Найти в Дзене
Валентина Рих

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ – Машенька, ну как же так, я ж к тебе со всей душой, а ты мне рваненькую купюру подсунула, – подбоченясь и хитро подмигнув провизору, заявила покупательница. Мария растерянно посмотрела на стоявшую у прилавка немолодую женщину, лихорадочно вспоминая, знакома ли та, или на бейджике имя увидела? Похоже та позволила себе фамильярность. – Простите, такого быть не могло. – вежливо ответила она. – Ну как же не было, было, рваненькую дали. Я тебе пятитысячную, ты на сдачу - две тыщи. Одна нормальная, а другая-то рваная, как раз посредине. – Странно, сейчас редко кто наличными деньгами расплачивается, в основном по карте, я бы запомнила. – Это ты делаешь вид, что не помнишь! Всё ты помнишь. – Знаете, у нас здесь камера установлена, если хотите, мы можем проверить. Когда я вам купюру рваную выдала? Дату назовите, пожалуйста. – Ну, я точно не помню дату, помню в декабре было. – Как в декабре? Сейчас уже октябрь. Почти год прошёл, – с удивлением воззрилась Мария на

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

– Машенька, ну как же так, я ж к тебе со всей душой, а ты мне рваненькую купюру подсунула, – подбоченясь и хитро подмигнув провизору, заявила покупательница.

Мария растерянно посмотрела на стоявшую у прилавка немолодую женщину, лихорадочно вспоминая, знакома ли та, или на бейджике имя увидела? Похоже та позволила себе фамильярность.

– Простите, такого быть не могло. – вежливо ответила она.

– Ну как же не было, было, рваненькую дали. Я тебе пятитысячную, ты на сдачу - две тыщи. Одна нормальная, а другая-то рваная, как раз посредине.

– Странно, сейчас редко кто наличными деньгами расплачивается, в основном по карте, я бы запомнила.

– Это ты делаешь вид, что не помнишь! Всё ты помнишь.

– Знаете, у нас здесь камера установлена, если хотите, мы можем проверить. Когда я вам купюру рваную выдала? Дату назовите, пожалуйста.

– Ну, я точно не помню дату, помню в декабре было.

– Как в декабре? Сейчас уже октябрь. Почти год прошёл, – с удивлением воззрилась Мария на странную женщину.

– И что? Я понесла материальный ущерб, получила психологическую травму. Мне мою тысячу верни!

Понимая, что, несмотря на всю абсурдность, ситуацию как-то надо разруливать – склока в аптеке не нужна.

Тем было неприятнее, что в помещение вошли новые покупатели. Они с любопытством смотрели на происходящее. Провизор постаралась взять себя в руки, надев дежурную улыбку, обратилась к женщине, как доктор к больному.

– Скажите, пожалуйста, как к Вам обращаться можно?

– Барбара Брыльска.

Мария сделала вид, что не углядела издевку.

– Хорошо, Барбара. Вы говорите, что год назад я Вам выдала рваную купюру. Вспомните, какие лекарства Вы покупали.

Брыльска закатила глаза.

– Да откуда я помню-то. Сожителю покупала. Ты мне тыщу дай и разойдемся по добру.

– Ну, Вы же понимаете, что без установления факта покупки, речи не может быть ни каком возврате или обмене денег. Позвоните своему мужу, может быть он вспомнит. Посмотрим в компьютере, в истории покупок.

– Сама и звони своему любовничку.

Мария вытаращила глаза на покупательницу.

– Какому??

– А-а у тебя их несколько??

– Дама, Вы о чем? Я замужем. Давно. Давайте-ка прекратим этот балаган, иначе мне придется полицию вызвать.

– А вызывай, я всё как на духу расскажу. Тоже мне мамзеля, ни рожи, ни кожи, а чужих мужиков уводишь? Да у нас, может быть любовь была большая, а ты явилась, всё испортила. Тыщу возвращай!

– Отойдите, пожалуйста, от кассы, я обслужу покупателей.

– Да щас! Я всему народу расскажу, какая ты дрянь. Люди добрые! Прикиньте, мало того, что мужика у меня увела, да ещё и деньги фальшивые подсунула. А он ей букетики, цветочки, всю аптеку завалил, а она дурочку из себя строит.

И тут до Марии, наконец-то стало доходить, что эта склочница просто пытается её развести. Не было ни покупок лекарств, ни пятитысячной купюры, ни сдачи с неё. Не было! Тётка решила свести с ней счёты за Павла, который прилип, как банный лист, ухаживал за ней полгода, было пропал, но снова появился. И никакие увещевания, просьбы не воздействовали на него, он не хотел слышать, что она замужняя, многодетная, что ничего не собирается менять в своей жизни. Павел был настойчив. Он, действительно, дарил ей цветы, которые, она оставляла в аптеке или раздавала девочкам. Муж знал о поклоннике. Злился. Порывался встречать её с работы, но графики не совпадали.

Со временем, Мария нашла правильное решение, внушив Павлу, что они замечательные друзья, таковыми и останутся.

И вот, что называется, прилетело.

– А знаете, я Вам отдам тысячу. Пусть она покроет Ваши издержки на цветы, – Мария достала свою сумочку, вытащила кошелек и телефон, – А чтобы Вам не пришло в голову прийти ещё раз, зафиксируем факт передачи денег.

– Ещё чего, щас, буду я светиться у тебя в телефоне!

– А Вы поднимите голову, вон там камера, она уже всё зафиксировала. Так берёте тысячу или так пойдёте?

Брыльска, задрав подбородок, презрительно посмотрев на Марию, процедила.

– У тебя, милочка, каузальная атрибуция, – высокомерно бросила она, где-то услышанные, умные слова, – До встречи. – и гордо пошла на выход.

Мария смотрела в след этой странной женщине и очень хорошо понимала, почему Павел сбежал от Барбары Брыльской. Не повезло.

-2

_________________________

Каузальная атрибуция* – это психологический процесс приписывания причин действиям, поведению и событиям других людей и самому себе, основанный на восприятии и жизненном опыте индивида. Простыми словами, это объяснение, почему кто-то поступил так или иначе, часто в условиях недостатка информации, когда приходится домысливать.