Найти в Дзене
Яндекс Книги

От «Великого Гэтсби» до Агаты Кристи: 8 главных книг о самой блистательной и трагичной эпохе

Джаз, короткие платья, шампанское рекой… Мы привыкли думать о «ревущих двадцатых» как о сплошном, беззаботном празднике. Но за этим карнавалом скрывалась глубокая драма «потерянного поколения», которое пыталось забыться после ужасов Первой мировой войны и отчаянно искало новые смыслы. Именно в это десятилетие родилась литература, которая смотрит на мир без иллюзий, но с огромной жаждой жизни. Мы собрали 8 главных книг той эпохи, которые показывают её со всех сторон: от роскошных вилл на Лонг-Айленде до охваченного хаосом Берлина, от тихого английского детектива до внутреннего мира лондонской леди. А в конце вас ждет промокод на бесплатные 45 дней чтения! Ни один разговор о «ревущих двадцатых» не может обойтись без этой книги. Молодой и скромный Ник Каррауэй переезжает в пригород Нью-Йорка и становится соседом таинственного миллионера Джея Гэтсби. Каждые выходные тот устраивает грандиозные вечеринки, на которые съезжается весь свет, но самого хозяина почти никто не видел. Ник оказывает
Оглавление

Джаз, короткие платья, шампанское рекой… Мы привыкли думать о «ревущих двадцатых» как о сплошном, беззаботном празднике. Но за этим карнавалом скрывалась глубокая драма «потерянного поколения», которое пыталось забыться после ужасов Первой мировой войны и отчаянно искало новые смыслы.

Именно в это десятилетие родилась литература, которая смотрит на мир без иллюзий, но с огромной жаждой жизни. Мы собрали 8 главных книг той эпохи, которые показывают её со всех сторон: от роскошных вилл на Лонг-Айленде до охваченного хаосом Берлина, от тихого английского детектива до внутреннего мира лондонской леди.

А в конце вас ждет промокод на бесплатные 45 дней чтения!

-2

«Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Ни один разговор о «ревущих двадцатых» не может обойтись без этой книги. Молодой и скромный Ник Каррауэй переезжает в пригород Нью-Йорка и становится соседом таинственного миллионера Джея Гэтсби. Каждые выходные тот устраивает грандиозные вечеринки, на которые съезжается весь свет, но самого хозяина почти никто не видел.

Ник оказывается втянут в мир роскоши, джаза и запретного алкоголя, постепенно понимая, что весь этот блеск — лишь декорация для отчаянной попытки Гэтсби вернуть свою давно потерянную любовь, Дэйзи. Погоня за американской мечтой, пьянящее чувство вседозволенности и горькое похмелье — книга Фицджеральда стала квинтэссенцией эпохи.

-3

«Фиеста (И восходит солнце)», Эрнест Хемингуэй

Если «Гэтсби» — это роман о погоне за американской мечтой, то «Фиеста» — о полном в ней разочаровании. Группа американских и британских экспатов, травмированных Первой мировой войной, бесцельно колесит по послевоенной Европе. Они пытаются заглушить внутреннюю пустоту и душевные раны алкоголем, путешествиями и мимолетными романами, отправляясь из богемного Парижа в дикую Испанию на праздник Сан-Фермин.

Хемингуэй своим знаменитым «телеграфным» стилем создал портрет «потерянного поколения» — людей, которые видели слишком много, чтобы верить в старые идеалы, и отчаянно ищут хоть какой-то смысл в хаотичном и прекрасном новом мире.

-4

«Убийство Роджера Экройда», Агата Кристи

Джаз и вечеринки — не единственные приметы «ревущих двадцатых». Для литературы это было время золотого века классического детектива.

