Найти в Дзене

Муштра и шагистика: Непонятая военная реформа Павла I

Император-самодур, одержимый прусской муштрой, - один из самых устойчивых стереотипов о Павле I. Попробуем разобраться, чем же на самом деле была военная реформа конца XVIII века. Под влиянием школьных учебников и снятых в советские годы «исторических» фильмов глубоко укоренилось представление о военных преобразованиях императора Павла I как о вредных, реакционных, слепо подражавших худшим прусским образцам. Бессмысленная муштра, палочная дисциплина, неудобное и «чуждое русской армии» обмундирование… «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак! Русские прусских всегда бивали, что же тут перенимать?» - эти слова Суворова воспринимаются как окончательный приговор павловским «причудам». Действительно ли до такой степени дурна была военная реформа Павла I? Теорией и практикой военного дела Павел Петрович увлекся, еще будучи наследником. В своем Гатчинском имении Павел создал подразделения всех родов войск, для них были разработаны новые уставы, в которые
Оглавление

Император-самодур, одержимый прусской муштрой, - один из самых устойчивых стереотипов о Павле I. Попробуем разобраться, чем же на самом деле была военная реформа конца XVIII века.

Под влиянием школьных учебников и снятых в советские годы «исторических» фильмов глубоко укоренилось представление о военных преобразованиях императора Павла I как о вредных, реакционных, слепо подражавших худшим прусским образцам. Бессмысленная муштра, палочная дисциплина, неудобное и «чуждое русской армии» обмундирование… «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак! Русские прусских всегда бивали, что же тут перенимать?» - эти слова Суворова воспринимаются как окончательный приговор павловским «причудам». Действительно ли до такой степени дурна была военная реформа Павла I?
Вахтпарад при императоре Павле I. Худ. А. Бенуа
Вахтпарад при императоре Павле I. Худ. А. Бенуа

Армия по уставу: служить, а не числиться

Теорией и практикой военного дела Павел Петрович увлекся, еще будучи наследником. В своем Гатчинском имении Павел создал подразделения всех родов войск, для них были разработаны новые уставы, в которые постоянно вносились новые усовершенствования. Гатчинские уставы стали основой для новых пехотного, кавалерийского и морского уставов, введенных приказом императора Павла I 29 ноября 1796 г.

В следующем году была устроена проверка и «чистка» всего офицерского состава. До этого момента 70% офицеров числились на службе формально, не появляясь в своих полках. В отставку отправились 7 фельдмаршалов (в том числе – А.В. Суворов), 300 генералов, свыше 2000 штабных офицеров. В том же году по всей стране началось строительство казарм – до этого казармы были только у войск, расквартированных в Петербурге, а в Москве и других городах солдаты расселялись по частным домам.

В Москве под казармы был отдан огромный Екатерининский дворец – самое большое здание в городе. 12 дивизий (так тогда называли военные округа) были переименованы в инспекции и для них была учреждена должность военных инспекторов – впервые четко была организована система снабжения, управления и обучения войск в мирное время. Было создано первое крупное военно-инженерное подразделение в русской армии – Пионерный полк. Учреждена фельдъегерская служба – воинское подразделение правительственной связи. В 1797 г. основана Военно-медицинская академия (тогда носившая название Медико-хирургической).

Для офицеров военная служба при Павле I стала суровым испытанием. Граф Е. Комаровский вспоминал: «Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился, при императрице Екатерине II мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут».

Офицеры были обязаны постоянно находиться при своих полках, отпуск офицеров и генералов был сокращен до 30 дней в году. Павел требовал от офицеров той же четкости строя и выправки, что и от рядовых солдат. «Государь, поставя во фрунт офицеров, обучал их метать ружьём и алебардами, со строгим наблюдением, что ежели кто хоть чуть ошибётся или не проворно сделает, то сорвут с него шляпу и потащат под караул», – вспоминал адмирал А. Шишков. Для дворян, в том числе, для офицеров Павел I восстановил телесные наказания, запрещенные Екатериной II.

Князь Потёмкин vs Павел Первый: Чья реформа лучше?

«Реакционную» реформу армии Павла I часто противопоставляют «прогрессивной» реформе князя Григория Потемкина, фаворита и сподвижника Екатерины II. Павел, якобы, отменил полезные потемкинские нововведения из-за личной ненависти к Потемкину.

Действительно, князь Потёмкин уделял большое внимание развитию пехоты. Он разумно полагал, что в ходе войны больший эффект, нежели линейные батальоны, будут иметь мобильные части, действующие сообразуясь с обстановкой, преимущественно, в свободном строю. Вместо использования «слепого» массового ружейного залпа, применявшегося при линейной тактике, Потемкин предлагал обучать пехотинцев меткой прицельной стрельбе. Эпоха наполеоновских войн в начале следующего столетия показала правильность данного подхода к подготовке и использованию пехоты.

