День двенадцатый. 09.07.2025
Сегодня мы продолжаем углубляться в Монголию. Посетили город Улгий, где обоняли валюту и купили симки. Потом посетили озере Толбо-Нуур, а на ночлег устроились около озера Хар-Ус Нуур.
Продолжение. Предыдущая часть тут:
Подъем в 7.00. Вроде и солнечно, но накрапывает небольшой дождик. Но быстро закончился мы спокойно позавтракали. Потом немного полазили по прикольным окружающим нас скалам.
Пока лазили, солнце и ветер полностью просушили палатки. Выехали в 9.15.
По той же тряской дороге вернулись в Цагааннуур, где с удовольствием встали на нормальное асфальтированное шоссе. И покатили вглубь Монголии. По пути к городу Улгий, миновали перевал Оботын-Даба, с высотой 2643 метра над уровнем моря. Причем заезд на перевал не заасфальтирован. Как я понимаю, это последний участок дороги А - 0306 (от Ташанты до Улан- Батора), который остается без твердого покрытия.
На самом перевале насыпана груда камней – знаменитое монгольское обо. Но на перевале было холодно и ветрено, вдобавок шел мелкий противный дождь. Так что задерживаться здесь мы не стали и поспешили дальше.
Вскоре приехали в город Улгий. Это административный центр и крупнейший город аймака Баян-Улгий. Население города 28448 (2009 г.) человек. Бо́льшая часть населения города казахи. Хотя по нашим меркам, это скорее большой посёлок.
Но в центре его есть базар, почта с Интернетом, небольшие гостиницы, кафе, музей и прочие атрибуты города. Имеется пункт обмена валюты и офисы операторов сотовой связи. Дома в основном одноэтажные с плоскими крышами. В центральной части города находится множество административных зданий от одного до пяти этажей, а также жилые многоквартирные дома.
Улгий нам в основном и нужен, чтобы поменять деньги и купить монгольские симки. Рубли в банках Монголии, как правило не меняют. Но вот в Улгие, есть место, где как раз меняют рубли и казахские тенге. Располагается это пункт обмена валюты в самом центре города, по координатам: N48°58.132′ E 89° 58.229′. Хорошо, что у нас заранее были эти координаты, а то пришлось бы искать. Это рядом с музеем аймака Баян-Улгий (Museum of Bayan-Ölgii Province).
Там же, относительно недалеко располагается и офис оператора мобильной связи Mobicom(координаты - 48°58.135′ N, 89°57.956′ E).
Один минус – днем в центре найти место для парковки довольно затруднительно, да и вообще движение довольно плотное. Кое-как приткнулись и дальше ходили пешком, благо все относительно близко.
Деньги мы поменяли по курсу 44,5 тугрика за 1 рубль. Карманы разбухли от монгольских банкнот, мы в раз стали миллионерами. Все дело в том, что самая крупная банкнота в Монголии имеет достоинство 20000 тугриков, что эквивалентно примерно 450 рублям или 5,5 долларам США.
О Монгольских тугриках подробнее можно прочитать в статье:
Деньги мы поменяли быстро. А вот за сим-карой пришлось постоять минут 40 в очереди. В результате купили симки. 25 Гб на месяц - 25000 тугриков + 3000 тугриков сама симка. Для оформления нужен российский загранпаспорт. 28 тыс. тугриков, это примерно 630 рублей.
Потом зашли там рядом на рынок, купили арбуз, дыню, помидоры, сливы. Цены такие - арбуз 2500 Тг кг, дыня 4500 Тг кг, помидоры 10000 Тг кг, сливы 13000 Тг кг.
Загрузили все покупки в машину и прогулялись на центральную площадь горда. Здесь стоит памятник всаднику на коне. Это Мазимын Экей. Во время битвы на Халхин-Голе он был командиром 6-й кавалерийской дивизии. 24 июля 1939 года в битве при Голэгт-Манхане сражаясь с превосходящими силами противника героически погиб. В 1979 году ему было присвоено звание Героя Монголии.
Далее поехали на обзорную площадку (координаты - N 48° 58.770' E 89° 58.890). Отсюда открывается прекрасный вид на город.
Здесь построен памятный знак Найрамдал в честь дружбы Монголии и Китая.
Проход на смотровую площадку бесплатный, но платная парковка - 2000 Тг. Чтобы подняться наверх вам предстоит преодолеть 163 ступени, но они не крутые, если устанете, то можно дважды отдохнуть на скамейках, расположенных на площадках и полюбоваться скалами.
