Найти в Дзене
AutoMoto мир

Астон Мартин: История бренда, который выживал вопреки всему. Или как сделать кусок железа секс-символом.

Приятель, пристегни ремни. Сейчас мы поговорим об автомобиле, который не нуждается в представлении. Ты его узнаешь по силуэту в заднем зеркале, по рыку мотора на загородном серпантине и по тому, как он бесстыже красиво выглядит в любой киношной погоне. Да, это Aston Martin. Машина, которую захотел бы даже Джеймс Бонд, если бы ему вдруг надоели шпионские штучки и захотелось просто понтоваться по Лондону. Но знаешь, что самое интересное? История Aston Martin – это не история успешного бизнес-плана. Это история провалов. Банкротств. Отчаянных авантюр и фанатов, которые раз за разом спасали компанию от гибели. Если бы это был сериал, его бы назвали «Таксидермист: Как из трупа сделать легенду». Поехали. Основатели – Лионель Мартин и Роберт Бэмфорд. Звучит как имя адвокатской конторы, правда? На деле же это были два чувака, которые обожали гонки. Изначально они продавали автомобили других марок, но им хотелось своего, родного. Собрали они первую тачку в лондонском гараже на улице Хенли-стрит
Оглавление

Приятель, пристегни ремни. Сейчас мы поговорим об автомобиле, который не нуждается в представлении. Ты его узнаешь по силуэту в заднем зеркале, по рыку мотора на загородном серпантине и по тому, как он бесстыже красиво выглядит в любой киношной погоне. Да, это Aston Martin. Машина, которую захотел бы даже Джеймс Бонд, если бы ему вдруг надоели шпионские штучки и захотелось просто понтоваться по Лондону.

Но знаешь, что самое интересное? История Aston Martin – это не история успешного бизнес-плана. Это история провалов. Банкротств. Отчаянных авантюр и фанатов, которые раз за разом спасали компанию от гибели. Если бы это был сериал, его бы назвали «Таксидермист: Как из трупа сделать легенду». Поехали.

Акт 1: 1913 год. Два Лионеля и гаражная сборка.

Основатели – Лионель Мартин и Роберт Бэмфорд. Звучит как имя адвокатской конторы, правда? На деле же это были два чувака, которые обожали гонки. Изначально они продавали автомобили других марок, но им хотелось своего, родного. Собрали они первую тачку в лондонском гараже на улице Хенли-стрит и назвали ее «Aston Martin». «Aston» – от гонки в Астон-Хилтон, которую выиграл Лионель, а «Martin» – его фамилия. Просто и со вкусом.

Первый автомобиль, 1915 года, был красив. Но тут как назва началась Первая мировая война. Все планы полетели в тартарары. Ребята ушли на фронт, а их мечта запылилась в гараже. Первый звоночек: создавать роскошные автомобили – дело неблагодарное.

Акт 2: 1920-30-е. Банкротство как стиль жизни.

После войны дела пошли не очень. Скажем так: компания несколько раз обанкротилась. Ее покупали, пытались вдохнуть жизнь, она снова ложилась на бок. Это был замкнутый круг: строили пару гоночных машин, участвовали в гонках, проигрывали, денег не было – банкротство.

Казалось бы, на этом можно было бы и закончить. Но нет. В 1947 году на сцене появляется человек, которого можно назвать крестным отцом современного Aston Martin. Сэр Дэвид Браун. Да-да, те самые инициалы «DB» в названии машин – от него.

Это был не просто богатый парень. Это был фанат. Он купил компанию за смешные по нынешним меркам деньги и вложил в нее душу и капитал. Именно при нем родилась модель, которая стала иконой – DB5. Но до нее был прорывной DB2 и победа в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1959 году. Браун доказал: Aston Martin может не только красиво выглядеть, но и побеждать.

Акт 3: 1960-е. Золотой век по имени Джеймс Бонд.

И вот он, звездный час. 1964 год. На экраны выходит фильм «Голдфингер». И в кадре появляется он – серебристый Aston Martin DB5 с катапультным креслом, пулеметами и противотрактовыми шинами. После этого фильма мир сошел с ума. DB5 из автомобиля превратился в объект желания. Он стал таким же символом, как и сам агент 007.

Компания взлетела на волне успеха. Казалось, теперь-то деньги польются рекой. Но нет. Проблемы никуда не делись. Британская экономика хромала, продажи роскошных машин были нестабильными. Aston Martin снова менял владельцев, как перчатки. Были и американские владельцы, и консорциумы – компанию кидало из стороны в сторону.

Акт 4: 1990-2000-е. Немецкая дисциплина и рождение Ванкиша.

Казалось, конец близок. Но в 1994 году компанию выкупивает консорциум, в котором главную скрипку играл… Ford. Да, американский автогигант. И знаешь что? Это пошло на пользу. Ford влил деньги, навел порядок в производстве и помог создать одну из самых красивых машин конца XX века – Aston Martin DB7.

DB7 был не просто удачным автомобилем. Он был спасением. Элегантный, стильный, с отличными характеристиками. Он вернул бренду славу и, что важнее, прибыльность.

Пиком этой эпохи стал Aston Martin Vanquish 2001 года. Тот самый, на котором катался Джеймс Бонд в «Умри, но не сейчас». Агрессивный, угловатый, технологичный. Ванкиш стал символом нового, уверенного в себе Aston Martin.

Акт 5: Наши дни. Арабские шейхи, гиперкар Valkyrie и светлое будущее.

В 2007 году Ford, у которого начались свои проблемы, продал Aston Martin консорциуму инвесторов во главе с Дэвидом Ричардсом, а также... инвестиционному фонду из Кувейта и другим международным инвесторам.

И снова все подумали: «Ну все, капут». А получилось наоборот. Новые владельцы оказались не просто денежными мешками, а теми самыми фанатами. Они дали инженерам карт-бланш. И те выдавали шедевр за шедером: Vantage, DB9, Rapide.

А потом они совершили невозможное. Создали Aston Martin Valkyrie. Гиперкар с двигателем от Cosworth, разработанный при участии легендарного Эдриана Ньюи из Formula 1. Это уже не просто автомобиль. Это космический корабль для дорог общего пользования. Заявление на весь мир: «Мы не только про классическую элегантность. Мы про сумасшедшие технологии».

Эпилог. Так в чем же феномен Aston Martin?

Почему эта марка до сих пор на плаву, пережив столько владельцев и кризисов?

Ответ прост: Aston Martin продает не автомобили. Он продает мечту.

Мечту о британском стиле. О аристократической роскоши, за которой скрывается дикая мощь. О том, что ты можешь быть джентльменом снаружи и гонщиком внутри.

Каждый раз, когда компания была на грани, находился какой-нибудь чудак, который верил в эту мечту. Лионель Мартин, сэр Дэвид Браун, инженеры из Форда, арабские инвесторы. Все они понимали: мир всегда будет готов платить за красоту, у которой есть душа. Даже если эта душа периодически попадает в долговую яму.

Так что в следующий раз, увидев на дороге Aston Martin, знай: ты видишь не просто машину. Ты видите упрямство. Желание выжить вопреки всему. И невероятную, бьющую через край красоту, которая и спасает этот бренд вот уже более ста лет.

Это не просто железо. Это – легенда. С душой, с историей и с вечным шиком.