Найти в Дзене

Мошилы знаменитостей: Мария Мордасова. Частушка - как оружие Победы

Знакомо ли вам чувство, когда слышишь первые переборы гармони, а следом – звонкий, задорный, будто бы искрящийся смех голос, который выводит: «Топится, топится в огороде баня…»? Если да, то вы уже улыбаетесь. А если нет, то вы многое пропустили. Сегодня я хочу поговорить об удивительной женщине, чье имя стало синонимом самой души русского народа, – о Королеве частушки Марии Мордасовой. Ее жизнь была похожа на ее же песни: яркая, полная труда и любви, с безудержным весельем и щемящей грустью. Представьте себе Тамбовскую губернию, 1915-й. В многодетной крестьянской семье Яркиных, где кроме маленькой Мани было еще тринадцать ребятишек, жили небогато, но очень певуче. Прабабушка говорила рифмами, бабушка с дедом знали несметное количество народных напевов, отец зачитывался классической поэзией, а мать, Прасковья Прокофьевна, и вовсе была первой певуньей на всю округу. В такой атмосфере талант Марии расцвел сам собой. Она пела с малых лет: в школьном хоре, в сельском клубе, на всех смотрах
Оглавление

Знакомо ли вам чувство, когда слышишь первые переборы гармони, а следом – звонкий, задорный, будто бы искрящийся смех голос, который выводит: «Топится, топится в огороде баня…»? Если да, то вы уже улыбаетесь. А если нет, то вы многое пропустили.

Сегодня я хочу поговорить об удивительной женщине, чье имя стало синонимом самой души русского народа, – о Королеве частушки Марии Мордасовой. Ее жизнь была похожа на ее же песни: яркая, полная труда и любви, с безудержным весельем и щемящей грустью.

Деревенские корни: Где песня рождалась в хлеву

Представьте себе Тамбовскую губернию, 1915-й. В многодетной крестьянской семье Яркиных, где кроме маленькой Мани было еще тринадцать ребятишек, жили небогато, но очень певуче. Прабабушка говорила рифмами, бабушка с дедом знали несметное количество народных напевов, отец зачитывался классической поэзией, а мать, Прасковья Прокофьевна, и вовсе была первой певуньей на всю округу. В такой атмосфере талант Марии расцвел сам собой. Она пела с малых лет: в школьном хоре, в сельском клубе, на всех смотрах самодеятельности, откуда всегда возвращалась с победой.

Но детство и юность ее не были беззаботными. Работать ей пришлось с десяти лет – дояркой на ферме, потом бригадиром. Тяготы крестьянской жизни она знала не понаслышке. Это, на мой взгляд, и есть тот самый фундамент, та самая правда, которая потом делала ее исполнение таким пронзительным. Она пела не о чужой жизни, а о своей. Ее голос, звонкий и мощный, был выкован не в консерваториях, а в бескрайних тамбовских полях и на скотном дворе. В 1938-м судьба сделала первый решительный поворот: на смотре в Тамбове простую колхозницу заметили и пригласили в Воронеж. Так начался ее большой путь.

Частушка - как оружие Победы

Творческая биография Марии Николаевны началась в самое суровое для страны время – в годы Великой Отечественной войны. Это особая, героическая страница ее жизни. Пока одни поднимали дух солдат шуткой и песней у костра на передовой, Мария вместе с другими артистами создала нечто большее. Зимой 1942-43 годов был организован Воронежский русский народный хор, и Мордасова стала одной из его первых участниц.

Мария Мордасова в молодости
Мария Мордасова в молодости

И вот здесь поступок, который, я считаю, характеризует ее как человека огромной силы духа и беззаветной любви к Родине. Вместе с коллегами она отдала все свои сбережения на постройку танка Т-34. Танк назвали «Русская песня», и на его броне красовались строки из ее же частушки: «Пусть танкист-гвардеец сядет, смело песню запоет: С "Русской песней" не погибну – песня русская спасет!». Этот стальной боец, купленный на гонорары за песни, дошел до Вены. Представляете? Ее искусство буквально сражалось с врагом.

