Найти в Дзене

Цифровизация и геоаналитика в управлении сельским хозяйством или как мы внедрили учет земельных участков в Агрохолдинге на 150 тысяч гектар

К нам в компанию обратился ИТ-руководитель Заказчика, который сообщил, что необходимо комплексно решить задачу учета земельных активов Агрохолдинга, включая создание истории земельных участков. До обращения в «ЦентрПрограммСистем» (ЦПС) в Агрохолдинге уже попытались внедрить известное программное облачное решение, но оно, по многим параметрам, не подошло. В результате, проблема учета земельных участков осталась, что создавало сложности со своевременной подготовкой документов под различные задачи и было трудно оперативно принимать важные управленческие решения. Еще раз изучив рынок программных продуктов по учету земельных активов, руководство Агрохолдинга остановилось на программном решении ЦПС, так как функционал программы, даже при первом ознакомлении, явно мог решить проблемы Агрохолдинга в части учета земельных активов. Почему выбрали «ЦентрПрограммСистем»? В решении ЦПС реализован весь бизнес-процесс учета операций по земельному банку: приобретение, аренда, субаренда, выкуп долей,

К нам в компанию обратился ИТ-руководитель Заказчика, который сообщил, что необходимо комплексно решить задачу учета земельных активов Агрохолдинга, включая создание истории земельных участков.

До обращения в «ЦентрПрограммСистем» (ЦПС) в Агрохолдинге уже попытались внедрить известное программное облачное решение, но оно, по многим параметрам, не подошло. В результате, проблема учета земельных участков осталась, что создавало сложности со своевременной подготовкой документов под различные задачи и было трудно оперативно принимать важные управленческие решения.

Еще раз изучив рынок программных продуктов по учету земельных активов, руководство Агрохолдинга остановилось на программном решении ЦПС, так как функционал программы, даже при первом ознакомлении, явно мог решить проблемы Агрохолдинга в части учета земельных активов.

Почему выбрали «ЦентрПрограммСистем»?
В решении ЦПС реализован весь бизнес-процесс учета операций по земельному банку: приобретение, аренда, субаренда, выкуп долей, выбытие, изменение параметров земельных участков. По каждому кадастровому номеру можно посмотреть историю участка.
Встроенная геоаналитическая система предоставляет мощную профессиональную картографию для анализа использования земельных участков и производственных полей.
Программа устанавливается на сервер Заказчика – данные полностью под его контролем, их безопасность обеспечена. Нет платы за подписку.
Программа имеет частично открытый код, что позволяет дорабатывать ее самостоятельно под новые задачи, которые могут появиться в ходе дальнейшей деятельности Агрохолдинга.

Для ЦПС работа с земельными активами является одной из специализаций. Хотя тема нам известна и за многие годы проработана, но многолетний опыт научил тому, что всегда есть нюансы. Поэтому после общения с ИТ-руководителем, состоялись встречи с земельными юристами, экономистами и, непосредственно, с руководством Агрохолдинга. Такое активное взаимодействие позволило понять все потребности Заказчика, ознакомиться с существующими особенностями учета земельных участков в Агрохолдинге, разработать поэтапный план внедрения программного продукта и приступить к работе.

Мы поставили основной софт, настроили геосервер для отображения внешних слоев, провели вводное обучение сотрудников Агрохолдинга и начали загружать данные.

Земельный банк Заказчика находился в нескольких регионах и был распределен между региональными компаниями холдинга. Мы взяли себе по договору самые крупные и сложные организации, а Заказчик самостоятельно начал вносить данные компаний с небольшими земельными активами.

Изучив формат данных Заказчика, мы подготовили несколько обработок для загрузки данных из Excel в нашу программу. Первая обработка предназначалась для загрузки операций по выкупленным долям у пайщиков, вторая обработка – для загрузки действующих соглашений с пайщиками. И там, и там – тысячи записей. Остальное вносили в ручную: собственность, муниципальную аренду, переданные в аренду/субаренду участки. Основная обработка для пакетной загрузки выписок из ЕГРН у нас уже была.

Первая сложность – это разрозненные данные по правам на земельные участки. Например, чтобы внести первоначальные остатки по земельному участку, который находится в общей долевой собственности, надо работать с двумя реестрами – со списком пайщиков и со списком выкупленных долей. В каждом списке по сто и более строк. При этом два реестра велись разными службами и не пересекались по датам. То есть одна и та же доля могла числиться в аренде, а по факту уже быть выкупленной два месяца назад. После этой чистки все равно оставались вопросы, и даже сверка с ЕГРН не давала ясности. Были участки по которым общая площадь выкупленных и арендованных долей превышала общую площадь участка. Приходилось разбираться по каждой доле совместно с регистратором.

Вторая сложность – тоже с данными. Как проверить их точность. Очевидно сверить с существующим паспортом в Excel. Но они в каждом регионе Клиента имели различия. Поэтому нам пришлось стандартизировать и выверять паспорта по каждому региону. Выписки из ЕГРН не всегда были полными и корректными, поэтому пришлось сопоставлять выписки ЕГРН с данными внутреннего учета.

Проводя эту работу, мы на собственном опыте почувствовали насколько же сложно было сотрудникам Агрохолдинга, когда приходилось в ручном режиме сводить не совсем упорядоченные и точные данные по земельному портфелю для ежемесячных отчетов руководству. А, с учетом того, что Excel, в котором это все велось, не самая любимая программа для юристов, составление отчетов по земельным активам Агрохолдинга становилось буквально отдельной специальностью.

