Река Медведица. Кедровск. Село Сивеньки, Ильмень-озеро. Вязановка, Гай, Бобровка, Кутьино. Савкино, Ножкино, Тауза. Баклуши, Базарный Карабулак. Славкино, Лопатино, Новозахаркино, Абодим, Кутьино. Саратов. Пенза.
Думаете, что я просто перечисляю топонимы Петровского района и его соседей?
Ну почти. Это топонимы, встречающиеся в романе мордовского писателя Александра Константиновича Мартынова «Дети своих отцов». Это та самая книга, о которой я говорил в недавно опубликованном коротком видео в ВК .
В отличии от комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», не нужно искать доказательств того, что эта книга имеет прямое отношение к нашему городу.
Это действительно то литературное произведение, чьё действие происходит на территории Петровского района и частично в самом Петровске.
Когда года 1,5 назад (Елена, спасибо за наводку!) я узнал о «Детях своих отцов», изначально удалось найти только первую из «книг» в онлайн-формате (роман поделен внутри на три «книги»), издания 1973 года. Я листал страницы не вникая в суть происходящего, ставя себе целью лишь найти в тексте узнаваемые места или отсылки к ним. Это не было полноценным чтением, это было лишь краеведческое исследование.
Этой весной на маркетплейсе с газовым названием я нашел «Детей своих отцов» издания 1988 года, содержащие в себе в том числе две остальные части - «книги», т.е. весь роман полностью, который Александр Константинович Мартынов дописывал позже. С настоящей книгой, которую я уже держал физически в руках, было поступлено также - листал страницы в поисках упоминания знакомых мест.
Но летом, к своему удивлению, мне захотелось вспомнить школьную традицию «списка литературы на лето» и прочитать роман «Дети своих отцов» (а обязанность летнего чтения в своё время отбила у меня интерес к чтению художественной литературы).
Книга состоит из почти 500 страниц небольшого шрифта, причём, книга весьма политизирована. Тем не менее, это меня не остановило, о чтении в отпуске я не жалею, однозначно есть о чём задуматься после прочтения. Жалею только то, что читал я её находясь не в Петровске. По идее, нужно это было делать где-то в старом центре города, скажем, недалеко от школы №3 или в сквере с Памятником борцам за Советскую власть.
А что вообще это за книга?
Давайте ознакомимся с аннотацией, приведённой в начале издания:
Первые послеоктябрьские годы - сложное время классовых битв, которые ещё не утихли на фронтах гражданской войны, но уже с особой силой разгорались в деревне, где социальное расслоение все резче и резче обозначило межу, разделяющую бедняков и богатеев. Особым колоритом окрашено это время в мордовской деревне, где происходит действие романа «Дети своих отцов». Сын бедняка и сын кулака - два жизненных пути, казалось, предопределены с самого начала, но так складывается жизнь, что оба они принимают новую народную власть и борются за неё.
Автор - Александр Константинович Мартынов, мордовский (эрзя) писатель, который родился в селе Синенькие и в конце 1920-х начал учебу в Мордовском педагогическом техникуме Петровска. Он трудился в редакциях различных мордовских газет, писал стихи и прозу на эрзянском языке а также переводил на него с русского произведения других писателей и поэтов. Между прочим, сами «Дети своих отцов» были написаны на эрзянском и переведены на русский язык. Александр Константинович был членом Союза писателей СССР, позже заслуженным писателем Мордовии и лауреатом государственной премии этой республики.
Кстати, с 2010 года на базе школы №8 Петровска проходят Международные Мартыновские чтения для учащихся школ и студентов колледжей и вузов.
Скорее всего, большая часть «Детей своих отцов» написана на основе собственного жизненного опыта А.К. Мартынова. Например, главный герой книги также учился в Мордовском педагогическом техникуме, как и автор. Даже отчество героя такое же - Константинович, а фамилия Маркин и Мартынов чем-то похожи.
Действие романа «Дети своих отцов» происходит с 1919 по 1933 годы в Кедровском уезде (позже - районе), чьим центром является город Кедровск, в 12 верстах от которого на реке Медведице есть село Сивеньки. Здесь живет главный герой - Сергей Маркин, вместе с которым на протяжении всего романа мы проживаем его детство, отрочество и юность (примерно от 9 до 23 лет). Кстати, на половине пути из Сивенек в Кедровск есть деревушка Тауза, а рядом с Сивеньками через реку - Вязановка и Бобровка.
Я думаю, все уже поняли что Кедровск это Петровск, Сивеньки - село Синенькие, а Тауза это Рузаевка, что на речушке Таузе? Вязановка, вероятно, Вязьмино. Ну а Бобровка она и в Петровском районе Бобровка!
Знакомо? Да!
Вообще, я хочу сделать по книге полноценный литературный обзор.
Но это огромная работа. Хочется подробно рассказать про весь сюжет и героев (пусть иногда в их характерах присутствует излишний гротеск относительно положительных и отрицательных качеств), возможно, оформить инфографикой, составить временную линию и т.д.
Но давайте сначала разберемся, какие строки есть в «Детях своих отцов»
А.К. Мартынова, которые могут всколыхнуть наше сердце ощущением чего-то до боли знакомого?
ГОРОД К(П)ЕД(Т)РОВСК. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Из-за некоторых обстоятельств, мальчик Серёжа вынужден оказаться в Кедровской (Петровской) больнице. Он не может провести лето со своими друзьями в любимом селе Сивеньки (Синенькие), из-за чего сильно скучает по матери, отцу и родному дому. Наконец, его здоровье пошло на поправку и настает долгожданная встреча с родителями, которые приехали забрать Сергея домой. Здесь он впервые видит город и получает первые впечатления его масштаба относительно села.
