Найти в Дзене

Не было бы прогресса, да регуляторное «отставание» помогло...

Не случись сегодняшнего отставания в области беспилотного транспорта, мы бы не заметили, как узкие рамки регулирования и сложные дорожные условия сдерживают технологический рывок целой отрасли...
Начнем с констатации парадоксального, но факта: в то время как мировой лидер, компания Waymo, уже совершает сотни тысяч коммерческих поездок еженедельно, в Москве беспилотники курсируют преимущественно на закрытых полигонах, таких как «Сколково» или «СберСити». Причем, проблема не в отсутствии технологий или компетенций у российских разработчиков, а именно в долгосрочном перекосе в сторону избыточно осторожного регулирования и уникальных дорожных вызовов.
Масштабы инвестиций заокеанского гиганта говорят сами за себя: только в 2024 году в развитие было вложено 5,6 млрд долларов. Результат — парк в 1500 автомобилей, годовой доход не менее 312 млн долларов и экспансия на новые рынки, включая Токио. Для сравнения, российские игроки вынуждены действовать в условиях, где правовое поле только фо

Не случись сегодняшнего отставания в области беспилотного транспорта, мы бы не заметили, как узкие рамки регулирования и сложные дорожные условия сдерживают технологический рывок целой отрасли...

Начнем с констатации парадоксального, но факта: в то время как мировой лидер, компания Waymo, уже совершает сотни тысяч коммерческих поездок еженедельно, в Москве беспилотники курсируют преимущественно на закрытых полигонах, таких как «Сколково» или «СберСити». Причем, проблема не в отсутствии технологий или компетенций у российских разработчиков, а именно в долгосрочном перекосе в сторону избыточно осторожного регулирования и уникальных дорожных вызовов.

Масштабы инвестиций заокеанского гиганта говорят сами за себя: только в 2024 году в развитие было вложено 5,6 млрд долларов. Результат — парк в 1500 автомобилей, годовой доход не менее 312 млн долларов и экспансия на новые рынки, включая Токио. Для сравнения, российские игроки вынуждены действовать в условиях, где правовое поле только формируется, а основная активность сосредоточена на тестовых зонах.



Почему это работает в США?



Во-первых, подходящая инфраструктура: широкие улицы, предсказуемая организация движения и стабильные погодные условия в ключевых штатах объективно упрощают задачу для искусственного интеллекта.

Во-вторых, продвинутое регулирование: власти таких штатов, как Калифорния и Невада, создали юридические рамки для беспилотников еще более десяти лет назад, создав тем самым опережающий спрос на инновации.

В-третьих, культура рискованных инвестиций: американский технологический бизнес демонстрирует готовность вкладывать миллиарды в долгосрочные и высокорисковые проекты, веря в их потенциальную окупаемость.

И вот сегодня, когда «беспилотная гонка» набирает обороты, мы привычно говорим об отдельных успешных тестах и пилотных зонах, но никак не лечим первопричину отставания, поскольку находим массу ограничивающих обстоятельств.

Бесспорно, создание адекватной правовой базы — сложная задача, и здесь можно провести аналогию с другими структурными реформами, реализацию которых часто откладывают. В критический момент, когда уже пора «давать зеленый свет», каждый раз находится ряд сдерживающих факторов: сложные дорожные условия (снег, гололед, плохая разметка), непредсказуемость некоторых участников движения и, как следствие, повышенные требования к надежности систем.

В итоге мы затянули, и пока Waymo масштабирует коммерческий сервис, российские компании (Яндекс, Сбер) вынуждены отрабатывать технологии в основном в «тепличных» условиях закрытых полигонов, что неизбежно замедляет темпы развития. Успех зависит не только от качества алгоритмов, но и от готовности инфраструктуры и регуляторов. Можно оттянуть неизбежное, ограничиваясь точечными экспериментами, но суть проблемы не поменяется, если не наметить комплексный план по созданию стимулирующего регулирования и адаптации городской среды.

То есть, как ни парадоксально это звучит, помощь в развитии отечественного беспилотного транспорта лежит как раз не через создание изолированных полигонов, а через опережающее формирование гибких юридических рамок, позволяющих массово тестировать и внедрять технологии в реальных условиях. Через возврат отрасли к работе в условиях здоровой конкуренции и технологического паритета, а не за счет искусственного сдерживания под предлогом уникальных сложностей. Сложностей, которые в итоге и привели к текущему отставанию.

Важно четко понимать, что все последние годы прогресс в автономном транспорте в США происходит за счет опережающего регулирования и масштабных частных инвестиций, в то время как в России и Европе этот процесс сдерживается необходимостью преодолевать уникальные, но все же решаемые вызовы.