Найти в Дзене
Первый ярус

"Ты предал нас, Левочка,"- Софья Андреевна Толстая в картине Хоффмана "Последнее воскресение"

Совсем скоро, уважаемые читатели, грядет 115-й день памяти Льва Николаевича Толстого. Родившись первоначальной осенью 1828-го, граф завершил свой земной путь 20 ноября 1910-года. Нынешний дзеновский сентябрь целиком был посвящен творчеству любимого писателя. Следуя литературному календарю, известные экранизации творений русского прозаика мы вспомнили как раз ближе к дате его рождения. О героях Толстого в киноверсии "Анны Карениной" можно прочесть здесь: Настала пора поговорить о картинах, где раскрывается жизнь самого классика. Фильмов о судьбе мирового романиста на самом деле не так уж и много. Кинематограф сразу откликнулся на смерть яснополянского мыслителя. Лента 1912 года так и называется "Уход великого старца." Но в Российской империи картину Якова Протазанова не увидели. Семья Льва Николаевича и последователь толстовского учения Чертков выступили против ее выхода. Премьера прошла за рубежом. Советская лента 1984 года режиссера Сергея Герасимова тоже о последних днях пи
"Художественный фильм "Последнее воскресение", 2009 год, Фото- Яндекс-картинки
"Художественный фильм "Последнее воскресение", 2009 год, Фото- Яндекс-картинки

Совсем скоро, уважаемые читатели, грядет 115-й день памяти Льва Николаевича Толстого. Родившись первоначальной осенью 1828-го, граф завершил свой земной путь 20 ноября 1910-года. Нынешний дзеновский сентябрь целиком был посвящен творчеству любимого писателя. Следуя литературному календарю, известные экранизации творений русского прозаика мы вспомнили как раз ближе к дате его рождения.

О героях Толстого в киноверсии "Анны Карениной" можно прочесть здесь:

Настала пора поговорить о картинах, где раскрывается жизнь самого классика. Фильмов о судьбе мирового романиста на самом деле не так уж и много. Кинематограф сразу откликнулся на смерть яснополянского мыслителя. Лента 1912 года так и называется "Уход великого старца."

Но в Российской империи картину Якова Протазанова не увидели. Семья Льва Николаевича и последователь толстовского учения Чертков выступили против ее выхода. Премьера прошла за рубежом.

Фильм Сергея Герасимова "Лев Толстой". Фото- Яндекс-картинки
Фильм Сергея Герасимова "Лев Толстой". Фото- Яндекс-картинки

Советская лента 1984 года режиссера Сергея Герасимова тоже о последних днях писателя. Так сложилось, что на закате жизни Лев Николаевич испытал серьезные личные потрясения. И уход из родового имения до сей поры будоражит умы литературных исследователей. Сотни книг и брошюр написано по следам тех, в общем-то, трагичных событий.

Кинотворение американского режиссера Майкла Хоффмана также рассказывает о том печальном ноябре. "Последнее воскресение" снято по мотивам романа итальянского беллетриста Джея Парини. Художественное осмысление семейной драмы впервые было представлено на Римском кинофестивале осенью 2009 года. Актриса Хелен Миррен за исполнение роли Софьи Андреевны Толстой получила главный приз.

В начале 2010-го картина собрала первые зрительские отклики. Высокую оценку получила экранизация и на родине классика. Фильм награжден почетными наградами российского кинофорума "Золотой витязь." Профессиональное сообщество отметило лучшую режиссуру, актерский ансамбль и музыку к драме Хоффмана.

Британская актриса Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны Толстой. Фото- Яндекс-картинки
Британская актриса Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны Толстой. Фото- Яндекс-картинки

Британская актриса Хелен Миррен, сыгравшая Толстую,любит русскую литературу. Внучка петербургского инженера, не вернувшегося в Россию после революционных событий 1917-го, читает романы Льва Николаевича на языке новой родины. Но толстовских героинь находит жалкими и невзрачными. Исключение делает только для Анны Карениной. Смелый образ взбунтовавшейся женщины, наверное, и держала в уме урожденная Елена Васильевна Миронова, играя жену гения.

Софья Андреевна в ее исполнении безусловный бунтарь. Или доведенная до отчаяния женщина. Это ж с ума можно сойти - отец семейства лишает родных наследования права на издание своих сочинений. "Пустить нас по миру!" - взрывается Софья Андреевна темпераментом Хелен Миррен.

И пусть пройдет еще сто лет, но и тогда исследователи и почитатели Льва Николаевича не сойдутся во мнении, кто прав и виноват в этой семейной драме. Родная жена восстала против решения мужа, напрочь снося все толстовские шаблоны о единении души и помыслов супругов.

