Найти в Дзене
Серж Лебовски

Самые интересные факты о фильме «Молчание ягнят»

«Молчание ягнят» — это психологический фильм ужасов, созданный режиссёром Джонатаном Демми по мотивам романа Томаса Харриса о серийном убийце Ганнибале Лектере. Фильм является продолжением истории, начатой в фильме «Красный дракон», который вышел позже, и предшествует событиям фильма «Ганнибал». Главные роли в фильме исполнили Джоди Фостер и Энтони Хопкинс. Фильм, основанный на романе Томаса Харриса 1988 года, является второй экранизацией, в которой появляется Ганнибал Лектер. Первая экранизация «Охотник на людей», вышедшая в 1986 году под режиссурой Майкла Манна, была основана на романе «Красный дракон», опубликованном в 1981 году. Ещё до выхода книги кинокомпания Orion Pictures, совместно с Джином Хэкменом, начала работу над адаптацией произведения для экрана. Хэкмен планировал не только режиссировать фильм, но и сыграть главную роль агента ФБР Джека Кроуфорда. Для этого он договорился о распределении расходов в размере 500 000 долларов между собой и студией. Продюсерам также нужно б
Оглавление

«Молчание ягнят» — это психологический фильм ужасов, созданный режиссёром Джонатаном Демми по мотивам романа Томаса Харриса о серийном убийце Ганнибале Лектере.

Фильм является продолжением истории, начатой в фильме «Красный дракон», который вышел позже, и предшествует событиям фильма «Ганнибал». Главные роли в фильме исполнили Джоди Фостер и Энтони Хопкинс.

Разработка

Фильм, основанный на романе Томаса Харриса 1988 года, является второй экранизацией, в которой появляется Ганнибал Лектер. Первая экранизация «Охотник на людей», вышедшая в 1986 году под режиссурой Майкла Манна, была основана на романе «Красный дракон», опубликованном в 1981 году.

"Охотник на людей", 1986
"Охотник на людей", 1986

Ещё до выхода книги кинокомпания Orion Pictures, совместно с Джином Хэкменом, начала работу над адаптацией произведения для экрана. Хэкмен планировал не только режиссировать фильм, но и сыграть главную роль агента ФБР Джека Кроуфорда. Для этого он договорился о распределении расходов в размере 500 000 долларов между собой и студией.

Продюсерам также нужно было приобрести права на персонажа Ганнибала Лектера, которые ранее принадлежали продюсеру фильма «Охотник» Дино Де Лаурентису. После финансового краха проекта 1986 года Де Лаурентис безвозмездно передал права компании Orion.

-3

Однако после смены сценариста Хэкмен покинул проект, что привело к прекращению финансирования. Поскольку сценарий ещё не был завершён, режиссёр Джонатан Демме согласился приступить к съёмкам после прочтения романа.

Пол Верховен позже отметил, что ему предложили участвовать в проекте, но он отказался, считая, что фильм с таким мрачным содержанием не привлечёт достаточного количества зрителей. Впоследствии он пожалел о своём решении.

ДЖОДИ ФОСТЕР / Клариса Старлинг

Тед Талли, разрабатывая сценарий для фильма, сразу видел в роли агента Старлинг только Джоди Фостер. Однако Джонатан Демме, взявшийся за режиссуру, решил пойти своим путем и пригласил на эту роль Мишель Пфайффер, несмотря на первоначальный выбор.

Джоди Фостер проявила интерес к роли агента ФБР Кларисы Старлинг, прочитав книгу. Хотя она недавно получила «Оскар» за фильм «Обвиняемые», Демме сомневался в её пригодности для этой роли.

После совместной работы над фильмом «Женаты на мафии» режиссер выбрал Пфайффер, но она отказалась из-за финансовых условий студии, которая не была готова заплатить 2 миллиона долларов.

«Это было трудное решение, ведь меня смущала тема фильма», — отметил Демме.

Затем он обратился к Мэг Райан, но и она отказалась, сославшись на мрачные темы каннибализма.

