Найти в Дзене
Д.В. де Саи

Соперники о советском хоккее

Раньше наш хоккей уважали. А его яркие представители пользовались заслуженным авторитетом во всём мире. Всё началось ещё в далеком 1954 году, на дебютном для советской сборной чемпионате мире. После того, как подопечные Аркадия Чернышева неожиданно для многих выиграли золото, зарубежная пресса не скупилась на комплименты. Шведское издание Svenska Dagbladet заявило: "Наше первое знакомство с русскими хоккеистами ставит нас перед вопросом: как они могли за такой короткий срок получить такую хорошую школу? Ведь они играют в хоккей всего семь лет".  Скорее всего, скандинавы были немного не в курсе того, что в Советском Союзе широко развит и очень популярен хоккей с мячом ( впрочем, как и у шведов). И в своё время наши весьма успешно перепрофилировались с плетенного оранжевого мяча на шайбу. Главное в этом случае - имевшийся базис. А дальше, как говорится, дело техники. В свою очередь, в Северной Америке указали на следующие аспекты: "Стремительная в атаке и сильная в защите, советская ком

Изображение из открытых источников (афиша перед матчем)
Изображение из открытых источников (афиша перед матчем)

Раньше наш хоккей уважали. А его яркие представители пользовались заслуженным авторитетом во всём мире. Всё началось ещё в далеком 1954 году, на дебютном для советской сборной чемпионате мире. После того, как подопечные Аркадия Чернышева неожиданно для многих выиграли золото, зарубежная пресса не скупилась на комплименты.

Шведское издание Svenska Dagbladet заявило: "Наше первое знакомство с русскими хоккеистами ставит нас перед вопросом: как они могли за такой короткий срок получить такую хорошую школу? Ведь они играют в хоккей всего семь лет". 

Скорее всего, скандинавы были немного не в курсе того, что в Советском Союзе широко развит и очень популярен хоккей с мячом ( впрочем, как и у шведов). И в своё время наши весьма успешно перепрофилировались с плетенного оранжевого мяча на шайбу. Главное в этом случае - имевшийся базис. А дальше, как говорится, дело техники.

В свою очередь, в Северной Америке указали на следующие аспекты: "Стремительная в атаке и сильная в защите, советская команда выиграла чемпионат мира по хоккею, разгромив популярную, но очень нервную команду Канады со счётом 7:2".

Изображение из открытых источников (канадская сборная в 1954 году)
Изображение из открытых источников (канадская сборная в 1954 году)

Обратите внимание, что в данном случае канадцев назвали "нервной командой". Не думаю, что родоначальники хоккея страдали какой-то психологической неустойчивостью. Нервничать их заставили именно советские спортсмены. Во всяком случае тот темп игры, который навязала сборная СССР, выбил их из колеи. А град шайб в ворота Канады усугубил ситуацию.

Далее продолжим и обратимся к легендарной Суперсерии со звездами НХЛ 1972 года. Не секрет, что канадцы относились к советскому хоккею снисходительно, и даже пренебрежительно. По словам защитника Пэта Стэплтона: "Мы вообще не чувствовали напряжения, ни капельки. Только не мы. Это был совершенно обычный матч. Мы не уважали русских по-настоящему".

Изображение из открытых источников (на переднем плане П.Стэплтон после первой игры Суперсерии)
Изображение из открытых источников (на переднем плане П.Стэплтон после первой игры Суперсерии)

Но такие шапкозакидательские настроения поддерживали не все. В частности, комментатор Брайан Конахер утверждал, что не всё так просто, как кажется: "Энхаэловцы были надменными. В то время все считали, что международный хоккей – это второй сорт. А я чувствовал, что нас ждёт горькое разочарование. Я был одним из немногих, кто говорил, что русские играют лучше, чем мы думаем". 

Ну а дальше все и так знают, чем завершился первый матч в Монреале. Для канадских хоккеистов, тренеров и зрителей всё это стало чем-то из области невообразимого. Сенсация, по-другому и не скажешь. Иллюзии по-поводу полного превосходства североамериканцев растаяли, как утренний туман.

Надменный Фил Эспозито не скрывал своего разочарования: "Я до этого никогда не видел игру русских, и не знал, как они играют. Возможно, я поменяю своё мнение о них. Не скажу, что теперь они стали фаворитами, но их сборная гораздо лучше, чем я думал до этого".

Кто-то из канадцев иронично пошутил, что если русским показать бейсбол, то они быстро научатся этой игре и начнут побеждать американцев. Конечно же, это явилось некоторым преувеличением, но характеризует имевший место общий настрой со стороны заокеанских соперников.

