Найти в Дзене
Мир звёзд

Как Ольга Остроумова пережила 20 лет лжи и измен, и сумела найти настоящую любовь с Гафтом

Когда я думаю об Ольге Остроумовой, то каждый раз ловлю себя на мысли: как мало мы понимаем, глядя на чью-то сдержанную улыбку с афиши.

За элегантной внешностью и мягкой интонацией этой женщины скрывается целый жизненный роман, полный боли, мужских предательств, невидимой борьбы за свой смысл и счастье.

Я изучала её биографию, интервью, наблюдала за актрисой на экране, много размышляла о том, какой ценой далось ей общественное признание, и чем сегодня измеряется её настоящее человеческое достоинство.

Судьба щедро награждала её творческими удачами, но и испытаний подкинула столько же. Вглядываясь в её биографию и следя за творческой историей, я ловлю себя на мысли: здесь удивительным образом сплелись и женская гордость, и принципиальность, и тихое, почти деревенское умение выстоять, не слившись с обидой даже в самые трудные годы.

Родилась Ольга Остроумова в 1947 году в далёком Бугуруслане Оренбургской области — не самой типичной стартовой точке для советской кинозвезды.

Её семья была самой настоящей интеллигентной советской ячейкой: отец преподавал физику, мама вела дом и воспитание детей, дед был священником. Вот это провинциальное, добротное, кроткое детство стало для Ольги базисом, на который она опирается всю жизнь.

-2

Думаю, корни этой удивительной душевности — в тёплых воспоминаниях о чаепитиях, оркестрах, беседах на кухне.

Как и многие артисты старшего поколения, свой путь на сцену она начала вопреки обстоятельствам. После школы Остроумова уехала поступать в ГИТИС, и это стало первым её самостоятельным вызовом судьбе.

С первого раза поступить в один из главных театральных вузов страны — уже высший балл в биографии девушки из провинции.


А затем случилось чудо: кинодебют в «Доживём до понедельника» — маленькая, но запоминающаяся роль ученицы из фильма Станислава Ростоцкого.

Не прошло и двух лет, как судьба подарила ей ту самую Женю Комелькову в картине «…А зори здесь тихие», где её игра стала воплощением хрупкости и силы одновременно.

-3

Этот фильм для Остроумовой стал не только визитной карточкой, но и профессиональным испытанием — казалось бы, такого успеха хватит на всю карьеру.

Но, как это часто бывает, пик популярности и признание не сделали её жизнь лёгкой. Наоборот: впереди оказались годы борьбы за себя и ту самую «простую женскую радость», которую советское общество часто стыдливо замалчивало.

Мне всегда казалось поразительным, что блистательная кинокарьера не уберегла Ольгу от абсолютно земных женских трагедий. Первый брак с актёром Валерием Носиком продлился недолго.

-4

Но второй — с режиссёром Михаилом Левитиным — на первый взгляд казался идеальным. Ради семьи, как и многие женщины её поколения, Ольга готова была пожертвовать многим: делала паузы в работе, создавала для мужа идеальный тыл, растила детей (у пары родились Оля и Михаил).

-5

Но под этой бронёй скрывалось главное испытание: Остроумова пережила двадцать лет постоянного обмана, слухи о многочисленных изменах мужа долгие годы были не слухами, а суровой реальностью.

И на этом фоне мне особенно горько и близко мотивация её поступков: она не устраивала скандалов, не эксплуатировала общественное внимание к своей боли, а терпела, надеясь на перемены.

Я считаю, что этот этап — не про безвольность, а про ту самую русскую женскую силу, когда ты сначала думаешь о детях, а уж только потом о себе.

-6

Развод совпал с самыми тяжёлыми для страны временами — 90-ми. То, что в этот период актриса — всенародная любимица! — осталась без работы и без стабильного дохода, до сих пор вызывает у меня внутренний протест.

Ольга рассказывала, что была готова мыть полы и торговать на рынке. В её голосе не было стыда — только трезвое понимание, что главное сейчас — выстоять ради семьи.

Ломка и кризис сделали её только сильнее: именно в этот период случилась судьбоносная встреча с Валентином Гафтом. Их дороги пересекались ещё на «Гараже», но настоящая близость пришла позже, когда оба были свободны и достаточно взрослы, чтобы понять цену настоящей поддержки.

-7

Этот союз был не только про любовь, но про редкую зрелую нежность и абсолютную честность. Важно, что Гафт не только принял, но и искренне полюбил её детей, стал для них настоящей опорой, несмотря на большую разницу в возрасте.

Остроумова не ушла с головой в личную жизнь, а вернулась к театру, став одной из ведущих актрис Моссовета, блестяще сыграв Анфису в «Вдовьем пароходе», Бовари в «Мадам Бовари».

-8

Сама признавалась, что именно непритязательный, вдохновляющий пример провинциальных театров, где люди шьют костюмы своими руками и создают потрясающие спектакли практически на пустом месте, помог ей вновь поверить в профессию.

Сегодня в её жизни главная роль — это роль бабушки пятерых внуков, заботливой мамы и хозяйки, а не только легенды советского экрана. Мне близки её размышления о простоте и уединении: она не гонится за салонной красотой, считает, что счастье — не в косметике, а во внутренней свободе, тепле родного дома и доверии близких.

Для меня Ольга Остроумова — редкий пример целостности. Сквозь славу, предательство, одиночество и — главное — готовность начать жизнь заново она показывает: женская сила вовсе не в идеальности, а в стойкости, в умении прощать и быть благодарной жизни за все, что она ни принесла.

-9

В её судьбе и есть тот самый глубинный смысл: бороться, прощать, любить — и оставаться собой даже тогда, когда кажется, что от старого мира не осталось ничего, кроме воспоминаний.