Газ М20 "Победа" выпускался на горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 год. Для советского автопрома "Победа" была настоящим прорывом. В конструкции автомобиля были применены некоторые новшества, неизвестные ранее нашим автомобилистам, например, в качестве несущей части применялся кузов, а не рама; формы кузова стали более аэродинамичными по сравнению с предыдущими моделями.
Одним словом, газ М20 получился во всех отношениях удачным. Возможно, именно этот факт сподвигнул инженеров и энтузиастов использовать "Победу" как основу для спецавтомобилей. В этой статье я расскажу вам о редчайших "модификациях" "Победы", о которых вы возможно ещё не знаете.
1️⃣ГАЗ М72 4х4
В 1954 году горьковскому автомобильному заводу было поручено создать комфортабельный легковой автомобиль повышенной проходимости. И нижегородские инженеры блестяще справились с этой задачей.
За основу нового внедорожника была взята именно "Победа". Кузов пришлось немного изменить: были усилены передние колесные арки; задние были прикрыты металлическими щитками.
Место победовских агрегатов заняли агрегаты от армейского ГАЗ 69. В салоне появились рычаги управления полным приводом. Дорожный просвет автомобиля был значительно увеличен. Кстати, именно на м72 впервые был применён омыватель лобового стекла.
Вместе с уходом с конвейера "Победы" прекратился и выпуск М72.
2️⃣"Победа-кабриолет" ГАЗ М20Б.
Это может показаться странным, но изначально одним из поводов создания кабриолета на базе "Победы" была экономия прокатного металла. Панель крыши была заменена тентом. Стойки и двери остались от стандартной вариации.
Однако сэкономить на кабриолете у горьковских инженеров не удалось: кузов без крыши потерял свою жёсткость и потребовал дополнительного усиления. Также на "открытый" вариант пришлось изготавливать кожаный салон. Поэтому кабриолет получился даже тяжелее и дороже обычной "Победы". Не смотря на это "победа-кабрио" некоторое время продержалась на конвейере и поставлялась в основном в теплые регионы.
В 1953 году выпуск ГАЗ М20б был прекращён.
3️⃣"Победа-пикап" и "Победа-фургон".
Официальной информации о производстве ''коммерческих'' "Побед" очень мало, потому что они не выпускались на ГАЗе, а изготавливались на многочисленных ремзаводах по всему СССР. Причём каждый из них разрабатывал свой способ превращения "Победы" в грузовик.
Кто-то просто отрезал часть крыши и заваривал задние двери. А кто-то изменял структуру кузова, наваривая полноценную грузовую платформу.
Над кузовами многих автомобилей натягивали тент или устанавливали жёсткий верх(зачастую из фанеры).
Наверное, некоторые вспомнят фургончик с надписью "Московские сухари" из фильма ''Сказка о потерянном времени".
Да, друзья, это именно "Победа"!
4️⃣ Аэросани ''Север-2"
В 1950 годах вертолётному ОКБ под руководством Николая Камова было поручено разработать аэросани по заказу Министерства связи Советского Союза.
Для проекта модели решили использовать кузов "Победы". Сзади на него был помещён девятицилиндровый авиационный мотор АИ-14РС мощностью 260 л.с., а вместо колёс установлены лыжи (для передвижения по твёрдой поверхности можно было установить колёса), которые, двигаясь по прямой, образовывали две колеи. Передние лыжи управлялись, как при вождении автомобиля, поскольку передняя подвеска почти без изменений досталась аэросаням от "Победы". А задняя подвеска была сконструирована по типу самолётных стоек, с воздушно-масляными амортизаторами (заимствованными у вертолёта Ка-15). Под капотом аэросаней вместо стандартного автомобильного мотора размещались аккумуляторные батареи и инструментальный ящик, а под передними крыльями располагались топливные баки. В основном "Север-2" предназначался для доставки почты в труднодоступные зимой населённые пункты. Первый образец аэросаней был построен в 1958 году. А их серийный выпуск удалось развернуть только в 1959-м. В это время "Победа" была уже снята с производства на Горьковском автозаводе, но специально для модели "Север-2" были изготовлены новые кузова М20.
Всего на Арсеньевском авиационном заводе построили около 100 аэросаней этой модели. Они эксплуатировались до середины 60-х, пока их не заменили более универсальные и вместительные аэросани Ка-30.
5️⃣ ПОБЕДА-СПОРТ
После Великой Отечественной Войны в СССР попало множество европейских и американских спорткаров. Однако многие из них пребывали не в лучшем техническом состоянии, из-за чего соревнования нередко приводили к авариям и жертвам. Пользуясь случаем, в 1948 году власти СССР запретили гонки на несоветских автомобилях. А собственных гоночных автомобилей в Советском Cоюзе не было. Перед отечественными инженерами встала непростая задача: создать новые гоночные автомобили. Естественно, за основу нового спорткара решено было взять наиболее популярную серийную машину. Именно таким оказался ГАЗ М20 "Победа"!
На основе "Победы" было построено два совершенно разных спортивных автомобиля.
Первый вариант, получивший название ГАЗ СГ1, был сконструирован известным авиаконструктором А.А. Смолиным и построен в 1950 году в нескольких экземплярах. Кузов "Победы" потерпел значительные изменения. Крыша была занижена на 16 сантиметров (а были варианты и вовсе без крыши), фары были убраны, появились лёгкие (из дюралюминия) аэродинамические обтекатели, днище было закрыто гладким поддоном, на капоте появились дополнительные "ноздри" для охлаждения двигателя. Также изменился и двигатель: объём был увеличен до 2487 кубов, степень сжатия повысилась до 7.0 единиц. Были установлены два карбюратора К-22А. Мощность мотора увеличилась до 75 л.с. При относительно небольшой массе (1200кг) это было очень хорошей характеристикой.
Другая вариация "Победы-спорт" выглядела совершенно иначе.
Она стала бездверным кабриолетом, но ноускат, оптика и общие очертания остались от стандартной "Победы". Значительные изменения потерпел двигатель: объём был ещё увеличен, в каждом цилиндре теперь располагалось по две свечи. А некоторые экземпляры были форсированы и выдавали более 100 л/с!
👇👇👇👇👇👇👇
Если тебе понравилась эта статья, поставь лайк ❤️ и поделись своими мыслями в комментариях✍️.
А лучше подпишись на мой канал.☑️ Впереди будет кое-что интересное.