Есть музыканты, которых называют "композиторами одной песни".
Есть певцы, которых называют "исполнителями одной песни".
Есть люди, которые, как в том с амом анекдоте, за всю свою жизнь из полезного всего лишь в ресторане передали солонку человеку с соседнего стола.
И почему-то кое-кто упорно называет нашего заслуженного оружейника Николая Фёдоровича Макарова "конструктором одного пистолета". А у некоторых даже поворачивается язык заявить, будто даже этого оружия он не создавал, а тупо содрал всё у сумрачного тевтонского гения.
Но, во-первых, это не так, и во-вторых - тоже не так. Потому что 1) у Макарова есть кое-что интересное и помимо ПМ, 2) в своём оружии он не только сосредоточил самые лучшие мысли других изобретателей, но и привнёс немало своего, оригинального.
Начнём с того, что в 1947 году был объявлен конкурс на создание нового пистолета для офицерского состава. Прежний - ТУЛЬСКИЙ ТОКАРЕВА, с которым прошли всю войну, очевидно, уже никого не устраивал по целому ряду причин. Легендарный НАГАН также устарел морально и физически. Да и Великая Отечественная показала, что среди трофейного оружия встречается очень много довольно интересного, и хотелось бы нам такое же, но - родное, собственное.
Долгое время не могли решить, какой же калибр взять за основу - 7,62×25 мм ТТ, 7,65х17 mm SR Browning или 9 мм Browning Long. Наш патрон отмели, посчитав, что он обладает излишней пробиваемостью и слабым останавливающим эффектом. Остановились на Браунинге.
Сергей Гаврилович Симонов предложил на конкурс свою версию пистолета под 7,65.
В том же русле работал и уже знакомый вам конструктор Сергей Александрович Коровин, чей пистолет также питался патронами 7,65 (я упоминал о нём в статье ПИСТОЛЕТ КОРОВИНА).
Свою работу выставили конструкторы Анатолий Анатольевич Климов и Александр Иванович Лобанов.
На конкурсе отметился и Игорь Яковлевич Стечкин. Правда, его первый опыт оказался неудачным, но данный образец в дальнейшем послужил основой для создания другого оружия, сделавшего автора знаменитым. О нём я расскажу отдельно.
И так далее. Помимо них в конкурсе участвовали и другие более или менее известные люди - Константин Александрович Барышев (см. ПИСТОЛЕТ БАРЫШЕВА), Павел Васильевич Воеводин (см. ПИСТОЛЕТ ВОЕВОДИНА), Георгий Васильевич Севрюгин и пр. Кстати, Фёдор Васильевич Токарев тоже решил участвовать в состязании, предложив новую версию своего же ТТ. Правда, она почти ничем не отличалась от старой.
Проверив всё это добро на испытаниях, военные пришли к выводу, что 7,65 как-то маловат, и ставку надо бы сделать на бОльший калибр. По каким-то причинам существующий патрон 9 мм от Браунинга им не понравился, и в итоге пришлось создавать свой, советский, тоже 9 мм, но об этом чуть ниже.
Не буду описывать, чем все представленные выше образцы отличались внутри (хотя, полагаю, именно этого вы от меня и ждёте), получится очень длинно и непрофессионально, а у нас тут про эпонимы.
Скажу только, что по условиям конкурса надо было предложить пистолет со свободным затвором и самовзводным ударно-спусковым механизмом. Прям как у Walther РР (о котором я ничего не написал в статье ВАЛЬТЕР).
Так вот, если исходить из патрона, ибо любое (или почти любое) оружие создаётся под патрон, а не наоборот, то тот самый 9×18 мм унитарный боеприпас с бесфланцевой гильзой был создан не в 1947-м, когда проводили конкурс, а лишь в 1951-м году. Разработал его советский оружейник Борис Владимирович Сёмин. Позже этот патрон стали именовать 9×18 мм ПМ.
Но это случилось только после того как в конкурсе победил ПИСТОЛЕТ МАКАРОВА, к которому, однако, было предъявлено немало претензий с требованием устранить их. Что и было сделано.
Теперь о самом образце-победителе.
ПМ в целом похож на Walther PP, хотя его ударно-спусковой механизм устроен совершенно иначе, отличия есть в защёлке магазина и предохранителе, плюс добавлен рычаг затворной задержки. При этом отрицать факт заимствований у немцев тоже не стоит - например, у того же Вальтера Макаров взял откидную спусковую скобу как ограничитель хода затвора.
