Найти в Дзене
Логопедия для всех

Звуки на месте, а диктанты - катастрофа? Почему ребенок в школе пишет с ошибками, но говорит правильно?

Добрый день, дорогие родители, бабушки и, конечно, коллеги! 👋 Спасибо, что заглянули на канал "Логопедия для всех". Сегодня мы поговорим о проблеме, которая, словно невидимый айсберг, подстерегает многих детей на старте школьного пути. Вы старались, водили к логопеду, добились чистого произношения всех звуков, а потом... началось. Красные пометки в тетрадях за "глупые" ошибки, которые, кажется, не имеют никакого отношения к тому, как ребенок говорит. Знакомая картина? Чувство беспомощности, вопрос "Ну сколько ему можно объяснять?!" - если это про вас, то эта статья - ваш путеводитель в мир скрытых причин школьных трудностей. Загадка, которая ставит в тупик: "Он же говорит правильно, почему пишет с ошибками?" Давайте честно: большинство родителей, да и некоторые педагоги, до сих пор считают, что "речь в норме" - это когда ребенок чисто произносит все звуки. И, конечно, это важная часть! Но поверьте мне, как специалисту, это лишь вершина айсберга. Подводная часть, огромная и невиди

Добрый день, дорогие родители, бабушки и, конечно, коллеги! 👋 Спасибо, что заглянули на канал "Логопедия для всех". Сегодня мы поговорим о проблеме, которая, словно невидимый айсберг, подстерегает многих детей на старте школьного пути. Вы старались, водили к логопеду, добились чистого произношения всех звуков, а потом... началось. Красные пометки в тетрадях за "глупые" ошибки, которые, кажется, не имеют никакого отношения к тому, как ребенок говорит. Знакомая картина? Чувство беспомощности, вопрос "Ну сколько ему можно объяснять?!" - если это про вас, то эта статья - ваш путеводитель в мир скрытых причин школьных трудностей.

Загадка, которая ставит в тупик: "Он же говорит правильно, почему пишет с ошибками?"

Давайте честно: большинство родителей, да и некоторые педагоги, до сих пор считают, что "речь в норме" - это когда ребенок чисто произносит все звуки. И, конечно, это важная часть! Но поверьте мне, как специалисту, это лишь вершина айсберга. Подводная часть, огромная и невидимая, - это целый комплекс тонких процессов, отвечающих за то, как наш мозг воспринимает, анализирует и различает звуки родного языка. Мы называем это фонематическим слухом и фонематическими процессами.

Именно тогда, когда ребенок начинает писать и читать в школе, эта "невидимая" часть проявляет себя во всей красе. И хорошо, если на его пути встретится грамотный, чуткий учитель, который не просто снизит оценку, а заметит повторяющиеся ошибки и направит к специалисту. Хуже, когда причина остается нераскрытой, а ярлык "невнимательный" или "неспособный" надолго закрепляется за ребенком, подрывая его веру в себя.

 

История Анны: когда "все ОК" оборачивается школьной драмой

Именно такая история и побудила меня вынести этот ответ в отдельную статью. Наша читательница, Анна П., обратилась с криком души:

 

"А как развить этот слух у 8-летнего ребёнка? 😁🤦‍♀️. В 1 классе дети начали писать диктанты, и выяснилось, что сын делает ошибки в словах со звуком [р]. Как с твёрдым, так и с мягким (там, где после Р идут буквы Я, Ю, Ё). Я даже понятия не имела, что у него такие логопедические пробелы, знала только, что звук [р] отсутствует. В саду логопед сказала, что у нас все ОК. Я ей поверила. Звук [р] мы ставили с логопедом дома, платно. Мягкий [р'] он говорит, а твёрдый пока нет."

 

Эта ситуация, увы, не редкость. Анна, как и многие из вас, ответственно подошла к делу: отсутствие [Р] было замечено, звук поставлен (хотя и не полностью). Но вот в чем загвоздка: *поставить звук* - это лишь полдела. Намного важнее, чтобы ребенок научился этот звук слышать, различать среди других, выделять в потоке речи и соотносить с буквой на письме. Это и есть те самые фонематические процессы.

