Найти в Дзене

Петергоф: от танцев под дождём до вечернего спектакля

Наверное, это классическая история для жителя Петербурга: ты живёшь рядом с невероятной красотой, но постоянно откладываешь поездку. Думаешь, мол, съезжу завтра или на следующих выходных, и так проходят годы. Вот и я в Петергофе, кажется, не был со школьных времён. Но в этом году решил твёрдо: еду на Осенний праздник фонтанов. И не прогадал. Я приехал в субботу, 20 сентября, с самого утра. Погода была, прямо скажем, не фонтан — моросил холодный осенний дождь. Но в этом оказался неожиданный плюс: парк был почти пуст. Получить возможность погулять по аллеям Петергофа в тишине, без толп туристов — это само по себе уникальный опыт. Удалось сделать несколько кадров знаковых мест, где в кадре не было почти никого. Сначала я просто бродил по парку, погружаясь в историю через разбросанные по аллеям инсталляции. Идея была отличная: идёшь мимо «Шахматной горы», а из динамиков доносятся голоса реставраторов, рассказывающих, как прятали скульптуры. В парке постоянно что-то происходило. Где-то
Оглавление

Наверное, это классическая история для жителя Петербурга: ты живёшь рядом с невероятной красотой, но постоянно откладываешь поездку. Думаешь, мол, съезжу завтра или на следующих выходных, и так проходят годы. Вот и я в Петергофе, кажется, не был со школьных времён. Но в этом году решил твёрдо: еду на Осенний праздник фонтанов. И не прогадал.

Пустой Петергоф под дождём и танцы вопреки погоде

Я приехал в субботу, 20 сентября, с самого утра. Погода была, прямо скажем, не фонтан — моросил холодный осенний дождь. Но в этом оказался неожиданный плюс: парк был почти пуст. Получить возможность погулять по аллеям Петергофа в тишине, без толп туристов — это само по себе уникальный опыт. Удалось сделать несколько кадров знаковых мест, где в кадре не было почти никого.

Сначала я просто бродил по парку, погружаясь в историю через разбросанные по аллеям инсталляции. Идея была отличная: идёшь мимо «Шахматной горы», а из динамиков доносятся голоса реставраторов, рассказывающих, как прятали скульптуры.

В парке постоянно что-то происходило. Где-то вдалеке я слышал звуки духового оркестра, хотя самого его так и не встретил. А вот танцевальная площадка у Римских фонтанов — это было нечто! Я возвращался туда несколько раз. Утром, когда почти не было зрителей, и вечером, когда включилась красивая подсветка. Артисты — просто герои. Несмотря на холод и дождь, они в лёгкой летней одежде танцевали с десяти утра до пяти вечера, с короткими перерывами. И это был не просто набор номеров, а один длинный, плавно перетекающий танец под музыку послевоенных лет. Очень красиво и трогательно.

А ровно в полдень включили «Самсона». Я постоял, полюбовался на него несколько минут и пошёл гулять дальше, исследовать парк.

Живые страницы истории под открытым небом

Это была не просто прогулка, а настоящее путешествие во времени. Каждая инсталляция, расставленная по парку, была эпизодом из большой истории о спасении и возрождении Петергофа. У фонтана «Ева» показывали уникальные кадры кинохроники с видами послевоенных руин, и рассказывали об уникальной водоподводящей системе — «сердце» фонтанов, которое тоже пришлось восстанавливать. У Марлинского вала была инсталляция, посвящённая подвигу сапёров, которые занимались разминированием территории. А у Морского канала, конечно же, рассказали о судьбе главного символа — фонтана «Самсон». По сути, каждый стенд был главой в большой книге о возрождении, и ты читал её прямо там, где всё это и происходило.

А ещё организаторы придумали очень тёплую и немного ностальгическую акцию. Рядом с Большой оранжереей Почта России установила свой пункт, где можно было совершенно бесплатно отправить в любую точку страны красивую открытку, специально созданную для фестиваля. Я, конечно, воспользовался возможностью и отправил несколько открыток знакомым. В наш цифровой век получить такую настоящую, бумажную весточку — это что-то особенное.

-5

А вечером — настоящее мультимедийное чудо

Честно говоря, я почему-то думал, что вечернее шоу — это в основном салют. Как же я ошибался. То, что развернулось на Большом каскаде, было по-настоящему масштабным и грандиозным мультимедийным представлением.

Это была не просто подсветка. Это был сложный спектакль, где идеально сочетались свет, пиротехника, звук и повествование. Фасад Большого дворца превратился в живой экран: вот он в руинах, вот его только построили, а вот он снова сияет после реставрации. На него проецировались и видеохроника, и специально созданная графика. В повествование были вплетены голоса людей, чьими руками и заботой возрождался Петергоф — хранителей музея, фонтанных мастеров.

Сами фонтаны каскада и даже «Самсон» стали полноправными участниками шоу, подсвеченные в такт действию. В какой-то момент действие переносилось в небо: мощные прожекторы имитировали зенитные огни ПВО, ищущие вражеские самолёты. Это было невероятно сильно и совершенно неожиданно. Шоу получилось не просто зрелищным, но и очень содержательным и эмоциональным.

Пара практических наблюдений

У меня был билет, который позволял выходить из парка и возвращаться. Это оказалось очень кстати: утром я погулял, потом вышел в город пообедать, вернулся и продолжил наслаждаться фестивалем. Если бы у меня был обычный одноразовый билет, я бы, наверное, приехал попозже, во второй половине дня, чтобы не так долго ждать вечера.

Ну и главный квест — дорога домой. Мой личный опыт: уехать получилось без особых приключений. Я просто не пошёл на центральную остановку у парка, где собиралась основная толпа, а прошёл лишний квартал и сел на автобус на предыдущей. Так я спокойно занял место и избежал давки. Советую этот приём всем, кто готов немного пройтись.

Почему хочется вернуться в следующем году

Этот фестиваль оказался чем-то большим, чем просто красивое закрытие сезона. Это была цельная, умная и очень трогательная история, рассказанная современным языком. В этот раз она была о людях, собравших красоту из руин. В следующий — наверняка будет другой ракурс, но, я уверен, тот же эффект: когда вода, свет и человеческие истории складываются в одно большое «спасибо». Я себе уже поставил напоминание на следующий сентябрь: «Петергоф. Осень. Едем снова».