Канадский актер Кристофер Пламмер.Номинация на премию "Оскар" за  роль Льва Николаевича. Фото- Яндекс-картинки
Канадский актер Кристофер Пламмер.Номинация на премию "Оскар" за роль Льва Николаевича. Фото- Яндекс-картинки

И так ли виноват супруг, распорядившись своими интеллектуальными работами по собственному усмотрению. Не подумал о детях? Решил, что они должны кормиться своим трудом? Собственно, так оно и вышло. Сыновья Толстого хоть и разлетелись в буквальном смысле по всему свету, но по миру никто не пошел.

Однако завещание графа юридически было не совсем корректно. Что значит, передать права человечеству, всем русским людям?! За всеми всегда найдется кто-то один. Тот же издатель. И обеспокоенную непременно последующим за этим воровством Софью Андреевну поймет любой здравомыслящий. История самого завещания на самом деле довольно долгая, в кино сосредоточились больше на эмоциональной составляющей.

И будучи по-своему правой, супруга чрезмерно экспрессивно пыталась отстоять семейные интересы. И темной ноябрьской ночью Толстой уходит от скандалов жены: - "Наша жизнь становится невыносимой."

Дочь Саша поддержала отца в тайном уходе из Ясной Поляны. Фото- Яндекс-картинки
Дочь Саша поддержала отца в тайном уходе из Ясной Поляны. Фото- Яндекс-картинки

А Софья Андреевна осталась в родовом поместье, что вместе с другими имениями граф давно передал жене. Живя рядом с гением, восстающего то против церкви, то против собственного творчества, она полвека оберегала этот дом. "Нашу семью держала мама," - признается позднее один из сыновей Толстых.

И урожденная Соня Берс ни на секунду не изменила своему девичьему чувству. "Я снял фильм о любви," - утверждает режиссер. И это правда. Сюжетно его картина выстроена вокруг борьбы за литературное наследство, по сути - это история двух любящих людей, равноправных в своих жизненных желаниях.

Так беспристрастно, не занимая ни чьей позиции, Майкл Хоффман показывает личную драму писателя. Но с огромным уважением к памяти великого старца и его многолетней любви к Софье Андреевне.

Лето 1910 года в Ясной Поляне. Фото- Яндекс-картинки
Лето 1910 года в Ясной Поляне. Фото- Яндекс-картинки

"Они друг друга стоили," - скажет тот же Андрей Львович о своих родителях. И если в советской ленте 1984-го не решились снять хрестоматийный глянец с исторических образов, то Майкл Хоффман со всем почтением попытался показать реальных людей.

По правде сказать, кто ж из российских режиссеров отважится создать на экране настоящего Толстого. По святости отношения он уступает только октябрьским революционерам. Но такова эстетика нашего кино, и спорить с этим вовсе не обязательно. Американский же режиссер с отменным художественным вкусом филигранно выписал образы супругов на грани войны и мира.

Утро  в Ясной Поляне. Фото- Яндекс-картинки
Утро в Ясной Поляне. Фото- Яндекс-картинки

А раздор на экране возникает сразу. Ранним утром под пение петухов Софья Андреевна спускается в спальню мужа и пытается обнять его, еще полусонного. Он же, не уступая нежности жены, упрямо снимает ее руку со своей груди.

В следующих сценах разъяренная супруга вбегает в дом, тряся парижскими газетами: - "Графиня Толстая не общается с мужем. У них разные взгляды на политику и религию." Весь мир следит за событиями в имении русского графа. А двое, казалось бы, умудренных жизнью людей, только усиливают конфронтацию.

Лев Николаевич тайком в лесу, мучаясь сомнениями: - "Она ведь жена мне." - Все-таки подписывает завещание. "Зачем ты меня предаешь?" - вопрос жены так и повиснет в воздухе. "Я родила тебе тринадцать детей," - и в этом ее несокрушимая правда.

Младшая дочь Александра Львовна приняла сторону отца. Фото- Яндекс-картинки
Младшая дочь Александра Львовна приняла сторону отца. Фото- Яндекс-картинки

Но путь отстаивая своей правды графиня выбрала не самый лучший. Тот, что выведет из себя практически любого мужчину. "Тебе не муж нужен, а древнегреческий хор, - скажет после очередной сцены Толстой. - Устраиваешь оперный театр?" И понять восьмидесятилетнего старика, выслушивающего бесконечные истерики такой же не молоденькой жены, вполне себе возможно.

Семейный конфликт на экране предельно ясен. Но за кадром осталась счастливая история долгого супружества и сотрудничества любящих людей: - "Я переписывала "Войну и мир" шесть раз. Мы обсуждали вместе все правки."

Британская актриса Энн-Мэри Дафф в роли младшей дочери Александры. Фото- Яндекс-картинки
Британская актриса Энн-Мэри Дафф в роли младшей дочери Александры. Фото- Яндекс-картинки

Крепость отношений пошатнулась с отходом Толстого от художественного творчества, он все больше и больше сосредоточивался на духовных изысканиях. "МамА отказывается понимать папА с тех пор, как написание романов стало для него второстепенным," - объясняет дочь Александра.