Но для создания такой пехоты требовалось бы большое число рекрутов уже умеющих обращаться с оружием, привыкших к самостоятельным действиям, быстрому принятию решений в рискованных ситуациях. Массы рекрутов из российских податных сословий не отвечали этим требованиям. Также требовалось налаженное массовое производство качественного стрелкового оружия, в перспективе – переход от гладкоствольного мушкета к нарезному. Для столь масштабного перевооружения не существовало ни необходимых промышленных мощностей, ни денег в казне. Верные теоретические воззрения Потемкина были слишком уж передовыми и революционными для России того времени. Кроме того, Потемкин явно недооценивал ближайшее будущее конницы в военном деле, считал устаревшим и ненужным использование на поле боя тяжелой кавалерии.

Павел I начал восстанавливать численность кавалерии и уделял особое внимание кирасирским полкам. Эпоха Наполеона показала в этом плане ошибочность суждений Потемкина: концентрированный удар массы кирасир в решающий момент приносил не одну победу французской армии, в русской армии кирасиры тоже использовались весьма эффективно.

Как Павел Первый шинели вводил

«Потемкинская» форма 1786 – 1796 гг.
«Потемкинская» форма 1786 – 1796 гг.

Отдельной похвалы во всех работах, посвященных истории русской армии, заслуживает новая военная форма, введенная Потемкиным. Она была значительно легче и практичнее прежней. Однако у нее был весьма существенный недостаток: она создавалась для нужд его крымской армии, для ведения войны на южном, турецком, направлении и совершенно не была приспособлена для зимнего времени.

Единственным уставным теплым предметом одежды на протяжении всего XVIII в. была короткая епанча, теплые вещи солдаты покупали за свой счет и могли носить их только с разрешения начальства. Обморожения, простуда и легочные заболевания были настоящим бичом русской армии до конца XVIII века.

Яростно раскритикованный новый павловский мундир в большей степени подходил для холодного климата и морозных зим. Он был просторным настолько, что позволял надеть под него полушубок. Кроме того, Павел предписал ношение солдатами теплых вещей в зимнее время под мундиром – жилета и фуфайки. И самым настоящим подарком для русских солдат стала шинель, которую предписывалось надевать поверх или вместо мундира зимой. В мороз караульные должны были облачаться в длинный тулуп и валенки, в караульных помещениях должно было постоянно находиться необходимое количество сухих сменных пар валенок. Это предписание Павла I до сих пор сохраняется в уставе российской армии.

Офицерский гвардейский мундир стал в пять раз дешевле того, что носили офицеры при Екатерине II. Почему же офицерство так ополчилось против него?

Штаб-офицер и гренадер мушкетерского полка в мундирах времени Павла I
Штаб-офицер и гренадер мушкетерского полка в мундирах времени Павла I

Нужно понимать психологию тогдашних дворян – кавалеров галантного века. С их точки зрения он был… некрасивым! Офицеры, особенно в гвардии, привыкли щеголять в тесных, но зато подчеркивающих стройность фигуры, богато расшитых золотым галуном кафтанах, украшали мундир по своему усмотрению. Следует отметить, что более скромная потемкинская форма екатерининскими офицерами тоже не жаловалась и они продолжали носить свой старый мундир – тот самый неудобный мундир прусского образца, введенный Петром III.

При Павле офицерский мундир приобрел строгую лаконичность и стал мало отличаться от солдатского. Зимой офицерам было запрещено ношение роскошных шуб и муфт (вместо этого разрешено было шить зимний мундир с меховой подкладкой), ношение гражданской одежды вне службы офицерам тоже запрещалось. С грустью галантные кавалеры разглядывали себя в зеркало в новом мундире и были уверены, что стали похожи на «совершенных чучел». Кроме того, для них новый мундир стал символом их утраченной «дворянской вольности».

"Букли не пушки, коса не тесак..."

Ношение напудренных буклей и кос в армии не было нововведением Павла I. Напудренная прическа с косой вошла в моду в армии еще в 20-е гг. XVIII в., регламенты по ее ношению издавались с правления Елизаветы Петровны. Для дворян такая прическа вообще была привычной. В 1786 г. по предписанию Потемкина для нижних чинов букли и косы были отменены, солдат стали однообразно стричь «в скобку». Это нововведение было одобрительно встречено солдатами, которым (по уверению Потемкина) «по 6 часов» приходилось готовить прическу перед вступлением в караул. Правда, солдаты стали носить волосы разной длины, стричь их неаккуратно, что придавало им неряшливый вид.

Павел, вступив на престол, немедленно восстановил ношение солдатами буклей и кос. Почему? Ведь время моды на напудренные прически явно проходило, закручивание волос в букли было малогигиеничной процедурой (приходилось смачивать волосы квасом и посыпать мукой). Но тут нужно вспомнить что отмена регламента на прически в армии произошла в революционной Франции, позволить солдату носить свободную прическу, отказаться от косы и пудры в глазах абсолютных монархий означало бы сделать первый шаг к бунту санкюлотов, республике, гильотине!

