Среди недавних прорывов в кинематографической среде одной из самых интересных является история Джордана Пила, который долго позиционировал себя как комедианта, но когда больших успехов на этом поприще достигнуть не удалось, то решил переквалифицироваться в режиссера и продюсера пост-хорроров. Этот поджанр возник в середине 10-х годов и подразумевал кино, которое отходило от классических приемов ужастиков вроде скримеров и упор делало на "мрачной атмосфере, социальной проблематике и углубленной проработке персонажей". Правильно попав в тренд, Пил выпустил "Прочь", который являлся не столько хоррором, сколько антирасистским высказыванием откровенно левацкого толка, но ленту захвалили и даже дали ряд номинаций на "Оскар". После такого успеха Пил переквалифицировался в типичного дельца, делавшего деньги исключительно на пост-хоррорах и приютившего ряд "прогрессивных" режиссеров вроде Ниа Да Косты, которая выдала ужаснейший сиквел "Капитанши Марвел и мисс KFC", ухитрившись остаться на плаву благодаря поддержке того же Пила. Поскольку Пил - не Джейсон Блюм и не Джеймс Ван, то делать успешные хоррор-франшизы у него не получается, однако, почти каждый год он экспериментирует с жанром, выпуская что-то оригинальное (на его взгляд), чтобы и пост-хоррор, и переосмысление было. В этом году зрителей решили порадовать "спортивным хоррором" "Тот самый", где переосмыслить свою карьеру пытался Марлон Уайанс. Несмотря на попытки монтажера, Уайанс все равно выглядел в трейлере как заскочивший с соседней площадки Мелкий из "Очень страшного кино", однако, надо помнить, что Уайанс выдавал и драматические роли в лентах вроде "Реквиема по мечте", поэтому, даже при таком бэкграунде фильму можно было дать шанс. Посмотрел эту новинку проката, сегодня хочу поделиться мыслями об этом фильме. ПОЕХАЛИ!
История начинается с описания типичного детства в гетто главного героя Кэмерона Кейда. Нет, он не читает рэп и не совершает кражи со взломом, а радостно смотрит матчи американского футбола вместе с родителями. Его отец - настолько хардкорный фанат, что дома ходит в бейсболке и прочей атрибутике любимого клуба. Главная звезда их команды - куотербэк Мелкий Исайя Уайт, который настолько суров, что занимаясь сексом просит девушку не снимать пакет с головы забивает гол и получает открытый перелом ноги, но быстро вылечивается и продолжает последующие игры. Главный герой Кэмерон вырастает и, внезапно, резко белеет (видимо дальний родственник Майкла Джексона). Парень настолько проникся спортом, что снимается в фильмах о спорте, жанр гачи-мучи сам стал подающим надежды куотербеком и готовится пройти квалификацию. Поздно вечером он остается один на стадионе и видит что-то лежащее на земле. Когда он пытается это поднять, сзади появляется куст марихуаны и скручивает его в самокрутку маскот-квадробер и бьет по голове арматурой.
Поскольку у Кэмерона мозгов немного, то вся травма ограничивается раной на голове, стянутой скобами. Герой все равно хочет идти на квалификацию и снимается лишь в самый последний момент, при этом, у него все еще на голове скобы и раны не затянулись (и то при агрессивном контактном виде спорта). Тем не менее, с ним связываются представители "Спасителей", команды Уайта, и предлагают поучаствовать в отвязной кальянной вечеринке с дурью в выездных тренировках на базе вместе с самим Исайей Уайтом, который ухитрился до сих пор оставаться мощным игроком. Кэмерон соглашается и его везут в пустыню, где, словно оазис, возвышается здание тренировочной базы "Спасителей". Машина с Кэмероном подвергается нападению фанатов (в пустыне!!!), одна из которых похожа на очень потасканную Харли Квинн (там пакет точно бы не помешал). Внутри Кэмерон видит целый спортивный дворец, украшенный рядом предметов явно оккультного характера. Уже это говорит: "Беги, глупец", но Кэмерон настолько альтернативно одарен, что решает продолжить квест и оказывается, что в это время Мелкий выращивает растения для курительных смесей, за которые можно получить 228-ю статью что-то мастерит, а увидев Кэма, предлагает сразу начать тренировки.