-5

Студия скептически отнеслась к Лоре Дерн, и в итоге роль досталась Фостер благодаря её глубокой заинтересованности в персонаже.

Демме согласился встретиться с Фостер и нанял её после одной встречи, увидев в ней необходимую силу и решительность. Он почувствовал, что она идеально соответствует образу Клариссы.

Во время подготовки к роли Фостер познакомилась с реальной женщиной-агентом ФБР Мэри Энн Краузе. Однако в фильме она не воплотила её рассудительный образ, а сыграла надломленную личность с собственными проблемами и разбитым сердцем.

-6

Краузе предложила Фостер идею о том, что Клариса Старлинг стоит у своей машины и плачет. Она сказала, что иногда работа настолько утомляет, что это хороший способ эмоционально разрядиться.

ЭНТОНИ ХОПКИНС

Для роли Ганнибала Лектера режиссёр Джонатан Демме сначала рассматривал Шона Коннери. Когда Коннери отказался, роль предложили Энтони Хопкинсу, основываясь на его впечатляющей игре в фильме «Человек-слон» (1980).

-7

Узнав о своём утверждении на роль доктора Ганнибала Лектера после участия в «Человеке-слоне», Хопкинс спросил Демме: «Но доктор Тревес был хорошим человеком», на что режиссёр ответил: «Как и Лектер, он также хороший человек. Просто он оказался в безумном мире».

Когда агент Хопкинса сообщил ему о сценарии под названием «Молчание ягнят», актёр ответил: «Это детская сказка?» Однако после прочтения первых 10 страниц он изменил своё мнение:

«Это лучшая часть, которую я когда-либо читал».
-8

Хопкинс согласился на роль после ужина с режиссёром.

Среди других кандидатов на роль были Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Роберт Дювалл, Джереми Айронс, Брайан Кокс, Джин Хэкмен и Дэниел Дэй-Льюис.

Маска, которую использовал Хопкинс, стала культурным символом фильма. Её создал Эд Каберли, специалист по маскам для вратарей НХЛ.

Хопкинс тщательно готовился к роли, изучая досье серийных убийц, посещая тюрьмы и громкие судебные процессы. Он использовал некоторые приёмы из этих материалов, например, отсутствие моргания во время разговора, которое он заметил у Чарльза Мэнсона. Это наблюдение он воплотил в своём персонаже, который моргает только в особых ситуациях.

-9

Хопкинс заметил, что у его персонажа есть черты, схожие с рептилиями. Рептилии моргают лишь тогда, когда этого хотят, осознанно. Поэтому в фильме Лектер моргает только в определённые моменты, подчёркивая свою хладнокровность и расчётливость.

-10

Маньяк Баффало Билл в фильме стал собирательным образом трёх реальных серийных убийц, каждый из которых совершил более полусотни убийств:

  • Эд Гейн, который снимал кожу с жертв.
  • Тед Банди, который использовал гипсовую повязку на руке для привлечения внимания женщин.
  • Гари Хейдник, который держал жертв в яме, где они умирали от голода.
Тед Банди
Тед Банди

Сюжет фильма основан на реальной истории сотрудничества серийного убийцы Теда Банди с профессором криминологии Робертом Кеппелем. Несмотря на свои преступления, Банди помогал в раскрытии убийств. Он был казнён 24 января 1989 года, а его личность была установлена только в 2001 году, спустя 12 лет после казни.

Скотт Гленн / Джек Кроуфорд

Джин Хэкмен отказался от роли Джека Кроуфорда, старшего агента подразделения поведенческих наук ФБР, посчитав сценарий слишком жестоким.

-12

Эд Харрис также отказался от этой роли, сочтя её неинтересной и предпочтя сыграть доктора Ганнибала Лектера. Частично он воплотил своё желание, сыграв серийного убийцу в тюрьме, который помогает раскрывать преступления в фильме «Правое дело» (1995).

В итоге роль Джека Кроуфорда получил Скотт Гленн.

Для подготовки к роли Джоди Фостер и Скотт Гленн ознакомились с реальными аудиозаписями допросов серийных убийц. Джоди Фостер отказалась слушать эти записи, в то время как Скотт Гленн столкнулся с ночными кошмарами после их прослушивания.

