Найти в Дзене

Четвертая, пятая или все-таки несуществующая? Почему история с утопленной царицей — самый спорный эпизод из жизни Ивана Грозного

Семь жен было у Ивана Грозного. Про шесть знают все. А вот седьмую... Точнее, четвертую по счету... Или пятую? В общем, не разобраться, в этих царских жёнах! Короче, об одной из них историки предпочитают помалкивать. И есть за что! Ведь если верить единственному источнику, эта барышня прожила царицей ровно одну ночь. А наутро ее утопили по личному приказу супруга. История настолько дикая, что многие современные ученые считают ее выдумкой. Но что самое интересное, друзья мои, даже если это и сказка, то она идеально передает характер нашего "благославенного" царя Ивана Васильевича! В 1866 году в журнале "Вестник Европы" появилась статья историка Николая Костомарова "Смутное время Московского государства". И вот там, между прочим, автор вскользь упоминает, что, дескать, в ноябре 1573 года Иван Грозный женился на некой Марии Долгорукой. «женившись на ней 1573 г. ноября 11, он узнал, что она еще прежде потеряла своё девство, и на другой день после свадьбы приказал затиснуть её в колымагу, п
Оглавление

Семь жен было у Ивана Грозного. Про шесть знают все. А вот седьмую... Точнее, четвертую по счету... Или пятую? В общем, не разобраться, в этих царских жёнах! Короче, об одной из них историки предпочитают помалкивать. И есть за что! Ведь если верить единственному источнику, эта барышня прожила царицей ровно одну ночь. А наутро ее утопили по личному приказу супруга.

История настолько дикая, что многие современные ученые считают ее выдумкой. Но что самое интересное, друзья мои, даже если это и сказка, то она идеально передает характер нашего "благославенного" царя Ивана Васильевича!

Для иллюстрации
Для иллюстрации

«История из одного источника или что нарыл Костомаров в пыльной рукописи»

В 1866 году в журнале "Вестник Европы" появилась статья историка Николая Костомарова "Смутное время Московского государства". И вот там, между прочим, автор вскользь упоминает, что, дескать, в ноябре 1573 года Иван Грозный женился на некой Марии Долгорукой.

«женившись на ней 1573 г. ноября 11, он узнал, что она еще прежде потеряла своё девство, и на другой день после свадьбы приказал затиснуть её в колымагу, повезти на борзых конях и опрокинуть его в воду».

Вот так, без лишних эмоций. Женился, обнаружил "брак товара" и утопил.

А откуда, спрашивается, такие подробности? Костомаров ссылается на некую рукопись из Императорской Публичной Библиотеки.

Какую именно? Кто автор? Когда написана? А неизвестно!

Историк XIX века почему то счел нужным поверить на слово неизвестному летописцу и не стал перепроверять информацию.

И что характерно, друзья мои, что до Костомарова об этой истории никто ни слова ни сказал! Ни Карамзин в своей "Истории государства Российского", ни более ранние летописцы. Тишина полнейшая. Словно и не было никакой Марии Долгорукой вовсе.

Костомаров писал свою работу о Смутном времени начала XVII века. То есть о событиях, которые происходили через тридцать лет после смерти Грозного! И вот зачем ему понадобилось вставлять в повествование о Борисе Годунове эпизод из семейной жизни Ивана Васильевича?

Может, для красного словца? Чтобы читатель не скучал? Ведь согласитесь, история про утопленную царицу куда интереснее разборок бояр и прочей политической возни.

Иван IV Васильевич
Иван IV Васильевич

«"Затиснуть в колымагу и опрокинуть в воду"»

Но допустим, что история все-таки правдивая. Тогда давайте разберем, как все происходило.

Ноябрь 1573 года. Иван Грозный к тому времени уже четырежды вдовец. Первая жена Анастасия умерла (а точнее, была отравлена). Вторую, черкешенку Марию Темрюковну, тоже "опоили". Третья, Марфа Собакина, умерла через две недели после свадьбы. Четвертую, Анну Колтовскую, отправили в монастырь насильно.

И вот царь решает жениться в пятый раз. На сей раз выбор пал на княжну Марию из знатного рода Долгоруких. Девушка молодая, лет пятнадцати-шестнадцати. Писаная красавица, как водится.

Но есть нюанс.

Церковь уже четвертый брак Грозного с большим скрипом благословила. А на пятый и вовсе наложила запрет.

Что делать? А ничего особенного! Плюнул царь на церковные правила и обвенчался тайно, без благословения патриарха.

Свадьбу справили, видимо, в узком кругу. Пир горой, как полагается. А потом наступила брачная ночь...

И вот тут-то все пошло не по плану.

В те времена, друзья мои, девственность невесты была вопросом принципиальным. Особенно для царя! Ведь от чистоты крови будущей царицы зависела легитимность наследников.

А у нашей Маши, как оказалось, с невинностью были некоторые проблемы. То ли кто-то уже "попробовал товар", то ли сама девушка не дождалась свадьбы. В любом случае, Иван Васильевич почувствовал себя обманутым покупателем.

