Найти в Дзене
MusicFirework

Антон Лобанов (группа «Хронос»): как не стать заложником «Дня сурка» и извлечь уроки из «Тарантеллы на граблях» (16+)

В древнегреческой мифологии Хронос — олицетворение времени, неумолимого и всепоглощающего. Сегодня мы говорим с Антоном Лобановым, гитаристом и автором песен группы «Хронос», о времени, о том, как не угодить в вечный «День сурка», и разберём танцы «на граблях». «Хронос» — название довольно концептуальное, связанное с течением времени. Как вы определяете для себя, что такое «время» в контексте вашей музыки? Есть ли у вас песни, посвящённые конкретным историческим событиям или философским размышлениям о времени? Всё крайне банально. Название возникло в начале истории коллектива, в Сибири, в городе Улан-Удэ, где, сразу после завершения моего школьного периода, и появилась группа «Хронос». Это был коллектив вчерашних школьников, который просуществовал короткий период, а через несколько лет возродился уже в формате, более похожем на сегодняшний, но не надолго. А название просто осталось. Было лень придумывать что-то новое. Никакой концепции не было. Скорее, присутствовал музыкальный инфанти

В древнегреческой мифологии Хронос — олицетворение времени, неумолимого и всепоглощающего. Сегодня мы говорим с Антоном Лобановым, гитаристом и автором песен группы «Хронос», о времени, о том, как не угодить в вечный «День сурка», и разберём танцы «на граблях».

-2

«Хронос» — название довольно концептуальное, связанное с течением времени. Как вы определяете для себя, что такое «время» в контексте вашей музыки? Есть ли у вас песни, посвящённые конкретным историческим событиям или философским размышлениям о времени?

Всё крайне банально. Название возникло в начале истории коллектива, в Сибири, в городе Улан-Удэ, где, сразу после завершения моего школьного периода, и появилась группа «Хронос». Это был коллектив вчерашних школьников, который просуществовал короткий период, а через несколько лет возродился уже в формате, более похожем на сегодняшний, но не надолго. А название просто осталось. Было лень придумывать что-то новое.

Никакой концепции не было. Скорее, присутствовал музыкальный инфантилизм, в силу молодости и беззаботности. Я не знал, как назвать группу, и один мой товарищ (Змей, привет тебе!), при встрече в музыкальном магазине, просто ткнул пальцем в страницу словаря мифологии, и это оказалось слово Хронос. Так появилось название. Я не думал наперёд и не прогнозировал, что оно сохранится через годы. Но так получилось. И данный факт меня устраивает. Когда я переехал в Москву, начался уже третий период группы, с новым видением, с новыми соратниками в лице вокалиста Тимура Князева и басиста Сергея Овчинникова, но со старым названием.

Сейчас, если смотреть в ретроспективе, то распады, переезды, разные времена и творческое одиночество не помешали. Всегда находились люди, идеи, и оставалось желание заниматься любимым делом. Не могу сказать, что время оказалось над нами не властно, это будет крайне самоуверенно, скорее, оно давало новые шансы и возможности не покрыться «ржавчиной». Через время каждый из нас пронёс то, что ему нравится и чем хочется заниматься.

В багаже группы были заготовки песен, основанных на исторических событиях, но они не соответствовали стилю и концепту коллектива, поэтому не вышли дальше репетиционной базы. Текст одной из них был подарен нашим друзьям — группе «Арктида», и впоследствии он превратился в эпический боевик, который постоянно звучит в их концертной программе. Но это не наша заслуга, а Дмитрия Машкова — лидера «Арктиды», прекрасного композитора и аранжировщика. Несмотря на величественное название, мы играли в меру весёлую и далеко и не эпическую музыку. Если попытаться притянуть смыслы, то у нас есть песня «Если хочешь знать». В некоторой степени, она про время и жизнь человека, но больше — про преодоление и путь. Сейчас есть заготовка под черновым названием «Часовщик», которая повествует о роли времени в жизни человека. Но пока это всё в процессе работы.

«День сурка» — это песня о чём-то, что повторяется в вашей жизни? Если да, то что это?