Впрочем, вне строя солдатам было дозволено собирать волосы в простой пучок, использование пудры вне строя также не требовалось. Легендой является и рассказ о заслуженном фельдфебеле, получившим тысячу палок по приказу императора за ношение косы неустановленной длины: длина кос при Павле, как это ни странно, строго не регламентировалась. Полевые армии в походных и боевых условиях тоже не обременялись плетением кос и завиванием напудренных буклей.

За что солдаты любили императора Павла Первого?

Парад при Павле I в Гатчине. Худ. Г. Шварц
Парад при Павле I в Гатчине. Худ. Г. Шварц

Для солдат служба при Павле I стала обременительнее из-за приверженности императора к внешней стороне военной службы: безупречности обмундирования, шагистике, четкому автоматизму совершения движений. Тогда впервые в русской армии появляется прусский церемониальный печатный шаг.

Тем не менее, вопреки распространенному мнению, число и частота наказаний солдат при Павле I значительно уменьшилась. Морской устав Петра I, который продолжал действовать до 1796 г., за нарушение почти каждой статьи предписывал то или иное наказание. В уставе Павла наказания упоминаются довольно редко.

За все время правления Павла I в армии не было ни одной казни. По статистике Тайной канцелярии 44% арестованных при Павле были офицерами, солдатами – только 9%. Офицерам в период его правления было вынесено 495 обвинительных приговоров, солдатам – только 287, при том, что число солдат в армии почти в 50 раз превышало число офицеров. Была введена уголовная ответственность офицеров за злоупотребление властью, солдатам было разрешено жаловаться на жестоких командиров. Запрещено использовать солдат для работ в генеральских поместьях (в момент восшествия Павла на престол из 400 тысяч солдат на таких работах было занято 50 тысяч).

Впервые был ограничен 25 годами срок солдатской службы. Так как на российский опыт ограничения срока службы опереться было невозможно – солдатская служба была фактически пожизненной, Павел взял за образец продолжительность службы древнеримских легионеров. Также впервые солдатам стал положен в году 28-дневный отпуск. Было увеличено солдатское жалование, впервые в Европе была учреждена наградная система для нижних чинов армии. За 20 лет беспорочной службы нижние чины освобождались от телесных наказаний. А за несколько месяцев до своей гибели Павел I издал указ о награждении отставных солдат земельным наделом. Если не принимать во внимание увеличение сложности фрунтовых экзерциций, может даже возникнуть впечатление «заигрывания» императора с солдатской массой.

Разумеется, жизнь солдат при Павле I не нужно идеализировать, благие пожелания императора наталкивались на косность командного состава, к тому же раздраженного лишением привычного образа жизни. Многие офицеры, слепо исполняя государевы предписания по соблюдению строгой дисциплины, замордовывали солдат фрунтом и соблюдением регламента обмундирования.

Тем не менее, по общему мнению современников, Павел I пользовался любовью солдат. Узнав о смерти Павла, солдаты Преображенского полка рыдали в голос. Однако этого нельзя сказать об отношении к нему дворян-офицеров. Не случайно в заговоре против ненавистного дворянам императора принимали участие командиры полков гвардии.

Повышенное внимание Павла I к фрунту и шагистике тоже не нужно списывать на одно лишь стремление к внешней парадности. При сохранении использования линейной тактики на поле боя четкость и слаженность движений марширующих в плотном строю солдат была залогом успешной баталии. Марширующий мерным шагом ровный строй солдат, который сегодня можно увидеть только на военном параде и никогда – в реальном бою, в XVIII – начале XIX века был обычным зрелищем на полях сражений. Печатный шаг служил не только парадной красоте движений, но и был своеобразным психологическим оружием, усиливающим эффект штыковой атаки.

Вердикт истории

Да полно, нужно ли это все было? Разве ль не увенчала себя славой на полях сражений русская армия в предшествующие десятилетия? Да, но ей приходилось вести войну против турецкой армии XVIII века, уступавшей и российской, и европейским армиям в боеспособности. А Павел I рассматривал перспективу войны с французской армией Бонапарта, возможно – с другими европейскими армиями. Надеяться только на искусство редких военных гениев и на лихость «чудо-богатырей» Павел позволить себе не мог.

После гибели Павла многие суровые ограничения для офицеров были отменены Александром I. Отменили и даже запретили ношение буклей и кос, ввели новое облегченное обмундирование (тоже прусского образца), но сохранили строгость, лаконичность и практичность павловского мундира, а также – незаменимую шинель. В целом же военная реформа была признана полезной и даже достаточной. При жизни Павла I реформированная им армия хорошо зарекомендовала себя в итальянском и швейцарском походах. Даже возглавившему эти походы Суворову пришлось признать эффективность павловских нововведений.

Еще о Павле Первом:

Больше интересных материалов - в нашей подборке История не по учебнику. Понравился материал? Поддержите нас лайком и подпиской.