На выезде из города, пошёл искать колонку или колодец, чтобы пополнить запасы питьевой воды. Мне показали колодец в одном из дворов. Старым, мятым алюминиевым бидончиков натаскал воды из довольно глубокого колодца и наполнил канистру.
Пока я добывал воду, к ребятам подъехал известный местный "помогала" Мурат (про которого я читал во многих отчетах) и предложит свои услуги. Но нам уже ничего тут нужно не было и он разочаровано уехал.
Далее едем до озера Толбо - Нуур. Дорога к Толбо от Улгия меняет номенклатуру и становился А – 0305; преодолевает двойной перевал (с высотами 2200 и 2250 м). Но здесь уже перевалы заасфальтированы. Живописное горное озеро Толбо – Нуур лежит в окружении величественных гор на высоте 2079 м в 34 км южнее Улгия. площадь - 185 кв. км. Озеро Толбо – Нуур, наверное, второе по популярности среди российских туристов. Первое, со значительным отрывом, занимает, конечно же, Хубсугул.
По отзывам в интернете озеро богато рыбой. В основном это монгольский осман, султанка и хариус. Но мы не рыбаки, не проверяли.
Но на берег выехали, место очень живописное. Хотя дорога как раз для Дастера и Паджерика. Заезд к озеру через локальный перевал, где я включал полный привод. Полазили по скалам, взобрались к основанию каменного пальца, который сверху нам показался похожим на маленький язык тролля.
Заодно нашли геокешерский тайник.
Потом устроили на берегу обед. Мы с Лёшей искупались, но особо та не поплаваешь - вода холодная. Но освежится можно. Тем более, что здесь светило яркое солнце и на воздухе было тепло.
Едем дальше. Заехали в посёлок Толбо, на заправку. Это была наше первая заправка в Монголии. В наличии только 80 и 92й бензин. 95 го нет. Но нам и не нужно – у меня машина потребляет 92й, у ребят – ДТ. Бензин 92й стоит - 2700 тугриков за литр (60, 7 рублей). Залил на 65000 ТГ.
Вернулись на трассу А - 0305 И вскоре попали на первый (для нас) участок платной дороги. Та все просто – подъезжаешь к пункту оплаты, протягиваешь в окошко 1000 тугриков, шлагбаум открывают, едешь дальше. Любопытно, что окошко нередко находится справа – так как машины у монголов преимущественно праворукие японки. Хорошо, что у меня есть жена-пассажир.
Дорога опять поползла в гору и мы въехали на очередной перевал. Как потом выяснилось, это был перевал Буратын-Даба, с высотой 2649,5 м. В общем то это наивысшая точка нашего автопутешествия, да и самая высокая точка куда пока-что заезжал наш Дастер. Потом ещё несколько перевалов с высотами выше 2400 и 2500 метров. В этим местах погода испортилась, временами шел дождь. Термометр показывал, что за бортом всего довольно холодно, всего +9. Видели радугу. Но радовало, что дорога тут идеальная.
Доехали до Ховда, от посёлка Толбо 150 км. Здесь, увидев заправку, я заправился под пробку очередной раз. Бензин тут уже подороже – 3000 тугриков (67,4 рубля) за литр. ДТ по 3390. На другой заправке здесь был и 95й бензин, тоже 3390.
За Ховдом дорога опять меняет номенклатуру, теперь её номер А – 0304.
Стали на ночлег на озере Хар-Ус Нуур. Но не сразу нашли съезд к озеру: навигатор вел на дорогу, съезд на которую был перекопан при недавней реконструкции трассы. Рассмотрел нужный съезд только по спутниковым снимкам, благо интернет там работал. На грунтовке сели на хвост каким-то двум местным машинам, направляющимся к озеру. Явно они свой праздник едут. Приближаемся к озеру, а на другом берегу бушует гроза с ливнем и молниями, но к нам не приближается, а идет как-бы перпендикулярно нашему маршруту.
Доехали до воды, и выяснилось. Что у берега стать невозможно - очень много мошки и комаров. Проехали несколько километров на север вдоль берега, а потом просто без дороги, по пустыне, на 2,8 км на запад от озера. Нашли ровное место и стали ставить лагерь.
Время - 21.30, уже темнеет. Веер здесь сдувал мошку, но и мешал ставить палатку. Вначале общими усилиями поставили нашу маленькую. Потом, разместив машины с наветренной стороны, поставили большую палатку Леши и Юли.
Ужинали в тамбуре палатки. Примерно к 23 часам ветер утих, тучи ушли, и мы видели пронзительный свет звезд. А где-то вдали, на севере, по-прежнему мелькали всполохи молний.
Отбой в 23.30.
Продолжение следует:
Начало повествования:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!