Найти в Дзене
Николай Стародымов

Мирон Мержанов, личный архитектор Сталина, здание санатория НКГБ проектировал в заключении

Сколько зданий, которые являются гордостью страны, возведено по его проектам и его трудами!.. А его, как и многих других из окружения «Хозяина» - под арест, в ссылку, в «шарашку»… Благо, выжил; а вот жена его, которую заодно сослали в АЛЖИР (Актюбинский лагерь жён изменников Родины) не вынесла заключения и скончалась «на зоне»… И вот ведь что обращает на себя внимание!.. Он ведь не рвался «вверх», не ловчил, чтобы пробраться поближе «к телу». Наоборот: его находили, привлекали, приглашали, предлагали… А расхлёбываться за это пришлось самому же без вины виноватому Мержанову. Между прочим, именно Мержанов разработал проекты Золотых Звёзд Героев – СССР и Социалистического Труда. Ну и ещё раз между прочим: Мирон Иванович состоял в дальнем родстве с Иваном Айвазовским – конечно, это никакого отношения к публикации не имеет, но почему бы и не отметить факт. …Мирон Мержанов (Миржан Мержанянц) родился 23 сентября 1895 года. С молодости целенаправленно учился на архитектора. Своими учителями сч
Иллюстрация из интернета. Спасибо автору коллажа
Иллюстрация из интернета. Спасибо автору коллажа

Сколько зданий, которые являются гордостью страны, возведено по его проектам и его трудами!.. А его, как и многих других из окружения «Хозяина» - под арест, в ссылку, в «шарашку»… Благо, выжил; а вот жена его, которую заодно сослали в АЛЖИР (Актюбинский лагерь жён изменников Родины) не вынесла заключения и скончалась «на зоне»…

И вот ведь что обращает на себя внимание!.. Он ведь не рвался «вверх», не ловчил, чтобы пробраться поближе «к телу». Наоборот: его находили, привлекали, приглашали, предлагали… А расхлёбываться за это пришлось самому же без вины виноватому Мержанову.

Между прочим, именно Мержанов разработал проекты Золотых Звёзд Героев – СССР и Социалистического Труда.

Ну и ещё раз между прочим: Мирон Иванович состоял в дальнем родстве с Иваном Айвазовским – конечно, это никакого отношения к публикации не имеет, но почему бы и не отметить факт.

…Мирон Мержанов (Миржан Мержанянц) родился 23 сентября 1895 года. С молодости целенаправленно учился на архитектора. Своими учителями считал советского архитектора Ивана Жолтовского (подмосковный Зеленоград – его детище) и американского зодчего Френка Райта (отличавшегося новаторством в градостроительстве).

Проживая после Гражданской войны в районе КавМинВод, Мержанов спроектировал и построил здание рынка в Ессентуках, Госбанка в Пятигорске, одно из зданий санатория «Жемчужина Кавказа» в Кисловодске. Мержанов постепенно выработал свой архитектурный стиль, потому сумел выиграть конкурс на строительство санатория РККА в Сочи.

…Как тут удержаться!.. Куратором стройки санатория стал сам Клемент Ворошилов. Вики сообщает, что они стали личными друзьями; и дружили до конца своих дней. И вот ведь: дружба дружбой, а когда Мержанова посадили, Ворошилов не вытащил его на свободу, а когда архитектор после смерти Сталина вышел на свободу, пенять «красному маршалу» за то не стал, и поддерживал, когда тот попал в опалу… Такие вот времена стояли…

По всей вероятности, именно Ворошилов вытащил друга в Москву на должность главного архитектора Хозяйственного управления ЦИК СССР. Вот здесь талант Мирона Ивановича проявился в полном масштабе. Город Комсомольск-на-Амуре, здание Военно-морской академии в Ленинграде, Дом архитекторов в Москве, санатории в КМВ, несколько государственных дач…

В 1933 году – новая ступень вверх: заказ на строительство Ближней дачи Сталина. Вождь остался доволен работой, лично принял архитектора, и поручил возвести несколько объектив: комплекс дач в Мацесте и Гаграх…

С началом войны Мержанов занимался вопросами подготовки Москвы к обороне. Он оборудовал станцию метро Маяковская к знаменитому торжественному заседанию 6 ноября 1941 года…

А в 1943 году архитектора и его семью арестовали и сослали… Кто, за что, наверное, где-то есть информация, да я искать не стал. Какая разница, в самом деле?.. Можно рассуждать и спорить о том, имелся ли враждебный умысел в деятельности Тухачевского или Зиновьева!.. Но что вредного для обороноспособности страны мог сделать человек, который строил санатории?.. Впаяли десять лет по 58-й, а что ему инкриминировали?.. И на основании чьего доноса?..

И отправили Мержанова в уже знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, где он продолжал строить город. Потом лично Виктор Абакумов, на тот момент почти всесильный функционер службы безопасности страны, перевёл зодчего в «шарашку» в Марфино, и поручил спроектировать и построить санаторий НКГБ… Однако потом и Абакумова арестовали, и Мержанова отправили обратно в Сибирь. И вышел на свободу он уже после смерти Сталина. Впрочем, свободу относительную: ему пришлось ещё два года оставаться в Красноярске, где он построил несколько крупных объектов. И только в 56-м Мирон Иванович вернулся в Москву, где трудился в Моспроекте…

За свою столь продуктивную деятельность Мирон Мержанов не удостоен ни одной награды, не заслужил ни одного почётного звания… Ни от столичного начальства, ни от руководства Красноярска (которое обосновалось в построенном Мержановым здании), ни от Комсомольска-на-Амуре (руководство которого вылетает из аэропорта, здание которого некогда строил он же), ни от руководства силовых структур (руководство которых уже век отдыхает в санаториях, рождённых его талантом и трудами), ни от руководства КавМинВод (которое снимает пенки с доходов от его строений)… Никто не удостоил его хотя бы почётным званием, хотя бы посмертно…

Профессии, связанные со строительством, несомненно входят в число самых благородных – ибо их представители обеспечивают нас жильём и комфортом. Однако при том приходится признать, что слишком часто зодчие недополучают от общества именно благодарности, доброго слова, сказанного не с трибуны в абстрактную пустоту, а конкретному человеку за конкретно выполненную работу. Говорят, что архитектура – это музыка в камне; если продолжить аналогию, то получается, что композиторов от зодчества мы и не знаем, в отличие от их коллег от клавиш…