Уайт-Мелкий сразу показывает, кто тут папочка и кидает новичку мотивационные речи, после чего, не отходя от кассы, предлагает хорошенько дунуть раздеться, а потом как следует потренироваться. И Кэмерона не смущает, что игроки тут похожи на членов секты, согласные терпеть что угодно ради некой идеи. После этого Мелкий предлагает расслабиться, ведь у него бумага, пойло, кальян, все, чтобы ухрюкаться в зюзю есть доктор, который может уколоть интересным лекарством, сделанным на основе его крови. Кэм настолько одаренный, что и это его не смущает, пусть его и дальше колют не пойми чем. По вечерам они с Мелким сидят в бане и ведут околофилософские разговоры, в которых Мелкий рассказывает, что он поступил в колледж и теперь любит книги, ведь это халявная бумага для косяков воля к победе находится в крови, это идет со времен гладиаторов, у которых выбор был небольшой: либо побеждать, либо отправляться в район реки Стикс. В рамках этого странного времяпрепровождения у Кэмерона появляются странные галюны, а еще происходят какие-то безумные события вроде нападения Харли Квинн, которой Мелкий забыл сказать: "Беги, с**ко, беги". Все это неожиданно (вот это поворот) наталкивает Кэмерона, что тут вот-вот произойдет что-то страшное.
Конечно, сами попытки экспериментировать с жанрами не несут ничего плохого: глянуть хоррор на спортивную тематику действительно было бы интересно, тем более, что особо и не припомню ни одной ленты, где встречалась бы напрямую такая комбинация жанров. Другой вопрос, как это сделано. Пил всегда страдал из-за неспособности создать пугающую атмосферу, а при отказе от более стандартных методов воздействия на зрителя, это уже получались не хорроры, а неизвестно что. И даже где он не был режиссером, а выступал продюсером, чувствовалось тоже самое. Пост-хоррор в своей основе это скорее социальный тренд, нередко связанный с повесточкой и попыткой не самых талантливых творцов проявить себя, заявляя об изобретении нового жанра или поджанра. Поэтому происходящее на экране настолько сумбурно и даже не пытается внятно объяснить происходящее, что получается скорее какой-то недотриллер, хоррором тут почти и не пахнет. Даже финальная сцена здесь кажется чем-то странным, противоречащим всему тому, что зритель видит в первый час. В попытках донести некую глубокую мысль про волю к победе, которая в крови с проведением исторических аналогий, которые хоть отдаленно помогают понять происходящее, сценаристы даже не пытаются подойти системно и как-либо раскрыть особенности всей системы, которую зритель видит в конце.
При модном клиповом монтаже лента даже на свои полтора часа оказывается чудовищно затянутой, а экшн-сцен здесь буквально раз-два и обчелся. Кроме того, проблемы создают и главные герои, точнее - актеры, которые их сыграли. Марлон Уайанс в свои почти 50 лет находится в великолепной форме и надо сказать, что не боится экспериментировать. Но для экспериментов нужен достойный и внятный сценарий, при котором даже роль второго плана, как в "Реквиеме по мечте", могла бы помочь в выходе из привычного амплуа. Но во всем этом трэшаке Уайанс выглядит как Мелкий, который после очередного косяка решает поучить молодежь, кто тут папочка. Получается кринж. Тайрик Уизерс, играющий Кэма, вновь выходит в амплуа альтернативно одаренного качка, какое он уже исполнял в новой части "Я знаю, что вы сделали прошлым летом", еще парочка подобных ролей, ему будет очень трудно выйти. А учитывая, что он тут играет неожиданно побелевшего негра, который никак не хочет видеть для себя опасность, выглядят все его актерские потуги откровенно смешно. Бывшая Канье Уэста Джулия Фокс, обладательница ряда психических диагнозов, по сути, играет саму себя, что тоже ее не красит.
Несмотря на прогрессивный флер, критики эту ленту разнесли, дав в районе 29% процентов положительных рецензий. В прокате 27-миллионная картина пока взяла в районе 13,5 миллионов долларов, что может поставить под вопрос перспективы окупаемости ленты при падении сборов на второй уикенд. В общем, пока более традиционное для жанра "Заклятие 4" рвет прокат, пост-хорроры чувствуют себя неуверенно, даже у критиков.
Смотреть ли эту ленту? Нет, абсолютно необязательное кино, которое легко можно пропустить, а если и смотреть, то из любопытства, либо освежить в памяти образы Марлона Уайанса, особенно ожидая в следующем году 6-ю часть "Очень страшного кино", в создании которого братья Уайансы принимают участие. Итоговая оценка 2 из 10.
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.