В тихой английской деревушке убит богатый и влиятельный Роджер Экройд. Дело кажется неразрешимым: у всех есть алиби, но у каждого — свой мотив. К счастью, по соседству поселился ушедший на покой бельгийский детектив — маленький усатый человечек по имени Эркюль Пуаро. Его расследование превращается в виртуозную игру ума, а революционный финал этой книги навсегда изменил правила жанра и до сих пор считается одним из самых гениальных ходов в истории литературы.

-5

«По эту сторону рая», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Именно этот, во многом автобиографичный, роман сделал 23-летнего Фицджеральда голосом своего поколения и королём «века джаза». Мы следим за судьбой Эмори Блейна — красивого, амбициозного и слегка самовлюбленного юноши из хорошей семьи, который ищет себя в Принстонском университете, на полях сражений Первой мировой и в салонах Нью-Йорка.

Повествование ведёт нас через первую любовь, первые разочарования и болезненное взросление в эпоху, когда старые викторианские ценности рухнули, а новые ещё не появились. Книга стала настоящим культурным взрывом, впервые честно показав мир «золотой молодёжи» с их стремлением к свободе, богатству и славе.

-6

«Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф

Пока в Америке гремел джаз, в Лондоне происходила другая, более тихая, но не менее мощная революция — революция в сознании. Весь роман — это один день из жизни Клариссы Дэллоуэй, представительницы высшего общества, которая готовится к званому вечеру. Никаких убийств и погонь — всё действие происходит в головах персонажей. Мы погружаемся в поток их мыслей, воспоминаний, сожалений и тайных желаний.

Вирджиния Вулф, используя новаторскую технику «потока сознания», создала пронзительный портрет эпохи: хрупкость мира после войны, ограничения, наложенные на женщин, и огромная пропасть между внешним фасадом и богатой внутренней жизнью человека.

-7

«Бэббит», Синклер Льюис

Не все в «ревущие двадцатые» прожигали жизнь на вечеринках. Большинство американцев мечтали о другом — о стабильности, успехе и уважении соседей. Именно такому человеку, преуспевающему риелтору Джорджу Бэббиту, и посвящён этот сатирический роман. У него есть всё: дом, семья, автомобиль, членство в престижном клубе. Но за фасадом благополучия скрывается гнетущая пустота и тоска по чему-то настоящему.

«Бэббит» — это едкий и безжалостный портрет мещанства и конформизма, за который Синклер Льюис получил Нобелевскую премию, а само слово «бэббит» вошло в язык как синоним ограниченного, самодовольного обывателя.

-8

«Мерзкая плоть», Ивлин Во

Британский ответ Фицджеральду — более язвительный, более абсурдный и, пожалуй, ещё более безжалостный. Роман представляет собой головокружительный калейдоскоп из жизни лондонской «золотой молодёжи», которая носится от одной бессмысленной вечеринки к другой, попадая в самые нелепые ситуации. В этом хаосе молодой писатель Адам пытается заработать денег, чтобы жениться на своей ветреной возлюбленной Нине.

Ивлин Во с фирменным чёрным юмором запечатлел лихорадочную, почти истерическую энергию поколения, которое танцует на краю пропасти, предчувствуя надвигающуюся катастрофу новой войны.

-9

«Берлин, Александерплац», Альфред Дёблин

Если Америка и Англия «ревели», то Веймарская Германия буквально билась в лихорадке. Этот великий роман — грохочущий, хаотичный и невероятно мощный портрет Берлина конца 1920-х. Главный герой, Франц Биберкопф, выходит из тюрьмы с твёрдым намерением начать честную жизнь. Но сам город — огромный, жестокий, соблазнительный монстр — затягивает его обратно на дно.

Используя новаторскую технику монтажа, смешивая жаргон, газетные вырезки и библейские мотивы, Дёблин создал настоящий звуковой и визуальный слепок эпохи — оглушительный и трагический гимн современному мегаполису накануне его падения во тьму.

❓А у вас какая любимая книжная эпоха?

Дарим вам промокод DZEN на 45 дней подписки Яндекс Плюс для новичков. Подписывайтесь!