В целом ПМ получился проще, чем Walther PP - в нём всего 32 детали против 51 у немца. И хотя меня за эту мысль уже крыли здесь матом, я всё-таки повторю её: чем больше элементов содержит система, тем больше вероятности отказа любого из них, и тем чаще случаются поломки. И наоборот: чем механизм проще и чем меньше в нём деталей, тем реже он будет ломаться. Можете ругаться дальше.
Отмечают, что Николай Фёдорович Макаров не просто автоматически перенёс что-то интересное в свою конструкцию, а провёл огромную работу по отлаживанию работы механизмов, доводя их до идеала. В частности, ему удалось практически полностью устранить задержки при стрельбе, вызванные утыканием патрона в скос патронника. Он сумел добиться идеального соотношения высоты расположения верхнего патрона, геометрии и наклона скоса патронника, зеркала затвора-кожуха и конструкции выбрасывателя.
ПМ имеет свободный затвор, а запирание ствола происходит за счёт инертной массы затвора. Ударно-спусковой механизм двойного действия с открытым курком. Свободный ударник не имеет пружины, которая удерживала бы его в заднем положении.
После того, как вставлен магазин и дослан патрон в патронник, пистолет можно поставить на предохранитель. При этом происходит безопасный спуск курка с боевого взвода, курок отходит от ударника и блокируется, спусковой крючок уходит вперёд и тоже блокируется.
Наличие блокировки затвора отличает ПМ от всё того же Walther PP, который можно перезаряжать при включенном предохранителе. Пистолет рекомендуется носить при включенном предохранителе, хотя, я слышал здесь неоднократно, в лихие 90-е правоохранители так не поступали, и ничего, живы (точнее - может, потому и живы).
Ещё одно отличие от немецкого пистолета в том, что перед выстрелом флажок предохранителя, расположенного на левой стороне задней части затвора, нужно перевести в нижнее положение в позицию «огонь» (а у Walther PP - в верхнее, что не совсем удобно).
При первом нажатии на спусковой крючок одновременно взводится курок, поэтому для спуска требуется большее усилие, чем при взведенном курке - около 3,5 кг. После первого выстрела курок будет взведён (поставлен на боевой взвод), и для выстрела достаточно короткого нажатия с усилием около 1,5 кг. (У Walther PP при взведённом курке этот параметр составляет 2,7 кг, в режиме самовзвода - 5,9 кг.)
Магазин вмещает 8 патронов (считается, что это одна из главных причин, ко которой в итоге было решено вместо ПМ создать что-то новое, с большим боезапасом, но тогда это казалось нормой).
А в целом Макаров сделал очень много для того, чтобы каждая деталь в его пистолете была многофункциональной - именно поэтому их общее количество столь невелико. Например, затворная задержка служит одновременно отражателем гильз. Двуперая пластинчатая боевая пружина служит одновременно пружиной рычага взвода и пружиной шептала, а также пружиной отбоя курка (изгиб её широкого пера) при постановке на предохранительный взвод. Нижний конец пружины является пружиной защёлки магазина. Правда, некоторые детали (в частности, боевая пружина и предохранитель) имеют довольно сложную форму. Но в дальнейшем изменение технологии позволило упростить и удешевить производство.
Дополнительно: длина ПМ - 161 мм (у Walther PP - 170 мм), масса без патронов составляет 0,73 кг, со снаряжённым магазином - 0,81 кг (у немца, правда, 0,682 кг и 0,750 кг, соответственно).
Непостижимым для многих фанатов всего зарубежного фактом стало то, что ПМ в итоге получился более надёжным и более ресурсным, чем взятый за основу Walther PP.
Пишут, что при стрельбе из ПМ на 25 метров стандартными патронами 57-Н-181 радиус рассеивания R100 составляет 75 мм, а на 50 метров - 160 мм. На дистанции 10 метров радиус рассеивания всего 35 мм.
Убойное действие пули ПМ сохраняется на дальности до 350 метров, хотя никому и в голову не придёт прицельно стрелять в кого-либо с такого расстояния. Обычно это делают на дистанции 10–15 метров.
ПМ выпускался по лицензии в нескольких странах: в ГДР под названием Pistole M, в Болгарии - Arsenal Р-М01, в Китае - Type 59. Немецкая фирма Simson после объединения Германии производила гражданскую версию Simson-Suhl Makarov. В этих модификациях отличия от оригинала, как правило, сводились к маркировке и форме отдельных элементов конструкции.