Далее советских игроков ждало ещё одно серьёзное испытание в виде серии встреч с профи из ВХА. Надо отметить, что сборная Канады образца 1974 года была более мотивирована, чем пару лет назад их энхаэловские коллеги. Причина проста: шла жесткая конкурентная борьба между Всемирной хоккейной ассоциацией и Национальной хоккейной лигой. 

И поэтому команде ВХА была поставлена конкретная задача - во что бы то ни стало взять вверх над "Советами" (так они нас называли) и доказать, что Ассоциация ни в чём не уступает Лиге, а может, и превосходит её. Но этого, как известно, не случилось.

Владислав Третьяк указал на то, что Суперсерия-74 у канадцев не вошла в число культовых хоккейных событий по главной причине: "Эту серию в Северной Америке стараются не вспоминать, потому что сборная Канады проиграла".

Тем не менее, повидавший многое на своём хоккейном веку Горди Хоу поделился своими воспоминаниями о советских игроках: "У них была военная дисциплина, и они никогда не переставали передвигаться на льду. Скауты в своих отчетах писали, что Советы никогда не бросают от синей линии. Это было похоже на правду. Они не бросали от синей линии. Они забивали от синей линии".

А ещё "Мистер хоккей" по прошествии определенного количества времени переосмыслил некоторые свои взгляды: "...становится совершенно ясно, что Советы, против которых мы играли в 1974, не были нашими злейшими врагами...Они были точно такие же как мы — хоккеисты, просто играющие за свою страну. Я мог бы понять это уже только потому, что когда игра была закончена, они хотели обменяться клюшками, так же как и мы".

Изображение из открытых источников (Г.Хоу в 1974 году)
Изображение из открытых источников (Г.Хоу в 1974 году)

После успеха советской сборной над ведущими североамериканским игроками на Кубке Вызова-79, хозяева льда по-своему оценили произошедшее. Из высказываний Бобби Кларка: "Мы выиграли первый матч, а потом Боумэн начал халтурить. Он убрал из состава часть игроков, которые победили в первой игре, и поставил новых. И вдруг мы оказались просто кучкой ребят, которые играют в хоккей, а Советы были командой. И они дважды победили кучку ребят, которые играли в хоккей".

А ещё он упомянул молодого Владимира Мышкина, ставшего героем третьего матча: "Мы ещё должны благодарить судьбу за то, что русские с первого же матча не поставили в ворота маленького блондина Мышкина".

После блистательного триумфа советской дружины под руководством Виктора Тихонова на Кубке Канады 1981 года, североамериканцы впали в уныние, почти как в 1972-м. Рассказывает участник тех событий Ларри Робинсон: "Судьба Кубка решалась в одном матче, и всё беда в том, что не смогли реализовать свои возможности. После того они захватили лидерство в счёте, всё изменилось. Когда вы проигрываете, то не можете диктовать свою игру сопернику. Так уж устроен хоккей".

А наставник "кленовых" Скотти Боумэн посетовал на то, что у них было мало времени на игровое слаживание: "Очень трудно играть против такой команды, как советская, игроки которой проводят вместе практически круглый год, год за годом, а у наших игроков было лишь 5 недель на подготовку".

А теперь обратимся к мнению небезызвестных личностей, которые всегда считали, что канадцы были и есть номер один в мировом хоккее. В первую очередь - это эпатажный Дон Черри.

Изображение из открытых источников (Д.Черри в характерном наряде)
Изображение из открытых источников (Д.Черри в характерном наряде)

Но даже он в 1981 году восхитился сборной СССР после прошедшего чемпионата мира: "Это лучшая русская команда, которую я когда-либо видел...Они играют с такими эмоциями и воодушевлением, каких ждёшь от профессиональных клубов в финале Кубка Стэнли!".

Уже в постсоветский период старина Черри пустился в сплошное критиканство по отношению к россиянам. Он не лез за словом в карман и часто был некорректен к некоторым нашим хоккеистам в своих интервью прессе или во время прямого телеэфира.

Порой Дон Черри откровенно оправдывал излишнюю агрессию к нашим легионерам на площадке. Или наоборот, критиковал некоторых россиян за жесткую, на его взгляд, игру. Получаются какие-то двойные стандарты. В общем, неприятный самовлюбленный и противоречивый тип. Этакий эгоцентрист и эксцентрик.

Но всё это только сыграло на руку российским хоккеистам. В частности, Сергей Федоров отметил: "...нас очень сильно критиковали. Дон Черри очень много ерунды про русских говорил, и это в том числе позволило нам добиться таких результатов".

А потом у любителя красочных костюмов в буквальном смысле "отобрали" микрофон в виду того, что он взболтнул чего-то лишнего на политические темы. Но это уже другая история.

Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.