Такая кропотливая работа с данными конечно же сказалась на сроках. Запрос и подготовка данных занимала месяцы, поэтому приходилось периодически ставить проект на паузу. Иногда мы загружали данные, а следом приходили уточненные сведения. Приходилось все удалять и заново грузить. Так было проще, чем находить разницу.

При реализации проекта и нам и Заказчику пришлось нелегко. Но в итоге, когда запустили программный продукт в работу, мы услышали от Заказчика самое главное, что разница между тем, что было и что стало – «небо и земля».

Что в итоге получил Агрохолдинг, в части управления земельными активами?

Пример отображения структуры земельного банка Агрохолдинга
Пример отображения структуры земельного банка Агрохолдинга

Актуальные данные в любой момент времени о состоянии земельного фонда Агрохолдинга с учетом данных из Росреестра, с детализацией по каждому земельному участку:

  • местоположение (адрес);
  • площадь, границы;
  • кадастровый номер;
  • кадастровая стоимость;
  • права: собственность, аренда, субаренда, вещные права;
  • ограничения, обременения (виды обременений);
  • категория земель и разрешенный вид их использования;
  • приобретение, выбытие;
  • сколько паев выкуплено/осталось выкупить;
  • изменение параметров земельных участков;
  • история земельного участка с учетом изменений официальных параметров в Росреестре (полные кадастровые данные, операционные действия и исполнители).

Контроль договоров и аренды земельных активов:

  • договора и сроки их действия;
  • операции приобретения и выбытия, включая выкуп, передачу в аренду, выдел долей.

Финансовый учет, юридический учет:

  • структурированный архив всех юридических документов: договора, выписки, акты и т.д.
  • загрузка из Национальной системы пространственных данных (НСПД) и Росреестра актуальных кадастровых данных для расчета земельного налога;
  • возможность мгновенно найти нужную информацию за счет каталожного хранения;
  • возможность добавлять новые текстовые файлы и фотографии, возможность отображать фотографии на карте.

Отчеты по земельным участкам:

  • все кадастровые параметры – полная характеристика земельного участка;
  • подробные и сокращенные отчеты для отдельных категорий пользователей;
  • возможность создания собственных форм отчетов на базе типовых отчётов;
  • переход из отчета к карточке объекта и его истории в два клика.
Автоматизация отчетности позволила больше не тратить время на длительную подготовку документов по земельным активам, так как отчеты, с актуальными и прозрачными данными, могли быть сформированы в любой момент времени.

Геоаналитика, картография, тематические карты:

  • онлайн-доступ к "Национальной системе пространственных данных" (НСПД), с возможностью просматривать в интерактивном режиме все кадастровые параметры земельных участков, зданий и сооружений;
  • просмотр прав и обременений через отдельный инструмент загрузки кадастровых выписок из Росреестра;
  • интерактивная карта земельных участков с возможностью в один клик визуализировать все кадастровые данные объектов, операционные данные и финансовые показатели;
  • удобные инструменты масштабирования, поиска и фильтрации для быстрого доступа к нужным объектам;
  • функция сравнения слоев для детального анализа пространственных данных;
  • интерактивная карта земельных участков в цветовой раскладке.

При входе в программу карта раскрашена по регионам присутствия Клиента.
По клику можно вывести другие раскраски, например, по виду прав на землю или показать цветами сроки завершения аренды.

Интеграция с системами бизнес аналитики (BI-системами):

  • Визуализация информации по земельным активам в формате наглядных графиков и диаграмм, с возможностью переходить к источникам данных в программе.

В данном проекте, под запросы разных служб и направлений работы Заказчика, компания ЦПС внедрила в программное обеспечение дополнительные инструменты: аналитика по объектам капитального строительства, учет контактов с пайщиками, выгрузка для ЕФГИС и т.д.

Включение дополнительных инструментов в готовое решение, связано с тем, что команда ЦПС всегда уходит от формализма, то есть мы не внедряем программный продукт слепо, таким каков он есть.
Если на этапе переговоров Заказчик упустил какие-то задачи, или они возникли в ходе работы, мы их внимательно изучаем и, как правило, дорабатываем необходимый функционал.
При этом, обогащается сам программный продукт, совершенствуется проект и на этапе завершения работы, мы уже абсолютно уверены, что максимальное количество задач, поставленных Заказчиком, нашли свое решение.
Такой подход полезен обеим сторонам и приводит к тому, что мы выстраиваем с нашими Заказчиками не только деловые, но и дружеские отношения.

В итоге, предложенное ЦПС программное решение, дало возможность Агрохолдингу, в любой момент времени владеть самой актуальной информацией в виде числовых, картографических и графических данных, что обеспечило оперативное принятие организационных решений и эффективное управление земельным портфелем.

Ну и в заключении забавный момент. Как-то, на очередной видеоконференции с данным Заказчиком, коснулись планов по развитию системы. Тогда одна из сотрудниц Агрохолдинга сказала, что пожелания к функционалу программы уже написаны 1-2 года назад, и она готова их предоставить. Получили документ – смотрим, ничего не поймем: там скриншоты из нашей программы. Выяснилось, что прежний ИТ-директор уже рассматривал программное решение ЦПС и передал его на тестирование специалистам, но дальше этого тогда дело не пошло.
Получается, что и в автоматизации от судьбы не уйти, или настоящие решения умеют ждать.