-13

Гленн в конечном итоге послушал аудиозапись, на которой Лоуренс Биттакер и Рой Норрис насилуют и пытают 16-летнюю девушку. По словам Дугласа, Гленн плакал, слушая эти записи, и даже изменил своё отношение к смертной казни, став более либеральным.

СЪЁМКИ

Фильм в основном снимали в Питтсбурге, где благодаря разнообразию архитектурных стилей удалось создать иллюзию съёмок в разных локациях.

-14

Художник-постановщик предложил заменить традиционные решётки в камере Лектера в Балтиморе на стекло. Это решение было принято по причине недовольства режиссёра Джонатана Демме съёмками сцен через решётку, так как это мешало создать ощущение близости между персонажами. Хотя в романе Томаса Харриса в камере Лектера были решётки, за ними была нейлоновая сетка.

-15

В одной из сцен в камере-одиночке Энтони Хопкинс старался смотреть прямо в камеру, чтобы зритель почувствовал, что его персонаж всё знает.

Джоди Фостер вспоминает, что во время первой встречи Ганнибала Лектера и Кларисы Старлинг Хопкинс внезапно сымпровизировал насмешку над её южным акцентом, что шокировало и оскорбило Фостер. Однако позже она поблагодарила Хопкинса за его искреннюю реакцию.

В диалогах со Старлинг персонажи часто обращаются к камере. Когда Клариса разговаривает с ними, она смотрит немного в сторону от камеры, что позволяет зрителям лучше отождествить себя с её точкой зрения.

-16

Примерно на 18-й минуте Энтони Хопкинс спонтанно издал чавкающий звук, характерный для Ганнибала Лектера. Это решение было встречено с одобрением, хотя Джонатану Демме позже это надоело.

Джоди Фостер, Джонатан Демме, Скотт Гленн и другие участники съёмочной группы провели много времени в тренировочном центре ФБР в Куантико, штат Вирджиния, где они обучались составлению психологических портретов преступников, обращению с огнестрельным оружием и подготовке агентов, а также посещали лекции.

Для воссоздания мёртвых жертв и их фотографий использовались настоящие актёры в реалистичном гриме, часто обнажённые, и съёмки проводились на открытом воздухе.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТ

-17

После перевода Лектера из Балтимора планировалось одеть его в жёлтый или оранжевый комбинезон. Однако Энтони Хопкинс убедил режиссёра и художника по костюмам, что персонаж будет выглядеть более клинически и пугающе в чисто-белом. Хопкинс объяснил эту идею своим страхом перед стоматологами.

Производство фильма получило полную поддержку со стороны ФБР, так как они рассматривали его как инструмент для привлечения большего числа женщин-агентов.

-18

Примерно через 45 минут фильма первый кокон мотылька, найденный в горле одной из жертв, был сделан из смеси мармеладных мишек и леденцов для удобства проглатывания.

Рисунок на спине мотылька на афишах фильма не является естественным для бражника-мертвеца. Это картина Сальвадора Дали «In Voluptas Mors», изображающая семь обнажённых женщин, напоминающих человеческий череп.

-19

«In Voluptas Mors» (с латыни — «Смерть в наслаждении») — это сюрреалистический портрет, созданный Сальвадором Дали совместно с фотографом Филиппом Халсманом в 1951 году. На снимке Дали позирует рядом с гигантским черепом, состоящим из семи обнажённых женщин. Халсману потребовалось три часа, чтобы расположить моделей согласно эскизу Дали.

Особенностью работы является соединение понятий секса и смерти в одном образе. Изображение построено на символе vanitas — художественном стиле, который отражает быстротечность жизни, тщетность удовольствий и неизбежность смерти. Возможно, на снимке также противопоставляются мужское и женское начала, поскольку на нём присутствует не только череп, но и сам Дали.

-20

Клариса Старлинг вошла в список пятидесяти величайших киногероев, составленный Американским институтом киноискусства, заняв шестое место. Она стала самой высокорейтинговой женщиной в этом перечне. Доктор Ганнибал Лектер, напротив, возглавил список пятидесяти величайших кинозлодеев.

