Найти в Дзене
"Иная жизнь"

Современный автомобиль - путь человека в бедность?

Всем привет! Сегодня хочу поговорить о личном транспорте. Меня часто уговаривают купить машину. Мол, это удобно. А ещё можно на ней зарабатывать, ездить на работу. Вот я и задался вопросом: "А так ли это на самом деле?" Ну что же, начнем. От чего же такого оттолкнуться то?! А погнали. Возьмём наш отечественный автомобиль Лада Гранта. Захожу на сайт официального дилера в Иваново и вижу следующее: Как вам цена? При этом у меня есть понимание что это, по сути, пустая машина. Да и не любят дилеры продавать их без различных дополнительных "примочек", ведь это их заработок. Скорее всего цена того что вы сможете взять сразу придя в салон будет под миллион рублей. Это кстати сразу и подтвердилось, когда перешёл на вкладку о имеющихся в данный момент машин в наличии. Цена начиналась с 829000 рублей. Но для расчётов возьмём эту цифру - 750000 рублей. Допустим я готов ждать машину в такой комплектации месяц-два. Что далее? В более низкие цены не у официальных дилеров я не верю. Уж слишком много

Всем привет! Сегодня хочу поговорить о личном транспорте. Меня часто уговаривают купить машину. Мол, это удобно. А ещё можно на ней зарабатывать, ездить на работу. Вот я и задался вопросом: "А так ли это на самом деле?"

Ну что же, начнем. От чего же такого оттолкнуться то?! А погнали. Возьмём наш отечественный автомобиль Лада Гранта. Захожу на сайт официального дилера в Иваново и вижу следующее:

скрин экрана моего ноутбука
скрин экрана моего ноутбука

Как вам цена? При этом у меня есть понимание что это, по сути, пустая машина. Да и не любят дилеры продавать их без различных дополнительных "примочек", ведь это их заработок. Скорее всего цена того что вы сможете взять сразу придя в салон будет под миллион рублей. Это кстати сразу и подтвердилось, когда перешёл на вкладку о имеющихся в данный момент машин в наличии. Цена начиналась с 829000 рублей. Но для расчётов возьмём эту цифру - 750000 рублей. Допустим я готов ждать машину в такой комплектации месяц-два. Что далее?

В более низкие цены не у официальных дилеров я не верю. Уж слишком много историй, когда покупатель потом обнаруживал что якобы купленный новый автомобиль оказывался уже со скрученным пробегом, или вообще битым; имел какие-либо проблемы.

Гарантия 100000 километров. О чём это говорит? Для меня только о том, что после того как машина преодолеет эту дистанцию, я имею по сути ржавое ведро с болтами, которое имеет неясные перспективы ближайшего будущего. Моё время тоже стоит денег, как и время любого человека. Если я трачу его на ремонт - чем оно отличается от рабочего времени? Для меня лично - ничем. Из опыта других автовладельцев я знаю, что машина, при обычном владении, проезжает в среднем 10000-15000 километров в год. Если машина используется в работе, то километраж увеличивается. В этом случае машину можно ушатать в хлам буквально за 2-3 года.

Сейчас лучшая цена на бензин в моём городе составляет 57 рублей. Это 92 бензин. Сколько потребуется топлива, чтоб автомобиль преодолел расстояние в сто тысяч километров? Понятно что всё зависит от модификации двигателя и режима его работы. Глянул в характеристики: в городском режиме в среднем 9 литров на сто километров. Живём мы все, по сути, в городах, выбираю этот режим для расчета. Да, зимой расход выше. Требуется прогрев. На трассе меньше. Но в среднем, думаю, для расчета будет правильным взять именно средний городской режим.

Сколько нужно же бензина для того чтоб проехать сто тысяч километров? Девять литров умножаю на тысячу и получаю девять тысяч. Девять тысяч в свою очередь умножаю на цену в 57 рублей и получаю: 513000 рублей. И это я ещё не учел страховку, различные мелкие расходы, обслуживание у дилера и так далее. Но складываем 513000 +750000 и получаем 1.263.000 рублей. Фактически понимаю что сумму можно смело округлить до 1.300.000 рублей. и это ещё если учесть что у вас не будет никаких штрафов, во что мне верится с трудом. Но штрафы мы считать не будем, но держим эту возможную статью расходов в уме.

