Найти в Дзене
Disco Market

Stella или битва форматов.

Одна из самых жарких и никогда не затухающих тем в любом меломанском или, простигосподи, аудиофильском сообществе – это тема какой формат звукозаписи лучше. В этих темах ломаются копья, рушится крепкая мужская дружба и звучат такие ругательства, что черти в аду краснеют от стыда. Я последнее время в этом безумии участия не принимаю, слушаю на там формате, который есть, а если релиз в нескольких форматах, выбираю, который мне лучше на ухо ложится. И вот дьявол-искуситель, по имени Николай Казанцев из лейбла Zavalinka Records, находясь на аудиовыствке в Мюнхене, написал мне в вотсапп сообщение с предложением купить официальный (!!!!) релиз на магнитной ленте (R2R) альбома Stella электронных гениев и кудесников Yello. Я уже писал, что это, пожалуй, самый любимый альбом Yello, поэтому мигом согласился, несмотря на недетскую цену издания. Кстати, я купил издание на одной катушке, т.к. издание на двух катушках на более толстой ленте стоило ещё дороже. Недаром, Reel to Reel обоснованно называ

Одна из самых жарких и никогда не затухающих тем в любом меломанском или, простигосподи, аудиофильском сообществе – это тема какой формат звукозаписи лучше.

В этих темах ломаются копья, рушится крепкая мужская дружба и звучат такие ругательства, что черти в аду краснеют от стыда.

Я последнее время в этом безумии участия не принимаю, слушаю на там формате, который есть, а если релиз в нескольких форматах, выбираю, который мне лучше на ухо ложится.

И вот дьявол-искуситель, по имени Николай Казанцев из лейбла Zavalinka Records, находясь на аудиовыствке в Мюнхене, написал мне в вотсапп сообщение с предложением купить официальный (!!!!) релиз на магнитной ленте (R2R) альбома Stella электронных гениев и кудесников Yello. Я уже писал, что это, пожалуй, самый любимый альбом Yello, поэтому мигом согласился, несмотря на недетскую цену издания. Кстати, я купил издание на одной катушке, т.к. издание на двух катушках на более толстой ленте стоило ещё дороже. Недаром, Reel to Reel обоснованно называют самым дорогим форматом звукозаписи.

Сегодня, наконец, забрал посылку и решил вечерком послушать.
Начну с того, что издание шикарно оформлено. Чёрная плотная стильная коробка с изображением с обложки альбома, жёлтый пластиковый бокс для катушки с лентой и чёрный картонный конверт с фотографиями.

-2

-3
-4

Забегая вперёд, скажу что ранее я музыку с мастер лент практически не слушал. Поэтому после первой же композиции аудиофильский бесёнок начал мне нашёптывать на ухо – «Давай сравним с компактом!». Аудиофилия – болезнь дико заразная, похлеще ковида. Поэтому не успел я оглянуться, как обнаружил себя рядом со своим CD-транспортом Accuphase, держащим в руках компакт-диск Yello – Stella.

-5

Сразу скажу, что безусловного фаворита в этой эпической битве не оказалось. Но безусловный лузер определился с первой же ноты.

И им оказался компакт-диск.

Задранный бас превращал шедевр электронной музыки в соревнования по автозвуку. Знаете, это где от басов лопаются стёкла в автомобиле, а у девушек развиваются волосы и неприлично взлетают вверх юбки.

Верхняя середина и ВЧ были завалены, так что звук в этом диапазоне был нафталиново-бархатным.

Затем пришло время послушать, что же за звук на мастер-ленте.

-6
-7

Баса там, наоборот, недоставало, зато всё, что примерно выше килогерца, издатель представил очень нарядно, как купец тульские пряники на ярмарке. Где-то такой баланс был очень приятен на слух, но в моей любимой Domingo мне явно не хватило драйва.

С одной стороны, это давало потрясающее разрешение и завораживающую звуковую картину, с другой – местами звучало резковато и проскакивали сибилянты. Думаю, по этой причине, в итоговых мастерингах верх-то и прибрали.

В этот момент я решил – «Гулять так гулять», и вытащил винил.

-8

Винил оказался золотой серединой. На нём был хороший, упругий и хлёсткий, но не раздутый бас. Голос и диапазон выше голоса были лучше чем на CD, но уступали ленте. Я уже было назначил винил безоговорочным лидером, но тут зазвучал финальный трек альбома и реальность напомнила мне о «проклятии последнего трека». Если кто не знает, когда звучит последняя песня на каждой стороне виниловой пластинки, то тонарм ориентируется не параллельно канавке, а под углом и игла звукоснимателя начинает идти юзом, как бы дрейфовать по канавке. И это не лучшим образом отражается на звуке.

Короче, на последних и предпоследних треках каждой из сторон пластинки винил слил плёнке подчистую.

Теперь давайте я для полноты картины представлю все плюсы и минусы звучания этого альбома для каждого формата. По моему скромному мнению, конечно-же.

1.     Компакт-диск.

Плюсы.

Нет треска и шумов, присущих винилу. Нет сибилянтов, звучание комфортное.

Минусы.

Задранный бас, низкая детальность, невыразительная звуковая картина.

2.     Виниловая пластинка.

Плюсы.

Хороший тональный баланс, рельефный упругий бас, неплохая звуковая картина, отсутствие сибилянтов.

Минусы.

Классические минусы винила – треск и щелчки в паузах, «проклятие последней дорожки».

3.     Мастер-лента.

Плюсы.

Завораживающая звуковая картина, сумасшедшая детальность, отсутствие шума в паузах.

Минусы.

Невыразительный бас (здесь, кстати, я ещё грешу на свой магнитофон), сибилянты в нескольких местах и довольно яркое звучание, порой делающее прослушивание не очень комфортным.
Ну и цена, конечно.

В целом опыт с лентой очень интересный, если попадётся ещё что-то из любимого в таком формате – куплю обязательно. Да, что интересно, уровень записи на ленте довольно низкий, в среднем минус 10 дБ.

Издания, упомянутые в обзоре.

CD

Винил

Мастер-лента

Для придирчивого читателя состав сетапа, на котором я всё это слушал:

Магнитофон – Tascam 32.

• CD-транспорт – Accuphase DP 90.

• ЦАП – Т+А Music Player Balanced.

• Проигрыватель винила – Luxman PD 171.

• Головка звукоснимателя – Sumico Songbird MC.

• Фонокорректор – Luxman E200.

• Предусилитель – Legacy Coda.

• Оконечные усилители – Coda TS

• Акустические системы – блистательные Westlake Audio BBSM-15tVNF.

-9