сыродельно-молочный завод.
Спустились в Золоторучье.
Здесь у места впадения в Волгу Золотого ручья стоит церковь Илии Пророка. Она построена на средства отставного капитана лейб-гвардии Ф.В.Сухово-Кобылина в 1753 году. Вход в церковь располагался через колокольню со стороны Волги. Но в 1924 году колокольню снесли. Уже в нашем веке на её месте была возведена деревянная звонница, колокола на которой и предлагалось посчитать участникам нашего проекта. То ещё заданьице, надо сказать.
Завершили мы нашу прогулку на Красноармейском бульваре.
Припарковав машину у здания Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия, выходящего парадным фасадом к Волге, я была вынуждена оставить своих пассажиров на сквознячке в тени деревьев, поскольку при включённом кондиционере мотор стал очень странно вести себя на холостых оборотах.
Вдоль бульвара я прошла мимо очень необычного на вид здания (позже я выясню что это было здание старой биофабрики) на территории завода. Возведённое в 1985 году на фоне всеобщего увлечения научной фантастикой оно и сейчас поражает воображение, хотя и не используется по назначению, медленно разрушаясь.
Мой же путь лежал к скульптурной композиции, установленной в месте ,где некогда находилась Рыбная Слобода. Композиция изображает три вида рыбов, некогда обитавших в Волге, и на делавших немало шума в общеигровом чате.
В то время, как по бережку вдоль Волги проплывали Щука, Стерлядь и Сом, о чем также можно было прочитать и в путеводителе по Угличу:
на информационной табличке значилось:
что и внесло сумятицу в стройные ряды игроков. Ведь задание было - перечислить виды рыб.
Выясняя видовую принадлежности щуки-судака собо дотошные граждане дошли даже до обращения к создателям скульптуры...
попутно выяснив, что фамилия одного из учредителей этого проекта Судаков.
По счастью, я мало что понимаю в ихтиологии, а потому просто переписала рыбов с таблицы, окинула прощальным взглядом красавицу-Волгу. . .
И поспешила в обратный путь, который оказался несколько длиннее, чем ожидалось. ..