Найти в Дзене

Разговор о счастье. Творчество художницы Алевтины Архиповской.

В этом году новокузнецкая художница Алевтина Архиповская отпраздновала юбилей. В Кемерово прошла персональная выставка, а в Новокузнецке её работы соседствовали со скульптурой Андрея Богданова в экспозиции «Две персоны» Дома творческих Союзов. Алевтина Архиповская родилась в поселке Кировский Кировского района Приморского края, где не было возможности получить художественное образование. С детства ей нравилось рисовать, поэтому в 15 лет она приехала учиться в Кемерово. После окончания Кемеровского художественного училища стала вместе с мужем Александром Архиповским работать в Новокузнецке. Начинала Алевтина Георгиевна как живописец. Однако в конкурентной творческой среде без авторского подхода было пробиться сложно. Поиски своего почерка привели художницу к своим истокам. Алевтина была одной из трех дочерей в семье и всегда старалась как-то украсить свою одежду, чтобы выглядеть оригинально. Помогали здесь и бабушка-швея, и мама, которая вышивала крестиком. Будучи уже преподавателем в ш

В этом году новокузнецкая художница Алевтина Архиповская отпраздновала юбилей. В Кемерово прошла персональная выставка, а в Новокузнецке её работы соседствовали со скульптурой Андрея Богданова в экспозиции «Две персоны» Дома творческих Союзов.

Алевтина Архиповская родилась в поселке Кировский Кировского района Приморского края, где не было возможности получить художественное образование. С детства ей нравилось рисовать, поэтому в 15 лет она приехала учиться в Кемерово. После окончания Кемеровского художественного училища стала вместе с мужем Александром Архиповским работать в Новокузнецке.

Алевтина Архиповская
Алевтина Архиповская

Начинала Алевтина Георгиевна как живописец. Однако в конкурентной творческой среде без авторского подхода было пробиться сложно. Поиски своего почерка привели художницу к своим истокам. Алевтина была одной из трех дочерей в семье и всегда старалась как-то украсить свою одежду, чтобы выглядеть оригинально. Помогали здесь и бабушка-швея, и мама, которая вышивала крестиком. Будучи уже преподавателем в школе искусств, художница решила вернуться к старому увлечению – взяла в руки ткань, нитки и иглу. Так в 1995 году родилась работа «Легенда». Новой страстью художницы стал гобелен, текстильная аппликация и ручная вышивка.

Легенда. 1995. Шерсть, нитки, 96х65. Ручная вышивка, нетканный гобелен.
Легенда. 1995. Шерсть, нитки, 96х65. Ручная вышивка, нетканный гобелен.

В этом направлении Алевтина Архиповская позже создаст свои лучшие произведения. Это, например, «Объять необъятное» (1996), «Ангел хранитель» (1997), «Мотаня загуляла» (1998), «Ваня» (1998), «Колесо Фортуны» (2019), диптих «Ангел-Свет» и «Ангел-Сумерки» (2001), серия «Цивилизация» (2014). Их отличает яркая декоративность и простота сюжета, в котором на самом деле скрывается глубокое содержание.

Ангел хранитель. 1997. Шерсть, нитки, 90х70. Ручная вышивка, нетканный гобелен.
Ангел хранитель. 1997. Шерсть, нитки, 90х70. Ручная вышивка, нетканный гобелен.

В работе «Комета Хейла-Боппе» (1997) микрокосмос частной жизни соединяется с макрокосмосом Вселенной. Художница обнаруживает космическую гармонию в каждом, даже самом маленьком и бытовом явлении.

Комета Хейла-Боппе. 1997. Холст, шерсть, нитки, 100х85. Аппликация,  ручная вышивка.
Комета Хейла-Боппе. 1997. Холст, шерсть, нитки, 100х85. Аппликация, ручная вышивка.

Особое тепло придает произведениям не только сюжет, но и сам материал, и техника. В каждом стяжке, каждом пришитом кусочке ткани ощущается не только художественное видение, но и любовь. Это неудивительно – ведь все истории взяты из жизни. В «Разговоре о счастье. Мать и дочь» (2018) в форме сказочного повествования перед зрителем предстает эпизод семейной беседы. В этом небольшом фрагменте бытия художница улавливает красоту, значимость и постоянство, которые удается передать языком народного искусства.

Разговор о счастье. Мать и дочь. 2018. Шерсть, бархат, нитки мулине, 105х135. Аппликация, ручная вышивка.
Разговор о счастье. Мать и дочь. 2018. Шерсть, бархат, нитки мулине, 105х135. Аппликация, ручная вышивка.

Свежо и современно ощущаются работы художницы из дерева. Это «Река Томь. Нерест» (2014), «Зона комфорта» (2021), «Дорога к храму» (2021), «Чистый четверг» (2021). В этих панно в полуабстрактных и символических формах художница обращается к чувственному и ассоциативному восприятию зрителя, настраивает его на медитативное погружение в произведение.

Зона комфорта.  2021. Дерево, акрил. 30х30. Ручная обработка дерева.
Зона комфорта. 2021. Дерево, акрил. 30х30. Ручная обработка дерева.

Совсем недавно, в 2023 году, в момент кризиса, который случается с каждым творческим человеком, Алевтина Архиповская открыла для себя новое направление, а именно – горячую эмаль. Самыми интересными в экспозиции можно с уверенностью назвать арт-объекты, в которых художница сочетает объемные формы дерева с вставками эмали. Это совсем новые композиции «Берега» (2024), «Мегаполис» (2024), «Молитва о павших» (2025), «Пробуждение» (2025). В них Алевтина Архиповская достигает органичного сочетания отвлеченной формы с вариативностью возможного прочтения идейного содержания.

Мегаполис. 2024. Медь, дерево, горячая эмаль, 82х22.
Мегаполис. 2024. Медь, дерево, горячая эмаль, 82х22.

Автор: Ангелина Медведева.