На самом деле, это просто сатирический собирательный образ. Когда мной и вокалистом Тимуром была написана музыка, мы попросили нашего друга и поэта Юрия Бондарева, написать текст. Обсуждались какие-то концепты, видение, характер музыки. И впоследствии из всех осколков наших бесед Юра сделал такой хулиганско-собирательный и сатирический образ. По сути, это песня о каждом человеке, у которого в жизни повторяется история, заложником которой он стал. Для одного это работа, для другого — повседневная рутина и быт. При этом, несмотря на хулиганский посыл, песня говорит о том, что, если не хочешь бегать в этом колесе, то делай что-то, не будь «сурком», не будь участником этой карусели. Мы получали отзывы, в которых слушатели думали, что мы насмехаемся над людьми, которые ходят на работу 5 дней в неделю. Это не так. Будет громко сказано, но это больше сатира, некий «Зощенко» или «Салтыков-Щедрин» в хеви метале. Собирательный образ, который подан в такой манере. Каждый человек может спроецировать на себя смыслы, либо, наоборот, убедиться, что он к этому отношения не имеет, и у него всё иначе. С чем мы его искренне и поздравляем.

-3

«Тарантелла на граблях» — название очень интригующее. Как родилась идея для этой композиции?

У самой идеи история интересная. Изначально мной была написана музыка, на которую был создан совсем другой текст, в котором не было ничего схожего с нынешним посылом. Со временем, посмотрев на композицию под другим углом, было принято решение, что текст не подходит. Песня сразу не была записана, пролежала, ушла «в стол» и немного «покрылась пылью». Через какое-то время я пришёл к выводу, что нужен новый текст, другой посыл и настроение. Доработав музыку и аранжировку, я обратился с этим вопросом к своему другу, к поэту, с которым мы неоднократно работали — Владимиру Лебедеву. С Володей мы дружим больше 20 лет, и за это время было много совместных событий. Я напомнил ему давнюю историю о том, как мы проснулись в гостях у нашей знакомой после ночной гулянки. В то утро состояние было не особо бодрое, поскольку ощущались последствия творческого вечера с друзьями. Владимир философски резюмировал, что мы очередной раз наступили на грабли и пустились во все тяжкие, не думая о последствиях. В ответ я добавил, что мы не просто наступили на грабли, а танцуем на них, «пляшем тарантеллу на этих граблях». И это стало неким внутренним мемом. На протяжении многих лет мы вспоминали это выражение, когда подобная ситуация повторялась, мол, опять станцевали тарантеллу на граблях. Я предложил обыграть это в песне. На что он согласился. Обычно работа над текстами идёт долго, Володя вынашивает идею, делает какие-то пробные «зарисовки». А этот текст был сделан оперативно. От момента начала работы над песней до её выпуска прошло меньше двух месяцев. Для нас это быстро, так как обычно уходит больше времени на создание и выпуск композиции. Так родилась «Тарантелла на граблях». Людям свойственно иногда совершать какие-то поступки, погружаясь в пучину веселья и «обезбашенности», затем сожалеть об этом, но всё равно оправдывать свои действия и вновь пускаются в этот «танец». Опять же, каждый делает выводы для себя сам. На мой взгляд, песня получилась весёлая, с нотками тревоги и со смыслом. Если, конечно, вслушиваться в слова.

Что, по вашему мнению, делает «тяжёлую» музыку тяжёлой, кроме дисторшна и громкости?

Вопрос не простой. Смотря что мы подразумеваем под понятием «тяжёлый»: звук, смысл или плохое качество записи, которое тяжело слушать. Думаю, дело в каком-то посыле. По моему субъективному мнению, «тяжёлая» музыка — это и про звучание, и про определённую культуру, про свои представления стиля, интересные идеи. «Тяжёлое» — это не только про громкость и перегруженный звук, как мне кажется, а ещё это про энергетику.

-4

Кавер на «Дальше действовать будем мы»: что вас привлекло в этой песне «Кино», и какие сложности возникли при адаптации этой песни под звучание «Хроноса»?

