Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Бензин и дизель выше 70 ₽. Что происходит с топливным рынком в России и что дальше

Петербургская биржа вводит ограничения на торги дизельным топливом, чтобы сдержать рост его стоимости. Ранее аналогичная мера была введена относительно бензина. «НИ» выяснили, помогут ли эти действия и каких цен на топливо стоит ждать россиянам. Мария Соколова Сегодня на Петербургской бирже введены жесткие ограничения на количество дизельного топлива, которое может купить один участник, и на возможное изменение котировок. Эти меры призваны остановить рост цен, которые бьют один рекорд за одним: в понедельник, 22 сентября, тонну дизеля продавали за 69 514 рублей. Однако аналогичные меры уже действуют относительно бензина — они вступили в силу еще 8 сентября. И что же мы видим? Рост оптовых цен на АИ-95 пока остановился, но заметного снижения котировок не видно. В начале сентября тонна 95-го в пике торговалась за 81 791 рубль, а теперь — за 78 411 рублей. АИ-92 во вторник, 23 сентября, и вовсе установил новый рекорд — 74 164 рубля за тонну. Запрет на экспорт бензина, ограничения на бирже
Оглавление

Петербургская биржа вводит ограничения на торги дизельным топливом, чтобы сдержать рост его стоимости. Ранее аналогичная мера была введена относительно бензина. «НИ» выяснили, помогут ли эти действия и каких цен на топливо стоит ждать россиянам.

Бензин в РФ будет выше 70 руб. Фото: Александр Река/ТАСС
Бензин в РФ будет выше 70 руб. Фото: Александр Река/ТАСС

Мария Соколова

Сегодня на Петербургской бирже введены жесткие ограничения на количество дизельного топлива, которое может купить один участник, и на возможное изменение котировок. Эти меры призваны остановить рост цен, которые бьют один рекорд за одним: в понедельник, 22 сентября, тонну дизеля продавали за 69 514 рублей.

Однако аналогичные меры уже действуют относительно бензина — они вступили в силу еще 8 сентября. И что же мы видим? Рост оптовых цен на АИ-95 пока остановился, но заметного снижения котировок не видно. В начале сентября тонна 95-го в пике торговалась за 81 791 рубль, а теперь — за 78 411 рублей. АИ-92 во вторник, 23 сентября, и вовсе установил новый рекорд — 74 164 рубля за тонну.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Почему растут цены на бензин

Запрет на экспорт бензина, ограничения на биржевые сделки никак не могут сбить цены на топливо. Но Минэнерго лишь в начале августа 2025-го вскользь упомянуло причины такой ситуации: незапланированный ремонт НПЗ, который вызвал дефицит топлива. Прозвучали также заверения в том, что ремонтные работы идут в ускоренном темпе, а выпадающие объемы будут компенсированы за несколько дней. Но прошло полтора месяца, а воз и ныне там.

Власти не раскрывают причин незапланированных ремонтов НПЗ. Однако западные СМИ регулярно сообщают об атаках беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Официальные же подтверждения можно найти только в заявлениях от региональных властей.

Причина дефицита топлива — незапланированные ремонты НПЗ. Фото: Волгоградская городская дума
Причина дефицита топлива — незапланированные ремонты НПЗ. Фото: Волгоградская городская дума

Известно, что с начала августа Волгоградский НПЗ «Лукойла» дважды подвергался атакам, по одному разу — НПЗ «Башнефти», Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» и НПЗ «Газпром нефтехим Салават», Афипский и Славянский НПЗ в Краснодарском крае. Также появлялась информация об атаках на Сызранский, Рязанский и Саратовский НПЗ «Роснефти», а также на Нижегородский НПЗ «Лукойла». Но эти события подтверждения из официальных источников не получали.

Как цены на АЗС зависят от биржи

Скачки цен на бирже беспокоят россиян, ведь топливо — это не только возможности для личной мобильности, но и стоимость товаров в магазинах, которые привозят на грузовиках с дизельными моторами.

«НИ» изучили динамику стоимости топлива на биржевых торгах и в рознице, и вот что выяснилось: колебания котировок на Петербургской бирже не влияют на долгосрочные тенденции. За последние три года что на оптовом рынке, что в рознице бензин подорожал на 22%.

За последние три года топливо подорожало на 22% и на бирже, и на АЗС. Фото: Петрол Плюс
За последние три года топливо подорожало на 22% и на бирже, и на АЗС. Фото: Петрол Плюс

В августе и сентябре 2025-го бензин на АЗС, по данным мониторинга «Петрол Плюс», дорожал чуть быстрее обычного — на 3,7%. Но сейчас в правительстве обсуждают продление запрета на экспорт бензина для производителей на октябрь 2025 года — эта новость может замедлить подорожание до нормального уровня в 0,8% за месяц.

Сколько будет стоить бензин к 2026 году

Такими темпами к концу этого года бензин АИ-95 должен подорожать в среднем по России до 65,3 рубля за литр и до 67 рублей — в Москве. Отметка в 70 рублей за литр может быть преодолена уже в июне 2026 года. 92-й в Москве особым спросом не пользуется, поэтому в столице он дешевле, чем в среднем по стране. К концу 2025-го он будет стоить 61,14 и 60,7 рубля соответственно.

Дизель же к Новому году в среднем по РФ подорожает до 73,57 рубля (на среднее значение оказывают влияние высокие цены на Дальнем Востоке и в Арктике), а в Москве — до 72,7 рубля.

Летом 2026 года АИ-95 может быть дороже 79 рублей за литр. Фото: 1MI
Летом 2026 года АИ-95 может быть дороже 79 рублей за литр. Фото: 1MI

В долгосрочной перспективе топливо всегда дорожает. А это значит, что нынешние биржевые рекорды далеко не последние, даже если НПЗ наладят свою работу.

Пока не видно никаких предпосылок для того, чтобы повышалась доступность бензина в РФ. А она и так невысокая. Россия, которую раньше называли страной-бензоколонкой, занимает лишь 15-е место в рейтинге стран по доступности топлива для населения. Прошлым летом на среднюю зарплату можно было купить только 1360,2 л бензина.

Россия занимает 15-е место в рейтинге стран по доступности бензина. Фото: 1MI
Россия занимает 15-е место в рейтинге стран по доступности бензина. Фото: 1MI

Почти вся Европа, за исключением Прибалтики, Польши и некоторых южных стран, впереди. В Люксембурге местные жители могут сколько угодно жечь бензин: их зарплаты хватит на 2875,3 л, в Великобритании — на 2572 л, а в Норвегии — на 2294,3 л.

Топливная экономичность автомобилей, как ни странно, актуальна именно в России, а не в странах ЕС. Но, вопреки логике, в РФ Минпромторг вводит заградительные ставки утильсбора на импорт гибридных автомобилей. Остается только учиться экономичной манере вождения.

---