На планете Земля живет около восьми миллионов видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Каждый час исчезает примерно три вида. К концу дня с лица планеты стираются навсегда десятки форм жизни, которые эволюция создавала миллионы лет. Мы переживаем шестое массовое вымирание в истории Земли, только на этот раз причина не астероид или вулканы, а деятельность человека.
Когда последний носорог покинул планету
В 2018 году в кенийском заповеднике Ол Педжета умер Судан — последний самец северного белого носорога на планете. 45-летний гигант весом в две тонны унес с собой в могилу целый подвид. Остались лишь две самки — его дочь и внучка, но естественное размножение уже невозможно.
История Судана — это история нашего времени. Еще в 1960-х годах северных белых носорогов было около 2000. Браконьеры охотились на них ради рогов, которые в традиционной медицине ценились дороже золота. Войны в Центральной Африке довершили начатое. К 2008 году в дикой природе не осталось ни одного северного белого носорога.
Но ученые не сдаются. В лабораториях хранится генетический материал Судана и других самцов. Исследователи пытаются создать эмбрионы с помощью экстракорпорального оплодотворения и имплантировать их суррогатным матерям — южным белым носорогам. В 2023 году родился первый детеныш, созданный таким способом, правда, пока это был гибрид двух подвидов.
Тихие герои спасательных операций
В отдаленном уголке Китая группа панд неуклюжими движениями карабкается по бамбуковым зарослям. Трудно поверить, что эти милые создания были на грани исчезновения. В 1980-х годах диких панд оставалось меньше тысячи.
Китайское правительство потратило миллиарды долларов на программу спасения панд. Создали 67 заповедников, где панды живут под круглосуточной охраной. Разработали технологии искусственного осеменения — панды крайне неохотно размножаются в неволе. Восстановили бамбуковые леса на площади в 12 тысяч квадратных километров.
Результат превзошел ожидания. Сегодня в дикой природе живет около 1900 панд. В 2021 году их статус изменился с "исчезающий вид" на "уязвимый". Программа спасения панд стала одной из самых успешных в истории охраны природы.
Банк семян на краю света
В арктической пустыне на острове Шпицберген, в скале на глубине 120 метров, хранится будущее земного биоразнообразия. Глобальное семенохранилище в Свальбарде — это "страховка" для всего человечества. В морозильных камерах при температуре минус 18 градусов лежат семена более миллиона растений со всего мира.
Каждая партия семян упакована в специальные алюминиевые пакеты и может храниться сотни лет. Семенохранилище уже доказало свою важность: когда война разрушила генетический банк в Алеппо, исследователи смогли восстановить коллекцию семян засухоустойчивых культур именно из свальбардского хранилища.
Аналогичные проекты существуют по всему миру. "Ноев ковчег XXI века" в Сан-Диего хранит генетический материал более 1000 видов животных в жидком азоте. Ткани и клетки остаются жизнеспособными десятилетиями. Из этого материала уже удалось клонировать лошадь Пржевальского — вид, который считался полностью исчезнувшим в дикой природе.
Возвращение с того света
Лошади Пржевальского — живое доказательство того, что вымирание можно обратить вспять. Последняя дикая лошадь этого вида была поймана в 1969 году. На планете оставалось всего 12 особей в зоопарках, происходивших от 14 животных, пойманных в начале XX века.
Международная программа разведения растянулась на полвека. Ученые тщательно отслеживали родословную каждой лошади, избегая близкородственного скрещивания. В 1992 году первые лошади Пржевальского вернулись на родину в монгольские степи. Сегодня в дикой природе живет более 400 особей.
Похожая история произошла с калифорнийскими кондорами — самыми крупными птицами Северной Америки. В 1987 году в мире оставалось всего 27 кондоров. Всех их поймали для разведения в неволе. Сегодня в небе Калифорнии снова парят более 500 кондоров, из них около 350 живут в дикой природе.
Технологии на службе у природы
Современные технологии открывают новые возможности для сохранения видов. Дроны патрулируют заповедники, отслеживая браконьеров. Спутники мониторят миграционные маршруты животных. Искусственный интеллект анализирует звуки джунглей, выявляя незаконную вырубку леса.
В 2024 году исследователи создали первый в мире "генетический спасательный круг" — технологию, которая позволяет восстанавливать генетическое разнообразие вымирающих популяций. Используя образцы ДНК от родственных видов, ученые могут "ремонтировать" поврежденные гены и увеличивать жизнеспособность потомства.
Особенно перспективно направление "воскрешения" видов. Компания Colossal Biosciences работает над возвращением шерстистого мамонта, тасманийского волка и птицы додо. Технология основана на редактировании генов: ученые берут ДНК близкого родственника и "исправляют" ее, приближая к геному вымершего вида.
Невидимые жертвы
Большинство вымирающих видов остаются незамеченными. Пока весь мир следит за пандами и тиграми, исчезают тысячи насекомых, моллюсков, растений. За последние 50 лет численность насекомых сократилась на 76%. Каждый четвертый вид пчел находится под угрозой исчезновения.
Это катастрофа планетарного масштаба. Насекомые опыляют 80% растений, перерабатывают органические остатки, служат пищей для птиц и рыб. Без них экосистемы рухнут, как карточные домики.
В Коста-Рике биолог Дэниел Джансен с командой единомышленников уже 40 лет создает генетическую библиотеку всех видов страны. Они собрали образцы ДНК 700 тысяч организмов — от бабочек до бактерий. Цель амбициозна: описать все виды Коста-Рики до того, как они исчезнут.
Городская природа под угрозой
Урбанизация уничтожает среды обитания с космической скоростью. Каждую минуту под бетон уходят 11 гектаров дикой природы. Но города могут стать и спасением для видов. Вертикальные сады, зеленые крыши, экологические коридоры создают островки жизни в каменных джунглях.
В Сингапуре обязательное озеленение зданий привело к тому, что в городе живут 2000 видов растений — больше, чем во всей Великобритании. В Милане вертикальный лес из 900 деревьев и 20 тысяч кустарников стал домом для 1600 видов птиц и бабочек.
Экономика биоразнообразия
Сохранение природы — не только моральный долг, но и экономическая необходимость. Экосистемные услуги — опыление, очистка воды, регулирование климата — оцениваются в 125 триллионов долларов в год. Это в полтора раза больше мирового ВВП.
Программа Организации Объединенных Наций по восстановлению экосистем предусматривает создание одного миллиарда рабочих мест к 2030 году. Каждый доллар, потраченный на восстановление природы, приносит от 7 до 30 долларов экономической выгоды.
Развивается экотуризм. В Руанде туристы платят 1500 долларов за час наблюдения за горными гориллами. Доходы от экотуризма позволили увеличить популяцию горилл с 250 особей в 1980-х до 1000 сегодня.
Гонка со временем
По оценкам ученых, для стабилизации биоразнообразия человечеству нужно взять под охрану 30% суши и океанов к 2030 году. Сейчас эта цифра составляет 15% для суши и 8% для морей. Это означает, что каждый год нужно создавать заповедники площадью с Германию.
В 2024 году более 190 стран подписали Куньминско-Монреальское соглашение о биоразнообразии — самый амбициозный план сохранения природы в истории. Страны обязались выделить 200 миллиардов долларов в год на охрану природы и восстановление экосистем.
Время работает против нас. Каждый потерянный вид — это потерянная навсегда информация, накопленная миллионами лет эволюции. Но примеры успешного спасения видов показывают: если у человечества есть воля и ресурсы, даже самые исчезающие виды можно вернуть с края пропасти.