Найти в Дзене
AMarkets — your online broker

ФРС между независимостью и подчинением: экономический баланс под вопросом

Глава JPMorgan Chase Джейми Даймон неожиданно появился в здании Конгресса США, где встретился с сенаторами-республиканцами. Обсуждение коснулось состояния экономики и роли Федеральной резервной системы, о которой в последнее время говорят все больше. По словам Даймона, он не сомневается в независимости центробанка, несмотря на регулярные атаки президента Дональда Трампа. «ФРС должна оставаться независимой. Президент сам говорил об этом, поэтому я не слишком обеспокоен», — отметил банкир после встречи. Даймон оценил перспективы американской экономики как «пока все идет неплохо». Однако его осторожный оптимизм контрастирует с данными статистики: количество новых строек упало до минимального уровня с мая, а индекс потребительских настроений снизился к сентябрю до самого низкого значения за несколько месяцев. Если Даймон демонстрирует уверенность в том, что ничего по сути не меняется, то президент Федерального резервного банка Миннеаполиса Нил Кашкари настроен более решительно. Он поддержа
Оглавление

Визит Даймона в Конгресс

Глава JPMorgan Chase Джейми Даймон неожиданно появился в здании Конгресса США, где встретился с сенаторами-республиканцами. Обсуждение коснулось состояния экономики и роли Федеральной резервной системы, о которой в последнее время говорят все больше. По словам Даймона, он не сомневается в независимости центробанка, несмотря на регулярные атаки президента Дональда Трампа.

«ФРС должна оставаться независимой. Президент сам говорил об этом, поэтому я не слишком обеспокоен», — отметил банкир после встречи.

Даймон оценил перспективы американской экономики как «пока все идет неплохо». Однако его осторожный оптимизм контрастирует с данными статистики: количество новых строек упало до минимального уровня с мая, а индекс потребительских настроений снизился к сентябрю до самого низкого значения за несколько месяцев.

-2

Позиция Кашкари

Если Даймон демонстрирует уверенность в том, что ничего по сути не меняется, то президент Федерального резервного банка Миннеаполиса Нил Кашкари настроен более решительно. Он поддержал недавнее снижение ключевой ставки на четверть процентного пункта и заявил, что в этом году нужно еще два сокращения.

Кашкари охарактеризовал эти шаги как «страховку» для защиты занятости. По его словам, риск резкого роста безработицы оправдывает дополнительные меры поддержки, даже несмотря на сохраняющиеся инфляционные угрозы.

Рынки восприняли смягчение политики позитивно: фондовые индексы обновили исторические максимумы, так как инвесторы ожидают улучшения корпоративных прибылей на фоне удешевления заимствований.

-3

Тройной мандат ФРС

Напомним, что Федеральная резервная система формально руководствуется тремя целями, установленными законом 1977 года: максимальная занятость, стабильные цены и умеренные долгосрочные ставки. Чаще всего в публичной дискуссии речь идет о «двойном мандате» — занятость и инфляция, но долгосрочные ставки также являются частью официальных задач.

Сегодня ФРС может отчитаться о беспрецедентном успехе. Базовая инфляция, уровень безработицы и доходность 10-летних облигаций США ниже их исторически средних значений. Такой «тройной успех» фиксировался редко.

Однако у достижения есть оборотная сторона. Экономический рост остается вялым, а неравенство в доходах усиливается. По мнению критиков, ФРС слишком узко следует формальным целям, игнорируя более широкие социальные последствия своей политики.

-4

Давление администрации

Администрация Дональда Трампа, по сути, применяет двойной подход. С одной стороны, она пытается влиять на состав руководства ФРС, с другой — подталкивает к изменению самого мандата.

Например, Скотт Бессент заявил, что ФРС «проводит опасный эксперимент», выходя за рамки своей миссии, и должна сосредоточиться исключительно на трех базовых целях. В то же время Белый дом требует и ужесточить мандат и возложить на ФРС дополнительную ответственность за снижение ипотечных ставок для населения. Это усиливает зависимость центробанка от политиков и подрывает доверие к его самостоятельности.
-5

Что дальше

ФРС оказалась в сложном положении. Формально она демонстрирует идеальное выполнение задач, заданных Конгрессом почти полвека назад. Но общество и политика требуют большего: справедливого распределения благ, ускорения роста, доступного жилья.

Решение этой дилеммы лежит не в руках центрального банка. Оно требует сложных политических компромиссов в Конгрессе, который должен определить — стоит ли менять мандат ФРС под новые вызовы. До этого регулятор будет балансировать между независимостью и давлением администрации, пытаясь одновременно удержать инфляцию, поддерживать занятость и сдерживать долгосрочные ставки.