Мария Мордасова в хоре
Мария Мордасова в хоре

После войны она стала солисткой хора, а затем и Воронежской филармонии. Именно тогда к ней пришла всесоюзная слава. Она была не просто исполнительницей, а настоящим исследователем и хранителем фольклора. В ее репертуаре было более трехсот песен и частушек, многие из которых она собрала или написала сама.

Она вывела частушку на профессиональный уровень, показав всему Союзу, что это не просто незамысловатая припевка, а малая поэма, в которой умещается и радость, и боль, и любовь, и надежда. Не зря же ее частушки обожал сам Юрий Гагарин, который в шутку предлагал Людмиле Зыкиной устроить совместный концерт втроем: Зыкина, Мордасова и он, Гагарин!

Мария Мордасова с Людмилой Зыкиной
Мария Мордасова с Людмилой Зыкиной

Личное счастье: Дуэт длиною в жизнь

Задорная и публичная на сцене, в личной жизни Мария Николаевна была счастлива в тихом и прочном союзе. Ее супругом стал баянист Иван Руденко, с которым они поженились в победном 1945-м и прошли вместе рука об руку более полувека. Это был идеальный творческий и человеческий тандем. Иван Михайлович был не просто аккомпаниатором; он был ее музыкальной тенью, опорой и соратником. Он аккомпанировал ей на всех концертах, писал аранжировки. Они понимали друг друга с полуслова.

Мария Мордасова с мужем
Мария Мордасова с мужем

Их брак – пример удивительной гармонии. Детей у них не было, и, возможно, вся их нерастраченная родительская любовь ушла в песню, в творчество, которое стало их общим детищем. Они были двумя половинками одного целого, и, как показала трагическая развязка, не могли существовать друг без друга.

Тишина после аплодисментов: Трудные закатные годы

Увы, но финал жизни великой артистки нельзя назвать безоблачным. Уход со сцены – всегда тяжелейшее испытание для любого артиста, а для такого жизнелюба, как Мордасова, и подавно. Лишенная главного дела своей жизни – общения со зрителем, она стала погружаться в депрессию. Апофеозом трагедии стала тяжелая болезнь мужа, который впал в кому. Нервная система Марии Николаевны, отдавшей сцене все силы, не выдержала. Произошел срыв, и врачам пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу.

Это горькая и неудобная правда, которую нельзя замалчивать. Сложно представить, что творилось в душе этой сильной женщины, которая всю жизнь дарила людям радость, а в старости осталась одна со своим горем.

Мария Николаевна Мордасова (1915–1997) похоронена на Коминтерновском кладбище в Воронеже
Мария Николаевна Мордасова (1915–1997) похоронена на Коминтерновском кладбище в Воронеже

Спустя время ее перевели в обычную больницу, где 25 сентября 1997-го случилось кровоизлияние в мозг. Королевы частушек не стало. Ее верный Иван пережил супругу лишь на три месяца, уйдя из жизни в декабре того же года. Их совместный путь завершился.

А вы помните ее частушки?

Сегодня имя Марии Мордасовой носят улицы в Воронеже и Тамбове, работает музей-квартира, проводятся фестивали. Но самая главная память – не в бронзе и мраморе. Она – в тех самых незамысловатых, но таких искренних строчках, которые невольно напеваешь, услышав гармонь. Она – в частичке того самого русского духа, который она так ярко воплощала.

Если этот рассказ тронул вас, если вы хотите, чтобы и дальше звучали истории о людях, составивших славу нашей культуры, – поддержите канал подпиской и лайком. Спасибо, что дочитали.

Отключите мешающую рекламу и читайте уникальные материалы по подписке

Благотворительная акция "ПАМЯТЬ"

Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях. Давайте сохраним эту живую нить памяти вместе.