-21

Клариса Старлинг совершает ошибку, когда Джамбо Гамб, преследуемый ею, отключает электричество и прячется в подвале, используя очки ночного видения. Она пытается найти дорогу в темноте, не останавливаясь, чтобы воспользоваться телефоном и вызвать помощь.

Старлинг является новичком, но почти окончила Академию ФБР и должна была действовать более осмотрительно. Её адреналин и азарт чуть не привели к гибели. Вероятно, перед тем как отправиться на встречу с Ганнибалом, она сообщила о своём местоположении в местное отделение ФБР. Когда связь прервалась, ФБР отправило агентов на поиски.

-22

ФБР высоко оценило точность, с которой в фильме показаны уголовные расследования, серийные убийцы и их жертвы. Особенно им понравилась сцена, где Кэтрин Мартин умоляет о встрече с матерью, что отражает психологический стресс, часто заставляющий жертв возвращаться в детство. Однако они не согласились с тем, что Клариса самостоятельно нашла Баффало Билла, так как неопытных агентов не стали бы отправлять в одиночку на опасные задания.

-23

Создатель «Секретных материалов» (1993) Крис Картер отметил, что Клариса Старлинг оказала большое влияние на создание образа Даны Скалли. В последнем эпизоде девятого сезона («Правда», 2002) Скалли навещает Малдера в тюрьме, и он говорит ей: «Я почувствовал, что ты приближаешься, Клэрис».

-24

В фильме восемь жертв, но на экране показаны только две смерти, остальные происходят за кадром.

Хотя Ганнибал Лектер появляется на экране менее чем на 25 минут, он успевает убить пятерых человек: двух охранников, фельдшера, водителя скорой помощи (который остаётся невидимым) и туриста (также невидимого). В фильме «Ганнибал» (2001) Лектер убивает лишь троих: Маттео, Гнокко и инспектора Пацци.

Судьба Пола Крендлера остаётся неопределённой, и хотя подразумевается, что Лектер также убил куратора, которого он замещает, это произошло до начала событий фильма. В сиквеле Клариса убивает больше людей, чем он.

-25

За исключением одного момента, когда пальцы Кларисы и Ганнибала Лектера соприкасаются во время обмена документами в Мемфисе, штат Теннесси, эти персонажи не вступают в физический контакт на протяжении всего фильма.

Изначально рассматривалась возможность выпуска фильма на видеоносителях из-за опасений, что тема фильма будет слишком мрачной для широкой аудитории. Однако фильм вышел в День святого Валентина, что было необычно для жанра ужасов. В течение пяти недель он оставался лидером проката.

Несмотря на споры, вызванные мрачными темами и изображением транссексуальности, «Молчание ягнят» стал четвёртым самым кассовым фильмом 1991 года.

-26

Бюджет фильма составил 19 миллионов долларов.

Сборы фильма в мире достигли 272 миллионов 742 тысяч 922 долларов.

ФИНАЛ

Фильм «Молчание ягнят» был отмечен пятью кинопремиями «Оскар», включая награды в категориях «Лучший фильм» (единственный в категории ужасов), «Лучший режиссёр», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и «Лучший адаптированный сценарий».

Энтони Хопкинс получил 24 минуты 52 секунды экранного времени, что не помешало ему выиграть «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».

-27

Его роль занимает второе место по краткости среди лауреатов «Оскара» в категории «Лучшая мужская роль» (после Дэвида Нивена в фильме «За отдельными столиками» 1958 года с 23 минутами 39 секундами).

Хопкинс стал третьим британским актёром подряд, удостоенным «Оскара» за лучшую мужскую роль, после Дэниела Дэй-Льюиса и Джереми Айронса в 1989 и 1990 годах соответственно.

Для Энтони Хопкинса этот фильм был последней попыткой по-настоящему утвердиться в Голливуде. Несмотря на многолетнюю карьеру в кино и на телевидении, начиная с 1960-х годов, он не достиг звёздного статуса и престижа, на который рассчитывал.