Как сказал в начале статьи, многие люди задумываются о покупке автомобиля когда встаёт вопрос о трудоустройстве. Им нужно ездить на работу, или вообще работа имеет разъездной характер. Ситуация будет у всех разная. Но давайте прикинем что машина используется именно в работе. И как сказал выше, её ресурс используется за три года. Получается итоговую сумму мы должны поделить на три. Что получаем? А получаем мы сумму расходов примерно в 430000 рублей в год, или порядка 36000 рублей в месяц. И это если машина куплена не в кредит! Как вам?

Так, а что вообще по работе у нас получается? Открываю Авито. Смотрю различные вакансии. И нахожу, например, следующее:

Начало объявления
Начало объявления

Условия что вижу
Условия что вижу

Вроде бы всё выглядит достаточно привлекательно и понятно. Особенно для такого регионального городка как Иваново. Может стоит начать так свой новый путь? 😄 Но считаем далее.

Оплата в 13 рублей за километр вроде звучит привлекательно. Но вот вы лично верите в то, что компания будет вам оплачивать каждый километр который вы преодолеете на своём авто? Даже в выходные дни? Мне что-то в это верится с трудом. Но считаем далее.

Я никогда не верю в некое гипотетическое повышение заработной платы. Когда вам говорят (да и то в лучшем случае), что заработная плата "ОТ", вы это минимальное "ОТ" только и получите, если не ещё меньше. Остальное обещанное, вы если и будете получать, то с переменным успехом. Ориентироваться на это постоянно не стоит. Да, не забываем про налоги. Так называемый НДФЛ. Работодатели о нем очень любят умалчивать. Отнимаем от озвученных в объявлений 68000 налог в 13% и получаем на руки сумму 59160 рублей. Вспоминаем что мы насчитали что у нас только расходов на машину на 36000 рублей. Отнимаем и их от этой суммы. Что получим? А получим в итоге сумму в 23160 рублей! Практически минималка. Как вам начало работы в "IT"?! 🤣

Но вспоминаем далее что компания, якобы, компенсирует транспортные расходы из расчёта 13 рублей за километр. Понятно что весь пробег авто они компенсировать не будут, особенно по личным нуждам. Допущу, что в лучшем случае, это будет максимум 80%. Я не по наслышке знаю сколько компенсируют сотрудникам за использование личного авто в рабочих целях. Ни о каких полных 36000 рублей в месяц речи и не идет.

Считаем: 100000 * 80% = 80000 километров. Умножаем на 13 рублей и делим опять на три года. Получаем компенсацию в размере 346000 рублей в год, или 28800 рублей в месяц. И поверьте, это уже достаточно щедрый расчет. По моей личной информации, в моём регионе часто сумма компенсации вообще не достигает и 20000 рублей в среднем. А кому-то проезд вообще никак не компенсируют, совсем.

Добавим к 23160 рублям ещё 28800 рублей и получим 51960 рублей. Вроде уже неплохо. Кажется что можно жить. Но вспоминаем про штрафы. Ведь чем больше вы передвигаетесь на автомобиле, тем выше вероятность их получить. Да и не стоит рассчитывать от компании на хорошие компенсационные выплаты. Вам придётся, скорее всего, за этими выплатами побегать.

Как вы видите, после произведенных подсчетов 68000 рублей у нас быстро превратились в 52000 рублей. Что называется: "Почувствуйте разницу!" Жить конечно можно, но тоскливо. Тоскливо от того, когда знаешь что автомобиль будет стоить дороже (ну не купишь ты его новый за 750000 рублей, нет их сразу в наличии), будут штрафы, подорожание всего, что автомобиль будет только терять свою стоимость, а если ещё попадешь в аварию, вообще всё будет печально... И что-то мне интуитивно подсказывает, что и этих самых 52000 рублей вы вряд ли увидите, а получите немного поменьше.

