Найти в Дзене
За кадром

Главный шут и философ русского кино: 5 лиц Александра Баширова

Сегодня свой юбилей — 70 лет — отмечает человек-эпоха, гений эпизода и мастер гротеска. Александр Баширов — вечный трикстер нашего кинематографа, актер, способный превратить любую, даже самую крохотную роль, в незабываемый перформанс. Вспомним его самые мощные и безумные образы, определившие его уникальный статус. (2005) Приключения дьявольской свиты в Москве 1930-х годов. Сатана (Олег Басилашвили) и его колоритные помощники, среди которых и кот Бегемот (Баширов), устраивают грандиозное представление, обнажая человеческие пороки и слабости. Их появление переворачивает жизнь Мастера (Александр Галибин) и его возлюбленной Маргариты (Анна Ковальчук). Баширов в роли кота Бегемота — это не просто актер в гриме, а стихия, вырвавшаяся на экран. Владимир Бортко гениально уловил суть персонажа: не милый котик, а древний и опасный демон, шут с повадками хтонического чудовища. Баширов играет на стыке буффонады и инфернальной жути, его Бегемот одновременно смешон и по-настоящему страшен. Это идеал
Оглавление

Сегодня свой юбилей — 70 лет — отмечает человек-эпоха, гений эпизода и мастер гротеска. Александр Баширов — вечный трикстер нашего кинематографа, актер, способный превратить любую, даже самую крохотную роль, в незабываемый перформанс. Вспомним его самые мощные и безумные образы, определившие его уникальный статус.

Мастер и Маргарита

(2005)

Приключения дьявольской свиты в Москве 1930-х годов. Сатана (Олег Басилашвили) и его колоритные помощники, среди которых и кот Бегемот (Баширов), устраивают грандиозное представление, обнажая человеческие пороки и слабости. Их появление переворачивает жизнь Мастера (Александр Галибин) и его возлюбленной Маргариты (Анна Ковальчук).

Россия, реж. Владимир Бортко, Кинопоиск — 8.1
Россия, реж. Владимир Бортко, Кинопоиск — 8.1

Баширов в роли кота Бегемота — это не просто актер в гриме, а стихия, вырвавшаяся на экран. Владимир Бортко гениально уловил суть персонажа: не милый котик, а древний и опасный демон, шут с повадками хтонического чудовища. Баширов играет на стыке буффонады и инфернальной жути, его Бегемот одновременно смешон и по-настоящему страшен. Это идеальное попадание в образ для тех, кто ценит в булгаковском романе не только любовную линию, но и сатирическую мощь, едкий, почти физиологический юмор, в котором Баширову нет равных.

Асса

(1987)

Юная медсестра Алика (Татьяна Друбич) связывает свою жизнь с криминальным авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Зимой в Ялте она знакомится с андеграундным музыкантом Банананом (Сергей Бугаев). Зарождается любовный треугольник на фоне уходящей эпохи, подпольных концертов и предчувствия больших перемен.

СССР, реж. Сергей Соловьев, Кинопоиск — 7.9
СССР, реж. Сергей Соловьев, Кинопоиск — 7.9

Персонаж Баширова, летчик-самозванец Бабакин, — это не просто эпизод, а манифест. В его фигуре, сотканной из абсурда и трагикомедии, Сергей Соловьев сконцентрировал весь сюрреализм позднего СССР. Бабакин — маленький человек, отчаянно пытающийся казаться значительным, плут и позер, но при этом трогательный в своей неприкаянности. Это идеальный фильм для тех, кто хочет увидеть, как из хаоса и воздуха умирающей империи рождалось новое кино, а Баширов был одним из его главных шаманов, превращавших фарс в высокую трагедию.

Игла

(1988)

Моро (Виктор Цой), вернувшись в Алма-Ату, узнает, что его бывшая девушка Дина (Марина Смирнова) стала наркоманкой. Он решает увезти ее к Аральскому морю, чтобы помочь ей пережить ломку. Но по возвращении в город им приходится столкнуться с наркомафией, во главе которой стоит хирург Артур (Пётр Мамонов).

СССР, реж. Рашид Нугманов, Кинопоиск — 7.3
СССР, реж. Рашид Нугманов, Кинопоиск — 7.3

В «Игле» Баширов играет Спартака — эксцентричного и нервного представителя «золотой молодежи», задолжавшего мафии. Его персонаж — это сгусток энергии распада, живое олицетворение хаоса и страха, царивших в последние годы Союза. Рашид Нугманов использует Баширова как камертон эпохи: его ломаная пластика, бегающий взгляд, прерывистая речь создают образ человека, загнанного в угол. Фильм для тех, кто хочет ощутить нерв времени, и понять, что Баширов — это не просто актер, а физическое воплощение переломных моментов истории.

Даун Хаус

(2001)

Князь Мышкин (Фёдор Бондарчук) возвращается в Москву из швейцарской лечебницы и попадает в круговорот страстей «новых русских». Он оказывается между роковой красоткой Настасьей Филипповной (Анна Букловская) и генеральской дочкой Аглаей (Елена Котельникова), в эпицентре бандитских разборок и философских бесед.

Россия, реж. Роман Качанов, Кинопоиск — 7.3
Россия, реж. Роман Качанов, Кинопоиск — 7.3

Роль Фердыщенко у Баширова — это эталонный пример его фирменного стиля. В экранизации Романа Качанова, где классический текст Достоевского вывернут наизнанку и пропущен через фильтр абсурда «нулевых», Баширов чувствует себя как рыба в воде. Его Фердыщенко — не просто мелкий чиновник, а настоящий философ помойки, трикстер, гений скандала и провокации. Этот фильм — подарок для ценителей черного юмора и постмодернистской иронии, для тех, кто понимает, что Баширов способен сыграть Достоевского так, будто тот писал свои романы специально для него.

Груз 200

(2007)

СССР, 1984 год. После вечеринки у фарцовщика пропадает дочь секретаря райкома партии Анжелика (Агния Кузнецова). Ее похищает капитан милиции Журов (Алексей Полуян). Поисками девушки занимается ее жених (Леонид Бичевин), а параллельно разворачивается несколько сюжетных линий, рисующих картину тотального распада общества накануне перестройки.

Россия, реж. Алексей Балабанов, Кинопоиск — 6.8
Россия, реж. Алексей Балабанов, Кинопоиск — 6.8

Баширов играет здесь безымянного алкоголика-шизофреника, который становится случайным и безучастным свидетелем творящегося ужаса. Это одна из самых жутких его ролей. Он практически не произносит слов, но одним своим присутствием, взглядом создает ощущение абсолютной безнадежности. Алексей Балабанов использует его как символ окончательно выродившегося, потерявшего разум народа. Этот фильм — для зрителей с крепкими нервами, способных оценить бескомпромиссность режиссера и актерскую смелость Баширова, не побоявшегося стать живым олицетворением метафизического ужаса.