Вопрос Анны - это эхо проблемы, которую я не раз поднимаю: недостаточно просто поставить все звуки к школе. Нужно еще научить мозг ребенка "работать" со звуками.

 

Почему же так происходит?

В детском саду работа логопеда, особенно на логопункте (где обычно высокая нагрузка и ограниченное время на каждого ребенка), часто сосредоточена на постановке звуков и артикуляционной гимнастике. А вот глубокая, системная работа по развитию фонематических процессов, подготовке руки к письму, ориентировке в пространстве, коррекции лексико-грамматического строя речи - это прерогатива, в первую очередь, логопедов специализированных логопедических групп. На обычном логопункте на это, к сожалению, просто не хватает времени и ресурсов.

 

Что такое "фонематический слух" и почему он важнее чистого произношения для школы?

Представьте себе язык как музыкальную композицию. Чистое произношение - это когда каждая нота (звук) звучит правильно. Но чтобы сыграть мелодию (слово, предложение), нужно уметь слышать, где одна нота заканчивается и начинается другая, отличать похожие ноты, понимать их последовательность. Вот это и есть фонематический слух и фонематические процессы.

 

Разберем их чуть подробнее:

1. Фонематический слух: Это способность различать фонемы (смыслоразличительные звуки) родного языка. Например, отличить "Б" от "П", "Д" от "Т", "С" от "З", "Р" от "Л". Если ребенок не слышит разницы между, скажем, "дочка" и "точка", то и на письме он будет путать эти буквы.

2. Фонематический анализ: Умение делить слово на отдельные звуки в правильной последовательности. Чтобы написать слово "ДОМ", ребенок должен услышать: "Д-О-М". Если он "проглатывает" или меняет звуки при анализе, то и напишет с ошибкой.

3. Фонематический синтез: Обратный процесс -умение собрать слово из отдельных звуков. Вы говорите "Р-У-К-А", а ребенок должен понять, что это "рука". Это критично для чтения.

4. Фонематические представления: Способность удерживать образ звука или слова в голове, даже когда его нет перед глазами. Важно для самостоятельного письма и чтения.

В школе важен не столько сам факт, *как* ребенок произносит звук (хотя это тоже важно), сколько то, *как* он его различает на слух, выделяет, анализирует и соотносит с буквой. Если эти процессы не сформированы, ребенок будет делать ошибки, которые с виду кажутся нелепыми, но на самом деле имеют глубокие логопедические корни.

 

Последствия игнорирования: от "глупых" ошибок до дисграфии и снижения самооценки

 

Неразвитый фонематический слух - это прямая дорога к:

• Дисграфии (нарушению письма): Ошибки на письме, которые не связаны с незнанием правил орфографии, а вызваны трудностями в звуковом анализе и синтезе слов. Например, пропуски букв, замены букв, перестановки, слитное написание слов или, наоборот, разделение частей слова.

• Дислексии (нарушению чтения): Трудности с узнаванием букв, слиянием звуков в слоги и слова,медленное, угадывающее чтение.

• Проблемам с пониманием устной речи: Ребенок может не улавливать нюансы слов, особенно если они похожи по звучанию.

• Снижению успеваемости: Учителя могут воспринимать это как невнимательность или неспособность к обучению.

• Психологическим трудностям: Фрустрация, низкая самооценка, нежелание учиться, конфликты с родителями и учителями.

• В случае Анны, путаница [Р] и [Р'] на письме - это яркий пример недифференцированного восприятия звуков. Если мозг не "видит" четкой разницы, то и рука не "знает", какую букву писать.

 

Как развить фонематический слух у 8-летнего ребенка? Практическое руководство для родителей

Теперь самое главное - ответ на вопрос Анны. Никогда не поздно начать! В 8 лет мозг ребенка все еще очень пластичен, и целенаправленные занятия дадут отличный результат. Главное - превратить их в увлекательную игру!

Вот несколько эффективных упражнений и игр, которые вы можете выполнять дома:

 

1. Игры на развитие фонематического слуха (различение звуков):

• "Поймай звук": Вы называете ряд слов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук (например, [Р]). Начните с четко произносимых слов, затем переходите к словам, где звук "спрятан" или похож на другие.

      Пример: "Дом, рак, кот, рука, стол, трава".