И тогда царь проявил свой фирменный характер. Никаких разбирательств, никаких расследований.

Сразу приговор: "Затиснуть в колымагу и опрокинуть в воду!"

А что такое, кстати, колымага?

Это, друзья мои, такой старинный экипаж. Закрытая повозка на четырех колесах, но без рессор. Тряский страшно! Кузов намертво прикреплен к осям, поэтому каждую кочку и ямку пассажир ощущает всем телом. В основном на колымагах ездили женщины, потому что мужчины предпочитали верховую езду.

И вот в такую повозку засунули несчастную Марию, запрягли "борзых коней" и погнали к воде. По одним данным, это была река Серая в окрестностях Александровской слободы. По другим озеро прямо в резиденции царя.

Лошади на скаку ворвались в воду, колымага перевернулась и пошла ко дну вместе с пассажиркой. А может, повозку специально утяжелили, чтобы наверняка утонула? Кто его знает...

Английский дипломат Джером Горсей, любитель сочных подробностей, добавил к этой истории еще более жуткие детали.
По его словам, утопили Долгорукую в том самом озере, куда Грозный приказывал сбрасывать всех казненных.
А потом, мол, царь с опричниками лакомился жирной рыбой, которая откормилась на человеческой плоти!

Ну это уж совсем в духе готического романа. Горсей вообще был мастер приукрашивать русские ужасы для европейской публики. Чем страшнее, тем лучше продается!

Иван IV Васильевич. Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века
Иван IV Васильевич. Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века

«"А была ли девочка?"или почему современные историки не верят в существование Марии Долгорукой»

А теперь, друзья мои, самое интересное. Большинство серьезных историков XX-XXI веков считают всю эту историю чистейшей выдумкой!

И аргументы у них железобетонные.

Во-первых, у Марии Долгорукой нет отца! То есть в источниках нигде не указано, из какой именно ветви рода Долгоруких она происходила. А это, между прочим, серьезнейший косяк. Долгоруковы были высшей знатью, и любой брак царя с представительницей этого рода обязательно привел бы к получению родней всяческих привилегий и подарков. Об этом бы точно написали!

Во-вторых, нет никаких записей о свадьбе. Даже тайной! А ведь дворцовые разряды скрупулезно фиксировали все церемонии. Вон, про других жен Грозного есть подробнейшие описания венчаний.

В-третьих, Мария не упоминается в поминальных списках, которые царь заказывал в монастырях. А Иван Васильевич был человек суеверный и всех, кого сгубил, старательно поминал за упокой души. Список жертв получился внушительный, но Долгорукой там нет!

В-четвертых, не найдено никакой могилы. А хоронили цариц обычно в Вознесенском соборе Кремля с большими почестями.

И наконец, главное. С церковной точки зрения пятый брак Ивана Грозного был абсолютно невозможен! Православная церковь разрешает максимум три венчания, и то при особых обстоятельствах. Четвертый брак царя с Анной Колтовской церковный собор благословил только после долгих споров и при условии, что предыдущий брак с Марфой Собакиной был недействительным из-за ее скорой смерти.

А тут что? Пятое венчание? Да патриарх скорее сам повеситься согласился бы, чем такое освятить!

Историк Сергей Нечаев в книге "Иван Грозный. Жены и наложницы Синей Бороды" прямо пишет:

это "легенда, обросшая самыми страшными подробностями".

А Александр Бушков в своем исследовании называет историю с Долгорукой "голливудской выдумкой, достойной фильма ужасов".

Современные исследователи Людмила Морозова, Борис Флоря, другие серьезные специалисты по эпохе Ивана Грозного либо вообще не упоминают Марию Долгорукую, либо осторожно пишут "по некоторым сведениям", давая понять, что источник сомнительный.

А откуда же тогда взялась эта история?

По мнению ученых, легенда родилась в XIX веке как часть "черного мифа" об Иване Грозном. В то время было модно собирать и приукрашивать всяческие ужасы о русских царях. Чем кровавее, тем интереснее публике!

Костомаров, видимо, наткнулся на какую-то позднюю рукопись (возможно, XVII-XVIII века) и некритически включил ее содержание в свою работу. А потом эта "утка" пошла гулять по историческим сочинениям.

Григорий Седов. «Иван Грозный и Малюта Скуратов»
Григорий Седов. «Иван Грозный и Малюта Скуратов»

«Быль или небыль — но характер передает точно»

Ну что ж, друзья мои. Спорить можно сколько угодно, существовала Мария Долгорукая или нет. Важно то, что в эту историю люди поверили. Потому что она идеально вписывается в образ царя Ивана Грозного, который нам всегда преподносили. А на самом деле? Хотя это тема уже для другой статьи.

А вообще, знаете что? Может, оно и к лучшему, что историки развенчивают подобные легенды.

Вот такая вот история, друзья мои. Страшная, кровавая и, скорее всего, выдуманная. Но разве от этого она становится менее поучительной?