Идея записать кавер родилась в беседе с вокалистом Тимуром. Ну вот просто бывают такие идеи, которые появляются на ровном месте, как говорится. Поговорили и забыли. Прошло время, и, вернувшись к этому вопросу, мы стали думать о песне, которую интересно было бы исполнить. Риторика была простая: если мы играем хеви, то делать кавер на себе подобного, по стилю, исполнителя, вроде как, нет смысла. Идея состояла в том, чтобы взять то, что многие знают, и интерпретировать это по-своему. И выбор пал на группу «Кино». Мы подумали, что сложно найти более народной рок-группы у нас в стране. Каждый, кто играет на гитаре, беря в руки инструмент, уж точно пару песен Цоя играл. Мы подумали: «А почему бы и нет?». Сергей (басист) тоже был не против. Оставался один вопрос: а какую песню? Тимур предложил «Дальше действовать будем мы», поскольку она ему нравится, и в ней есть некое составляющее гимна. Мы с большим уважением относимся к творчеству группы «Кино» и считаем, что это значимый пласт в отечественной музыкальной культуре. Также мы вспомнили, что в августе текущего 2025 года, будет 35 лет со дня трагической гибели Виктора Цоя, и утвердились в том, что наше решение в выборе исполнителя для создания кавера имеет смысл. Аранжировка родилась довольно быстро. Задача была не просто переиграть, а именно адаптировать песню под «Хронос», внести какие-то стилистические фишки, которые характерны для нас. При записи вокала целенаправленно было сделано так, чтобы в начале куплетов Тимур пел, что называется, «по цоевски», потом превращался в Тимура Князева из «Хроноса». Каких-то сложностей не было, работа протекала непринуждённо, в творческом ключе и плодотворно. Единственное, что надвигался период отпусков и разъездов, нужно было успеть воплотить нашу идею в жизнь до августа, и это ставило под угрозу всё мероприятие. Поэтому пришлось немного ускоряться. Это была единственная сложность. А в остальном всё прошло гладко.

Как ваша музыка влияет на слушателей? Получаете ли вы какой-то фидбэк, и какой был самым неожиданным или запоминающимся?

Конечно, получаем. Прилетает много сообщений от абсолютно разных людей, как в возрастном, так и в социальном, географическом сегменте. Мне сложно описать какой-то конкретный портрет нашего слушателя. С одной стороны, это могут быть и подростки — ребята 15–16 лет, которые увлекаются роком и металлом, с другой — люди 50+. Кто-то хвалит песни, пишет, что познакомился с нашим творчеством, высказывает слова поддержки. Другие говорят, что вспомнили «металлическую» молодость и то время, когда слушали подобную музыку много лет назад. Есть и отрицательные отзывы, упрёки во вторичности. Мы никогда не скрывали, что играем музыку, которая нам нравится, и не пытались презентовать себя теми, кем не являемся. В нашей песне «Из 80-х», есть такие слова: «Пускай вокруг твердят: не модный я, но это жизнь моя и музыка моя». Всегда найдутся люди, которым по нраву творчество исполнителя, возникнут те, которым это не приемлемо. Мы не против любого отношения к нам, каждое мнение имеет право на жизнь. А по поводу каких-то самых запоминающихся отзывов… Мне вспомнился один комментарий. В 2013 году вышел альбом «Хеви метал», на нём есть песня, которая называется «Полёт». И, относительно недавно, случайно на YouTube я увидел, комментарий, что-то вроде «Какая классная песня. Помню, как я её услышал. Мне тогда было 13 лет». И я немного опешил: сколько же тогда нам. В целом, конечно, приятно получать отзывы и вдохновляющие слова, потому что это главная мотивация на то, чтобы что-то делать. В большей степени, мы — энтузиасты, создающие музыку по причине того, что, реально, её любим. Моё музыкальное кредо: мы делаем то, что нам нравится, и если это нравится кому-то ещё, значит, не зря делаем.

Что вас больше всего раздражает в процессе создания музыки?

Лично меня больше всего раздражает нехватка времени. Когда приходится работать в цейтноте, очень тяжело сосредоточиться. Приходится отвлекаться, прерываться, а я это очень не люблю. Это не значит, что мы делаем всё на скорую руку. Просто уходит больше времени на процесс продумывания композиции, создания аранжировки, записи, выпуска песни, прочие художественные и технические моменты. Хочется, чтобы было больше времени именно на творчество. Мне не нравится работать кусками, клочками. Я не люблю погружаться в процесс работы над песней, когда в наличии всего полчаса, час, а потом надо чем-то ещё заняться. Я стараюсь, чтобы в распоряжении было большое количество времени, которое не нужно постоянно ужимать. И вот это, наверное, самый большой раздражитель. Иногда раздражают люди, которые знают, «как лучше». Я не говорю о коллегах, с которыми мы обсуждаем звучание и другие аспекты работы. Я имею в виду людей, которые с первых двух нот делают выводы, что нужно сделать по-другому. Но по какой-то причине сами они остаются творчески пассивными. Не хочу казаться ворчливым, у каждого есть право на своё мнение. В некоторой степени это может раздражать. Но это мелочи. Главное, что раздражает — всё-таки нехватка времени.

-5

Что самое недооценённое в работе музыканта, о чём не знают слушатели?