Маркины выехали на главную улицу города. По ней туда и сюда двигались подводы - кто вёз хлеб, кто гнал телегу порожняком. Серёга хоть и долго находился в городе, но, по сути, не видел его: больничный двор ещё не город.
И только теперь он открылся ему весь. Какие тут преогромные дома! Двухэтажные и даже трехэтажные, и все кирпичные.
В Сивеньках ни одного кирпичного дома нет, кроме церкви.
А тут вон их сколько! А во-о-он у того дома даже четыре этажа!
Главная улица города - очевидно, что Московская. Точнее, на тот момент (с 1918 года) уже Карла Маркса. Кстати, насчет этажности домов - как оказалось, здесь подсчёт идёт с учётом цокольного полуподвального этажа. Это станет ясно в следующей публикации, когда будет упомянуто известное многим петровчанам строение.
А вот описание, как Сергей с отцом едет на базар в город, подъезжая с северо-восточной стороны:
…в синей утренней дымке, там, далеко под горою, подступали очертания города. Сперва показалась голова одной церкви, затем другой, третьей. Золото их многочисленных куполов ослепительно вспыхнуло под солнцем. А вон и каланча - она ещё выше церквей, только кажется издалека тонюсенькой, будто длинная палка. А вон ещё элеватор, похожий отсюда на большую пегую лошадь.
До Серёгиных ушей уже докатывался колокольный звон. Сперва звонили на одной церкви. Потом загудели колокола других церквей.
Звон их соединился, смешался, и Серёге уже трудно разобраться,
где и какой звонит колокол. Скоро их телега катилась по городу, и колокольный звон влился в общий шум улиц.
Мальчик насчитал три церкви. Очевидно, что одна из них - Казанская.
Две других это Преображенская, что на кладбище, и ещё Николаевская?
Есть здесь и пожарная каланча, и старый элеватор.
ЖЕЛЕЗНЫЙ МОСТ
А ещё, конечно же, в Кедровске (Петровске) через Медведицу перекинут мост. Да ещё какой!
…вот они уже миновали большой мост. Над Медведицей его поддерживали не какие-то там деревянные столбы, а огромные железные, крепко спаянные друг с другом. И это тоже поразило Серёгу: откуда могли набрать столько железа, когда их Сивеньках и ржавого гвоздя не найти? А мост висит над рекой, словно в воздухе. Вот чудо-то!
Через мост передвигаются и другие герои книги:
… в тот момент, когда Константин Павлович направился к Камакшеву, Куштаев в сопровождении милиционера шествовал сперва по главной улице, потом по железному мосту через Медведицу прямёхонько в милицию…
КУДРИН МАГАЗИН
Что сделает молодая девушка, попав в город из села? Пойдет на пункт выдачи заказов Конечно же посетит магазин с тканями, чтобы в дальнейшем сшить себе платье (и всё-таки закажет с ВБ купит безделушку). А магазин обосновался в бывшем доме купца Ивана Яковлевича Кудрина, что недалеко от Казанского храма:
Эх, хорошо летят саночки по раскатанному зимнику в Кедровск!
И весело Марьке от быстрого бега лошади и настоянного на ядреном морозце душистого сена в санках. В Кедровске, не раздумывая, словно
по самому наиважнейшему делу, она сразу же завернула в Кудрин магазин. Выбрала отрез синего маркизета на платье, гребенку и кое-что из побрякушек-безделушек, манящих взгляд блеском да необычностью форм.
Ехала Марька (Мария) в город, кстати, по делу. Но она девушка ответственная и после посещения Кудрина магазина сразу поехала его выполнять.
ШКОЛА НА ОКРАИНЕ
На обратном пути в Сивеньки (Синенькие) Марька, забрав по поручению
в городе нового учителя для своего села, заезжает с ним к его матери, проживающей на окраине города в школе.
-На окраине города школу из красного кирпича проезжали? В ней и живет моя матушка. Прямо туда и правьте.
Наиболее вероятно, что это здание бывшей школы №7, т.к. именно в этом направлении нужно выезжать из Петровска в сторону села Синенькие. Вопрос только в том, почему школа из красного кирпича?
МЕЖДУ КЕДРОВСКОМ И СИВЕНЬКАМИ
От города Кедровска (Петровска) до Сивенек (Синеньких) 12 вёрст по большаку - большой наезженной дороге, тракту. Примерно посередине возле оврага есть деревушка Тауза (Рузаевка, что на речушке Тауза).
Большак, по которому они сейчас ехали, хорошо знаком Серёге: он прямо ведет из города в село. На полпути к Сивенькам на дороге прилепилась деревушка Тауза, возле которой через глубокий овраг перекинут второй большой мост, деревянный.
В книге также упомянуто Лопатино, в который ведёт большак. Вдоль него от Петровска до Лопатино большой Татарский лес, в котором раньше скрывались нехорошие люди:
Лесок Колки приткнулся у дороги в Кедровск. Он невелик, и нет в нём ничего примечательного. Много раз проходил его Ведьмедицын, наведываясь в Кедровск. Татарский лес его просто удивил, удивил своей разлапистой протяжённостью - на несколько десятков километров развернулся он вдоль большака, одним концом затерялся в Кедровске, другим - в Лопатине. Именно оттуда, вспоминали старожилы, в былые времена выходили на большак лихие разбойники, грабили-убивали купцов-коробейников, кто из Кедровска в Лопатино иль наоборот ехал с дорогими товарами.
Продолжение в следующей части!
А Вы хотели бы прочесть «Дети своих отцов», книгу, чьи события точно происходят в Петровске и его округе?