И приходит понимание, что с современными зарплатами (или ценами на авто) иметь автомобиль и использовать его в целях облегчить жизнь своему работодателю - так себе идея. Ты тратишь деньги, чтоб их зарабатывал кто-то другой. Покупка автомобиля в кредит - это вообще получается "финансовая смерть", так как к этим тратам прибавиться ещё и платёж по кредиту, а он сейчас просто чудовищный.

Иная, конечно, ситуация когда человек целенаправленно хочет на машине зарабатывать и забирать от этого всю прибыль себе, а не отдавать её чужому дяде. Например, пообщавшись с некоторыми таксистами у себя дома, узнаёшь что они предпочитают для этого приобретать с рук недорогие автомобили девяностых годов, которые славились своей надежностью и неприхотливостью. В то время не было редкостью, что на машине был установлен движок "миллионник" и машина была ремонтопригодной и без проблем чинилась в гараже. Эти люди сами занимаются их ремонтом, или имеют хороших знакомых, кто им в этом может помочь. Правда, по словам этих же людей, поиск таких автомобилей с каждым годом становиться всё сложнее и сложнее, как и запчастей к ним.

А что по деньгам? Что если не покупать автомобиль, а положить их на вклад? Сколько получим? Я без проблем, даже сейчас, когда центральный банк понижает ставки нахожу банки, где могу разместить свои деньги под 15% годовых. А от 750 тысяч рублей это 112500 рублей в год, или 9375 рублей в месяц.

Я отчётливо понимаю, что на такие деньги я могу в той же Москве (если поеду туда на заработки) купить безлимитный проездной на месяц и периодически, если возникает такая необходимость, пользоваться услугами такси. У меня не будет никаких проблем с ремонтом и обслуживанием, не придется на это тратить своё время. Не нужно тратиться на страховки; менять при смене температур (зима-лето) резину; бояться что тебе твой автомобиль, пока он стоит во дворе, испортят какие-то вандалы, и что тебе "прилетят" штрафы на энную сумму.

Даже если я переберусь в Иваново, то чтоб съездить на участок в выходные дни, позаниматься там делами, или просто отдохнуть, мне легче на том же мопеде, или использовать общественный транспорт. Это обойдется значительно дешевле чем покупать и содержать новый автомобиль. Покупку подержанного авто по более низкой цене я всё равно воспринимаю как некую лотерею, так как понимаю что придётся заниматься его ремонтом, нужно будет для этого место и время. Или же придется пользоваться услугами специалистов, им платить и тогда не известно какая сумма расходов вылезет в итоге. Результат не предсказуем.

Иногда меня смешит когда человек продаёт старый автомобиль и мотивирует своё нежелание уступить в цене тем что: "Стоимость и так чуть ли не по цене мопеда!" Вот только ремонт мопеда обходиться значительно дешевле (да и достать запчасти на него намного проще и легче), его проще где-то разместить, ему не нужна страховка, с него не платятся налоги.

В общем, пока новые автомобили существенно не подешевеют (в разы), их покупка, как правило, не будет экономически оправданной. Давно известно - цена хорошего нового автомобиля не должна превышать среднего уровня зарплаты, что среднестатистический человек способен заработать за один год. У нас в стране уровень цен на автомобили, как минимум, в два раза выше. Стоит так же учесть, что те среднестатистические показатели что нам демонстрируют, это так называемая "среднестатистическая температура по больнице". Один ест мясо, другой капусту, а в среднем мы все едим голубцы. Для того, чтоб оценивать собственные возможности и потребности для покупки авто, лучше всего исходить из собственных доходов. Как сделать расчёт, я думаю, вы поняли.

На сегодня, пожалуй закончу. Надеюсь я натолкнул читателей на определенные размышления и мысли. Понимаю что у каждого всё равно будут свои расчеты и свои желания. Кто-то так и не сможет отказаться жить не по потребностям и любыми путями будет оправдывать собственные излишние траты. Ну да это его дело. Путь таких транжир мне заранее известен. На сегодня с вами прощаюсь. Всем пока! А свои мысли вы можете высказать в комментариях. Их с удовольствием прочитаю не только я, но и другие читатели.