• "Какой звук лишний/отличается?": Вы произносите три-четыре слова, одно из которых отличается по одному звуку. Ребенок должен его назвать.

     Пример: "Коса, коза, коса" (лишнее "коза"). "Рак, лак, рак" (лишнее "лак").

• "Звуковые пары": Называйте пары слов, которые отличаются одним звуком (паронимы), и просите ребенка повторять, а затем объяснять, что они значат.

   Пример:"Мишка - мышка", "бочка - почка", "лужа - лыжа", "дом - том".

 

• "Найди слово": Дайте ребенку картинки или предметы. Вы называете звук, а он должен найти предмет, в названии которого есть этот звук.

 

2. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза (работа со структурой слова):

• "Сколько звуков в слове?": Произнесите слово медленно, выделяя каждый звук. Ребенок должен посчитать, сколько звуков он услышал. Важно: считаем звуки, а не буквы! (ЁЖ - 3 звука: Й-О-Ж).

• "Звуковая цепочка": Вы называете слово, ребенок называет последний звук этого слова, а затем придумывает новое слово, начинающееся на этот звук.

   Пример: "Дом" - "Мама" - "Апельсин" - "Нога" и т.д.

• "Превращения слов": Предложите ребенку "превратить" одно слово в другое, меняя один звук:

   Пример: "Кот" - (меняем [О] на [И]) - "Кит". "Стол" - (меняем [Т] на [К])- "Скол".

• "Придумай слово": Вы называете звуки в определенной последовательности (например, [К], [О], [Т]), а ребенок должен собрать из них слово.

• "Первый/последний звук": Называйте слова, просите ребенка назвать только первый или только последний звук.

• "Где звук?": Определить, где находится заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце.

 

3. Упражнения на связь звука и буквы (для 8-летнего ребенка):

• "Звуко-буквенный анализ слов": Возьмите небольшие слова. Пусть ребенок сначала произнесет слово, выделит каждый звук, а затем запишет соответствующую букву. Можно использовать цветные фишки: гласные - красные, твердые согласные - синие, мягкие - зеленые.

• "Работа с диктантами": Не просто пишите диктанты, а просите ребенка проговаривать каждое слово по слогам, выделяя каждый звук перед написанием. Если он делает ошибку, пусть сам найдет ее, проанализировав слово звуками.

• "Рифмовки и скороговорки": Помогают тренировать слуховое внимание и артикуляцию.

 

4. Интеграция в повседневную жизнь:

• "Слушайте мир": Обращайте внимание на звуки вокруг - шум дождя, пение птиц, гудок машины. Проговаривайте, что вы слышите.

• "Игры в машине/на прогулке": "Я вижу что-то на букву...", "Назови 5 слов, начинающихся на звук [М]".

• Чтение вслух: Читайте вместе, обсуждайте слова, их значения, обращайте внимание на похожие по звучанию слова.

 

Когда идти к логопеду? И какого специалиста искать?

Если, несмотря на ваши усилия, ошибки сохраняются, или вы чувствуете, что не справляетесь, - не медлите с визитом к логопеду.

Важно: Ищите специалиста, который работает не только над постановкой звуков, но и над развитием фонематических процессов. Прямо задайте этот вопрос на первой консультации: "Вы работаете только над звуками или над фонематическими процессами (фонематическим слухом, анализом, синтезом) тоже?" Опытный логопед всегда проведет комплексную диагностику и составит индивидуальный план, включающий все эти аспекты.

Помните, что логопедическая работа - это не только исправление произношения, но и формирование всех предпосылок для успешного обучения в школе.

 

Ваш ребенок - главный герой этой истории!

История Анны и ее сына - это лишь один пример из тысяч. Ваш ребенок, возможно, тоже столкнулся с этой проблемой. И вы - его главная поддержка и союзник. Не ругайте за ошибки, а постарайтесь понять их причину. Вооружившись знаниями и терпением, вы сможете помочь ему преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал.

 

Делитесь в комментариях: сталкивались ли вы с подобными "непонятными" ошибками? Какие упражнения помогли вашим детям? Задавайте вопросы - я постараюсь ответить каждому из вас. Давайте вместе сделаем путь к грамотности наших детей легким и "нескучным"!