В конце 40-х годов такое благо цивилизации, как кино, перестало быть редкостью, которой достойны были только крупные города - кинотеатры начали появляться в десятках и сотнях городов по всему Союзу. Разумеется, логичным стало появление типовых проектов небольших кинотеатров, приспособленных для массового строительства в каждом уголке страны.
Первая часть моего рассказа о сталинских кинотеатрах затронет те проекты, у которых есть индекс по общесоюзной системе. Во второй части будут рассмотрены все остальные типовые проекты кинотеатров, в основном называемые по фамилии архитектора.
Почти все типовые проекты кинотеатров имеют индексы 2-06-ХХ, где 2 означает "общественные здания", 06 - "зрелищные и культурно-просветительские учреждения", а две последние цифры - порядковый номер проекта. Да, у типовых проектов кинотеатров, и, скажем, домов культуры, была тогда сквозная нумерация - отдельного раздела каталога под кинотеатры не было выделено.
2-06-05
Первым в каталоге кинотеатром был однозальный кинотеатр на 500 мест авторства архитектора В. В. Щербакова 2-06-05, также известный под номерами 159 и 160. Он не так распространён, как некоторые другие проекты, но всё же было построено несколько десятков зданий. Из крупных городов эти кинотеатры можно встретить в обоих Новгородах, Кирове, Донецке и Анапе.
Здание легко опознаётся по арочному портику спереди - подобного оформления нет ни на одном другом типовом проекте.
2-06-06
Наверное, самый распространённый сталинский кинотеатр, построенный в количестве примерно 150-200 штук по всей стране - 300-местный 2-06-06 авторства 3. Брод.
Узнаваемый внешний вид сложно перепутать с другими типовыми кинотеатрами, хотя здесь были вариации - у некоторых кинотеатров фронтон доходит до самых краёв здания, превращаясь в стандартный треугольный фронтон, а также у самого первого построенного по этому проекту кинотеатра в подмосковном Жуковском были дополнительные колонны на фасаде, впоследствии от них отказались для удешевления.
Также этот проект упоминается как 353 и 184.
Строился буквально везде - от Прибалтики до Сахалина и от подмосковных городов до Крайнего Севера.
2-06-11
Совсем небольшое здание авторства архитектора Брежнева, я нашёл информацию о таких только в нескольких эстонских городах. Особо нечего сказать про этот проект - небольшой однозальник на 200 мест, также известный как проект 663.
2-06-24
Следующие 4 проекта, то есть 2-06-24, -25, -26 и -27 - очень похожи друг на друга и сделаны в одном стиле, но под разное количество зрителей. Главный мотив в оформлении - ровный параллелепипед здания с большими, почти конструктивистскими, окнами на главном фасаде - по различиям этих окон упомянутые проекты как раз легче всего опознавать.
2-06-24 - самый крупный из этих четырёх кинотеатров. Это весьма значительных размеров двухзальный кинотеатр на 800 мест, однако, не такой распространённый, чем менее крупные его собратья. Легко опознаётся по трём крупным окнам и двум узким между ними, однако стоит помнить, что фасады кинотеатров довольно часто подвергаются перестройке.
Такие кинотеатры можно встретить, например, в Ногинске, Ярославле, Белгороде и Самаре.
2-06-25 и -26
Два кинотеатра, внешне очень похожие, но различающиеся внутри - 2-06-25 на два зала и 600 мест суммарно, а 2-06-26 - на один зал и 500 мест. При этом у обоих на фасаде три больших окна, но иногда на 2-06-26 боковые окна заменяются на узкие, вот так:
Двухзальный -25 встречается в разы реже, чем однозальный -26, известно о менее чем 10 двухзальников против нескольких десятков однозальников.
Из четырёх схожих проектов именно 2-06-26 распространён больше всего, но, всё же, уступает 2-06-06.
2-06-25 можно встретить в таких крупных городах, как Владивосток, Минск, Казань и Саратов.
2-06-26 есть, например, в Иванове, Самаре, Ярославле и Нижнем Новгороде.
2-06-27
И, наконец, последний кинотеатр в этой статье и самый маленький из четырёх схожил проектов - 2-06-27.
Небольшой кинотеатр всего на 300 мест (идентично, например, более раннему 2-06-06), выделяется на фоне собратьев всего одним большим окном и двумя узкими по бокам от него.
Такие небольшие здания строились в основном в небольших городах и посёлках, однако в некоторых крупных городах они тоже были замечены - например, в Белгороде, Нововоронеже, Йошкар-Оле и Нижнем Новгороде.
Вообще четыре последних упомянутых проекта, хоть и были разработаны в 50-х, но строились до конца 60-х, параллельно с более новыми, хрущёвскими, проектами, так что по большей части оформление этих зданий было уже скудным.
Что с ними сейчас?
После упадка кинотеатров в традиционном понимании большинство таких учреждений закрылись, а зданиям повезло в разной степени - одни здания сохранили своё назначение или были перепрофилированы, а другие были снесены или заброшены. Особенно такое часто случается в небольших населённых пунктах, где некому заниматься зданием, либо, наоборот, в больших - из-за расположения в центре участки, на которых они стоят, часто являются лакомым местом для застройщиков.
Ждите вторую часть, где я расскажу о проектах, названных по фамилиям архитекторов, а не по общесоюзным индексам!