В создание любой композиции автор вкладывается морально и физически. Иногда люди думают, что это очень просто: «Что там? Ну, придумал, ну, сыграл». Всегда найдутся те, кто оперируют такими понятиями, как «это легко», «это не работа» и занимают позицию: «музыку играть, не в шахте работать» или что-то подобное. Безусловно, это иная деятельность, но она требует не малых физических, моральных и финансовых усилий. Даже если результат кажется простым, это не означает, что он достигается легко. Деятельность коллектива — это не просто «придумал — сделал». Это симбиоз идей, это взаимодействие, работа над звуком, над собой и прочие составляющие. Не могу сказать, что меня раздражает обесценивание творческой работы, но иногда становится чуть-чуть грустно, когда люди думают, что всё это слишком просто. Это относится не только к музыкантам, но и ко многим творческим направлениям — к художникам, к писателям, артистам театра, кино и т.д. Нет ничего сложного в том, чтобы сыграть песню, написать картину, выйти на театральную сцену, опубликовать роман, ведь для этого люди «всего лишь» полжизни учатся, а потом полжизни тратят на то, чтобы быть услышанными и увиденными. Любой труд не прост, если делаешь его на совесть.

Какие планы у «Хроноса» на ближайшее будущее? Над чем сейчас работаете?

В планах у нас запись и выпуск новых синглов и альбома. Я не знаю, насколько сейчас актуально издание альбомов, а тем более выпуски дисков, но мы хотим это сделать. Как я уже упоминал, основное препятствие — это время. Если бы мы могли отложить все сопутствующие дела, полностью погрузиться в творческий процесс, это было бы великолепно. Нужно как-то на досуге обсудить этот вопрос с богом времени. Но мы стараемся и находим ресурсы для реализации своих идей.

Если бы вы могли создать саундтрек к историческому фильму о Сибири, какой период и события вы бы выбрали, и почему?

Очень неожиданный вопрос. Никогда об этом не задумывался. Наверное, у большинства людей Сибирь ассоциируется с чем-то суровым, холодным, с Ермаком, с боевыми персонажами в кольчугах. Но если бы я создавал саундтрек к историческому фильму, то, думаю, обратился бы к XIX веку, а именно жизни и деятельности декабристов в Сибири. В историческом контексте мне интересен этот период, поскольку, на мой взгляд, эти люди внесли большой вклад в культуру, в образование и в развитие региона в целом. Думаю, что у них был дух и понятие чести. С этой точки зрения, мне кажется, Сибирь, в лице ссыльных «вчерашних дворян», получила прилив знаний, который влился в общий поток наращивания интеллектуального и культурного потенциала. Ведь развитие — это не только заводы, пароходы, но и люди. Крайне интересный период, на мой взгляд.

«Хронос» ассоциируется со временем. Если бы у вас была возможность остановить время в определённый момент вашей карьеры или жизни, что бы это был за момент и почему?

Думаю, не совсем правильно отсылаться к прошлому и занимать позицию «раньше было лучше». Остановить время не хотелось бы. Но есть некоторые моменты, которые интересно было бы пережить повторно, прочувствовать их вновь. В каком-то творческом плане, можно возвратиться в те далёкие времена, когда всё только начиналось — не только с «Хроносом», а в целом — весь этот наш рок-н-ролльный запал и куча друзей вокруг. Были классные люди: кого-то уже нет в живых, кто-то перестал заниматься музыкой, кто-то живёт на расстоянии. Было бы занимательно ещё раз весело провести время, посетить какие-то концерты, вместе выступить, съездить на фестивали, встретиться с интересными персонажами, широко известными в узких кругах. В личном плане, как и у многих, есть воспоминания, связанные с семьёй. Иногда хочется вернуться и увидеть тех близких людей, которых уже нет, тех, которые сейчас далеко. Но всё-таки это не является навязчивой идеей и постоянной скорбью по ушедшим временам. Напротив, я считаю, что прошлое — это тот период, из которого нужно делать выводы, брать лучшее, сохранять память, оставлять там проблемы и стараться двигаться вперёд, чтобы не было якорей, которые нас тормозят и тянут вниз. И не только в творческом контексте, но и в жизненном, человеческом, моральном.

-6

Творчество группы «Хронос» — это попытка сохранить эмоции и переживания в звуке. Ведь именно в этом и заключается главная миссия музыканта — быть проводником в мир прекрасного, где время перестаёт иметь значение.

VK: Хронос

«Хронос» на музыкальных площадках: https://band.link/hronos_band

Rutube:Хронос – “Тарантелла на граблях” (lyric video – 2025)

Хронос – “День сурка” (промо)

Любовь Черенкова

Фото: из личного архива Антона Лобанова и группы «Хронос»

Грабли
8392 интересуются