-28

Актёр признался, что если бы фильм не дал ему желаемого карьерного роста, он бы оставил Голливуд и сосредоточился на британской сцене.

После «Молчания ягнят», Хопкинс получил ещё пять номинаций на «Оскар» и выиграл одну из них за фильм «Отец» (2020).

Джоди Фостер стала вторым самым молодым обладателем двух премий «Оскар» в истории, уступив только Луизе Райнер, которой на момент получения наград было 28 лет. Она получила награду за лучшую женскую роль дважды: в 24 года за фильм «Обвиняемые» (1988) весной 1987 года и в 27 лет за тот же фильм зимой 1989–1990 годов.

-29

Этот фильм стал третьим в истории, который завоевал «Оскар» в пяти самых престижных номинациях, после «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).

С момента премьеры «Молчания ягнят» 14 февраля 1991 года ни один другой фильм не достигал такого успеха.

Картина неоднократно признавалась одним из лучших триллеров в истории кино.

-30

В интервью в 2016 году Энтони Хопкинс заявил, что участие в продолжениях «Ганнибал» и «Красный дракон» было ошибкой, и он больше никогда не будет играть Ганнибала Лектера. В том же интервью он назвал «Молчание ягнят» «нормальным» и «хорошим фильмом».

Цифровая реставрация

В 2017 году американская киностудия MGM провела цифровую реставрацию изображения, звукового сопровождения и саундтрека фильма «Молчание ягнят» в формате 4K, используя оригинальный 35-миллиметровый плёночный негатив.

СЕРИАЛЫ

Разработка новой экранизации «Молчания ягнят» началась в 2010-х годах. Первоначально эта история должна была лечь в основу пятого сезона телесериала «Ганнибал» (2013).

-31

Мадс Миккельсен, Лоуренс Фишбёрн и Рауль Эспарза планировали вновь воплотить образы Ганнибала Лектера, Джека Кроуфорда и Фредерика Чилтона соответственно. Создатель сериала Брайан Фуллер надеялся, что Эллиот Пейдж сыграет Клэрис Старлинг. Однако права на роман «Молчание ягнят» и его персонажей приобрести не удалось, и после закрытия сериала после трёх сезонов эти планы рухнули.

До выхода «Молчания ягнят» серийные убийцы в кино часто изображались как устрашающие существа с когтями, ужасными лицами и резиновыми масками. В отличие от них, Ганнибал Лектер был умным и с безупречными манерами, и его роль исполнил актёр с «безупречной репутацией».

Хотя фильм получил продолжение в виде «Ганнибала» (2001), прямое продолжение истории было представлено в телесериале «Кларисса» (2021).

-32

Действие сериала начинается вскоре после событий фильма и показывает, как Клариса пытается адаптироваться в новой команде ФБР.

Сериал отличается от фильма в нескольких аспектах: в фильме мать Кларисы умерла, когда она была маленькой, тогда как в сериале её мать жива; после смерти отца Кларису всё равно отправили к кузине.

-33

«Молчание ягнят» стало эталоном психологического триллера, оказав влияние на множество последующих фильмов, таких как «Семь» и «Настоящий детектив». Лектер стал архетипом «злодея-интеллектуала», а его цитаты, например, «Я съел его печень с бобами и хорошим кьянти», вошли в поп-культуру.

«Молчание ягнят» остаётся шедевром, сочетающим глубину, ужас и психологическую напряжённость.

==============================================================

Реклама. АО «ТБанк», ОГРН 1027739642281, erid: 2Vtzqw8MNiu
Реклама. АО «ТБанк», ОГРН 1027739642281, erid: 2Vtzqw8MNiu

Бесплатная светящаяся кредитка навсегда по моей ссылке:

https://www.tbank.ru/baf/5KrZtaaS1iK

==============================================================

Смотри, а не читай в группе VK https://vk.com/serglebowsky

Там ты найдешь много видосов про самые интересные факты из фильмов и биографии актеров.

Свежее видео про «Жмурки» и «Бумер» а также биография Ван-Дамма