В конце 80-х было решено усовершенствовать это оружие, чтобы повысить его боевые характеристики. Помимо ПИСТОЛЕТА СЕРДЮКОВА, ПИСТОЛЕТА ЯРЫГИНА и ГШ-18 был предложен ПИСТОЛЕТ МАКАРОВА МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ (ПММ). Его создавал уже не сам Макаров, а конструкторы Борис Плецкий и Рашид Шигапов, причём специально для такого случая на Тульском патронном заводе разработали новый патрон 9х18 ПММ, с более легкой пулей со стальным сердечником, заостренной головной частью и усиленным пороховым зарядом. Начальная скорость повысилась с 315 м/с до 410–435 м/с, а дульная энергия - с 300 Дж до 500 Дж. Пуля пробивала бронежилет Ж-81 на дистанции 10 метров и лист стали толщиной 3 мм с 20 метров.
Помимо этого в конструкции пистолета была усилена рамка, увеличена масса затвора, а в патроннике появились спиралевидные канавки, увеличивающие сопротивление трением при движении гильзы назад и обеспечивающие таким образом торможение отката затвора и снижение отдачи. Рукоять получила более удобную форму.
Однако широкого распространения ПММ не получил, как и боеприпас к нему.
Учитывая то, что Макаров скончался в 1988 году, кто знает, не потому ли...
Николай Фёдорович Макаров (9/22 мая 1914 - 13 мая 1988) - советский конструктор оружия, Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской и Государственной премий СССР.
Родился в селе Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии (теперь это город Сасово Рязанской области), в семье машиниста-железнодорожника. Учился в ФЗУ, работал слесарем в Сасовском железнодорожном депо, в 1936 году поступил в Тульский механический институт.
Когда началась Великая Отечественная война, Макарова отозвали с преддипломной практики, досрочно присвоили квалификацию инженера и направили в Загорск, на завод, выпускавший пистолеты-пулемёты Шпагина. А потом перевели в Вятские Поляны Кировской области. Институт он завершил только в 1944 году. Но с отличием.
После защиты диплома его направили в НИИ СПВА в Кунцево, где он работал ведущим инженером-конструктором до конца войны.
Внимательно изучив трофейные "штурмгеверы" с кривым стволом, позволяющие "стрелять за угол" (а на самом деле - предназначавшиеся для стрельбы из танков), Макаров в 1946 году создал собственную версию такого оружия. Его разработка называлась «7,62-мм нарезной искривитель ТКБ-401 с шаровой установкой». Правда, в одних источниках пишут, что изделие предназначалась для комплектования ПИСТОЛЕТА-ПУЛЕМЁТА СУДАЕВА. Но в других почему-то изображён АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА.
В любом случае, всё закончилось на стадии испытаний, ибо танкисты, поюзав насадку, пришли в ужас, а кроме того, выявилось, что прицельно стрелять в таком варианте не представляется возможным.
А вот авиационная пушка АМ-23, которую Николай Фёдорович Макаров сконструировал вместе с Николаем Михайловичем Афанасьевым (помните статью ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ АФАНАСЬЕВА?) была принята на вооружение в 1953 году).
И, без преувеличения, потрясающими во всех смыслах этого слова стали легендарные противотанковые комплексы "Фагот" и "Конкурс". Несмотря на то, что они были приняты на вооружение в начале и середине 70-х, оба изделия отлично зарекомендовали себя в боевых действиях самизнаетегде.
...По легенде, в 1974 году супруга конструктора попросила его придумать какое-нибудь приспособление для консервирования, чтобы можно было быстро и просто закатывать банки с огурцами-помидорами.
И, якобы, он тогда изобрёл ту самую закаточную машинку, которой сегодня пользуются десятки миллионов граждан как в нашей стране, так и за рубежом.
Вот только факты говорят о другом. В частности, в книге А.Ф.Наместникова "Консервирование плодов и овощей в домашний условиях", выпущенной в 1959 году, изображено ровно такое же устройство.
Поэтому либо Макаров создал закатку раньше, либо он придумал что-то другое. Например - вот такую крышку с пружинной скобой.
А умер он на пенсии, после седьмого (!!!) инфаркта. Большинству обычных граждан вполне хватает и одного. А тут - семь.
Да, были люди в наше время!..
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!