Найти в Дзене

Роковые женщины Льва Толстого

Софья Андреевна Толстая (Берс) — жена Супруга Льва Николаевича Толстого была довольно значимой в его жизни. Помимо ведения хозяйства, воспитания детей, которых родилось 13, она занималась рукописями мужа. Переписывала их, переводила, была первой читательницей. Сам отец семейства никогда не скрывал своих романтических пристрастий, и пока жена рожала и восстанавливалась, мог «пригреть» горничную. В день свадьбы с Софьей Лев Николаевич вручил ей дневник со своими любовными похождениями. «А я не буду плакать из самолюбия. Не хочу, чтоб он видел, как я мучаюсь, пусть думает, что мне всегда легко» (С.А. Толстая) Для молодой женщины эти откровения стали настолько болезненными, что она представляла, как супруг мечтает о других, когда близок с ней. Этим она объясняла свою холодность к мужу. «Левочка все больше и больше от меня отвлекается. У него играет большую роль физическая сторона любви» (С.А. Толстая) Сильная ревность к воображениям, да и ко всем, кому Лев Николаевич оказывал внимание, выз
Тютчева, Толстая и Базыкина
Тютчева, Толстая и Базыкина

Софья Андреевна Толстая (Берс) — жена

Супруга Льва Николаевича Толстого была довольно значимой в его жизни. Помимо ведения хозяйства, воспитания детей, которых родилось 13, она занималась рукописями мужа. Переписывала их, переводила, была первой читательницей.

Сам отец семейства никогда не скрывал своих романтических пристрастий, и пока жена рожала и восстанавливалась, мог «пригреть» горничную.

В день свадьбы с Софьей Лев Николаевич вручил ей дневник со своими любовными похождениями.

«А я не буду плакать из самолюбия. Не хочу, чтоб он видел, как я мучаюсь, пусть думает, что мне всегда легко» (С.А. Толстая)

Для молодой женщины эти откровения стали настолько болезненными, что она представляла, как супруг мечтает о других, когда близок с ней. Этим она объясняла свою холодность к мужу.

«Левочка все больше и больше от меня отвлекается. У него играет большую роль физическая сторона любви» (С.А. Толстая)

Сильная ревность к воображениям, да и ко всем, кому Лев Николаевич оказывал внимание, вызывала даже агрессивный настрой.

-2

Так случилось с замужней фавориткой Аксиньей Базыкиной, Софья в сердцах говорила, что мечтала уничтожить соперницу.

Толстой потерял голову от крестьянки еще до свадьбы с Софьей Берс (об Аксинье мы еще поговорим дальше).

Аксинья родила сына Тимофея, которого отец предположительно признал. Сама «великая» любовь приходила в имение и мыла там полы.

Софья Андреевна, на тот момент уже законная супруга, сильно ревновала и пренебрежительно писала в своём дневнике: «Просто баба, толстая, белая, ужасно».

-3

Законная супруга Софья имела доступ ко всем рукописям, но одну работу Толстой всё же прятал от неё сначала у друзей, а потом в обшивке кресла.

Повесть «Дьявол» описывала отношения аристократа с замужней крестьянкой.

Герой мечтательно вспоминает о ней: «…тот же грудной голос, говорящий «голомя̀», тот же запах чего-то свежего и сильного, и та же высокая грудь, поднимающая занавеску, и всё это в той же ореховой и кленовой чаще, облитой ярким светом».

Несмотря на все любовные похождения Толстого, Софья прожила с ним в браке 48 лет.

-4

Она любила мужа, смотрела на него с вожделением, но всю жизнь память возвращала её к тому дневнику.

Возможно, не подари Толстой записи своих похождений юной супруге, их семейный союз мог быть полон романтических отношений, а не ревностью.

Любовь до брака

Валерия Арсеньева

Лев Николаевич стал опекуном девушки в 1856 году, когда та лишилась родителей.

Валерии было 20 лет, она считалась уже засидевшийся в девках.

-5

Настоятельно рекомендовали Толстому взглянуть на девицу, и Толстой, уже в то время ищущий романтические связи, не стал отказываться.

С Валерией его связывала длительная переписка. В основном он писал ей о том, как нужно правильно жить, словно воспитывал её.

Когда девушка возмущённо ответила, что он только читает ей нотации, писатель сказал, что спутница должна быть готова к семейной жизни.

«Одно из двух: или вам надо потрудиться и догнать меня, или мне вернуться назад для того, чтобы идти вместе. — А я не могу вернуться, потому что знаю, что впереди лучше, светлее, счастливее. Валяйте на почтовых, я вам буду помогать, сколько могу…»

Вскоре переписка была остановлена, и Валерия вышла замуж за влюблённого в неё молодого мужчину.

Толстой об этой связи написал роман «Семейное счастье», в котором как будто пытался оправдаться перед Валерией и перед собой за то, что расстался с ней.

Екатерина Тютчева (старшая дочь поэта Фёдора Тютчева)

-6

Толстой продолжал искать женщину не легкомысленную, а ту, что свяжет с ним свою судьбу.

«Тютчева начинает спокойно нравиться мне… Потихоньку, но захватывает меня серьёзно и всего»

Тютчева его привлекла своей холодностью. Появилось желание растопить её сердце и жениться без любви. Но вскоре возвышенные требования Екатерины к жениху охладили пыл Толстого. Девица мечтала быть с мужем в равных отношениях, что было для девятнадцатого века неприемлемым. Екатерина замуж так и не вышла.

Аксинья Базыкина

Замужняя крестьянка, муж которой был в постоянных разъездах, стала новой любовью после Тютчевой.

Аксинья в молодости, современная фото реконструкция
Аксинья в молодости, современная фото реконструкция

Уж этого Толстой от себя никак не ожидал! Он был одержим!

Страдал от любви и признавался в том, что так никогда в жизни ещё не любил.

Связь длилась почти три года.

Фото Аксиньи было сделано только когда ей было уже 70 лет
Фото Аксиньи было сделано только когда ей было уже 70 лет

Высокое положение в обществе не позволило Толстому жениться на крестьянке.

Романтическая связь тут же была разорвана, как только писатель женился на Софье Берс.

В этой любовной истории родился сын Тимофей. Он позже работал кучером у своего отца.

После женитьбы Лев Николаевич Толстой не заводил романтических отношений, но изменял жене с горничными.

Все свои нереализованные страсти описывал в романах, а Софья Андреевна корила его тем, что он уже старый, а всё туда же.