Да, Софья Андреевна отказывалась даже переписывать протестные работы. И ее беспокойство тоже поймет всякий нормальный человек - шутка ли, отлучение от церкви. Недвусмысленно она все чаще намекает, мол, хорошо бы написать что-то вроде "Анны Карениной."

Трещину в семейном союзе усилила и смерть маленького сына, она буквально подломила здоровье родителей. Ванечка родился, когда Софье Андреевне было за сорок, а Льву Николаевичу почти шестьдесят. Мальчик, так похожий на отца, был последней надеждой мыслителя на духовную близость. И в свои семь лет выказывал явные литературные способности. Старшие дети, по признанию писателя, не проявляли никакого интереса к его творчеству. Толстой вообще очень часто сетовал на непонимание в семье.

Жаловался граф на жену совсем как-то не по-мужски и своему новому другу. Последователь толстовского учения Владимир Чертков появился в доме Толстых, когда Лев Николаевич был уже признанным беллетристом и вовсю высказывал собственные взгляды на религию, социальное устройство и жизнь в целом.

Выходец из богатой аристократической семьи очень быстро заручился расположением яснополянского графа и стал решительным образом влиять на Толстого. И пусть считается, что Чертков очень много сделал для популяризации творчества Льва Николаевича в Европе и для распространения его книг в России, но воздействие постороннего человека на семейные отношения Толстых было губительным.

Софья Андреевна возненавидела его практически сразу. "Что у вас общего? - прямо спрашивает экранная Толстая у мужа. - Ты гений, он низкий льстец." Пожалуй, это единственный герой в картине, кого режиссер не любит с очевидной определенностью. Чертков, не стесняясь, вбивал клин между супругами.

"Ты отвернулся от тех, кто действительно тебя любит", - упрекает Толстая мужа, который изо всех сил отстаивает свое право любить Черткова. И законная супруга и новоявленный друг совсем в духе женского соперничества боролись за сердце Льва Николаевича. Ну, и посмотрим правде в глаза, за его деньги.

Ненависть Софьи Андреевны к Черткову взаимна: - "Я мог бы легко вас уничтожить. Да имей я такую жену, как вы, я бы себе пулю в лоб пустил. Или уплыл бы в Америку." Беда в том, что то же самое он пел на ухо и старому графу.

Шотландский актер Джеймс МакЭвой в роли Валентина Булгакова. Фото- Яндекс-картинки
Шотландский актер Джеймс МакЭвой в роли Валентина Булгакова. Фото- Яндекс-картинки

Кто в картине по-человечески тепло проникся чувствами Софьи Андреевны, так это секретарь Льва Николаевича. Из уст Булгакова зритель чаще всего и слышит оправдание жены гения. Он же, как и в жизни, не дал графине утопиться после ухода Толстого из Ясной Поляны.

Валентин Федорович, к слову, много сделал для сохранения наследия писателя. С Чертковым во взглядах он разошелся довольно скоро. С 1916 года до высылки за границу в 23-м занимался музеями Толстого. Свои воспоминания о Льве Николаевиче писал, будучи узником концлагеря. Вернувшись в СССР в 48-м, поселился в Ясной Поляне и до смерти был хранителем дома-музея.

В фильме проходит сюжетная линия и влюбленности последователя толстовского учения в милую девушку Машу. И с высоты своей колокольни, глядя на страсти Толстых, молодой Булгаков признается: - "Я думал, любовь чуть спокойнее."

Кончина писателя в Астапово. Фото- Яндекс-картинки
Кончина писателя в Астапово. Фото- Яндекс-картинки

Софья Андреевна Толстая пережила мужа на девять лет. Она скончалась в своей любимой Ясной Поляне 4 ноября 1919-го, похоронив за три года до этого сына Андрея, так горячо поддерживавшего мать в сложные для нее дни семейного противостояния.

Среди поклонников творчества Толстого бытуют разные мнения относительно его общественных высказываний и личной жизни. Но назвать Льва Николаевича противоречивым человеком вряд ли кто осмелится.

Такой же цельный образ создан и в фильме. И рядом с ним на экране живая и темпераментно пламенная Софья Андреевна. Как и в жизни, она столь же горячо отстаивала свое право на счастливую старость.

Картина Майкла Хоффмана, по оценке многих зрителей, получилась неожиданно теплой и человечной, где понимается позиция каждого. Фильм награжден призами различных кинофестивалей, номинировался и на премию Американской киноакадемии "Оскар."

Актер Томас Спенсер в роли Андрея Львовича. Фото- Яндекс-картинки
Актер Томас Спенсер в роли Андрея Львовича. Фото- Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных просмотров хорошего кино!

А напоследок приведу отзыв о картине Майкла Хоффмана одной из зрительниц, что опубликован на kino-teatr.ru: - "Смотрела впервые в рамках "Закрытого показа." А потом еще сто раз смотрела. И еще двести раз посмотрю."

К почтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылка на публикации об экранизациях творений Толстого здесь: