Давайте жить, пока мы живы.
(Иоганн Вольфганг Гете).
Однажды в беседе с одним моим приятелем психотерапевтом Марком у нас зашла тема о людских страхах. Будучи высококвалифицированным врачом-психотерапевтом, он рассказывал мне истории из жизни своих пациентов, конечно же, сохраняя при этом полную конфиденциальность. Он приводил мне разные примеры из жизни людей, мы много спорили на тему религии и психотерапии. И я не могла не задать ему этот вопрос:
- Ежедневно к тебе за помощью обращаются люди. Кто-то хочет решить свои семейные проблемы, кто-то хочет разобраться в себе. У кого-то низкая самооценка. Но скажи мне, какой больше всего страх пугает твоих пациентов? Чего они боятся?
- Ну, разумеется, 99 % процентов людей испытывают один и тот же страх – страх смерти, - усмехнувшись, сказал он.
- Почему тебя это забавляет? – удивилась я. Признаться честно, я и сама изредка подумывала о том, что наша жизнь очень быстротечна. Эти мысли пугали меня. В голове тут же возникали различные картины, как бы могла закончиться моя жизнь. Кто бы мы ни были, чем бы мы ни занимались, никто из нас не может точно назвать дату своей смерти.
- Тебя тоже посещают такие мысли? – продолжая усмехаться, задал мне вопрос мой приятель.
- Я думаю, они посещают каждого человека, это нормально, - неуверенно ответила я и пожала плечами.
- Почему тебе кажется это нормальным? – продолжал задавать мне вопросы Марк.
- Возможно потому, что мы все понимаем, что не вечны. И что когда-нибудь это все закончится.
- И все же, что пугает тебя больше всего: то, что это закончится, или то, что ты не можешь сказать, когда именно это закончится? – Марк умел задавать вопросы. Он был профессионалом в своем деле, и даже в дружеской беседе я иногда чувствовала себя как на приеме у психотерапевта. Я задумалась над его вопросом. После недолгой паузы, я ответила:
- Думаю, что меня пугает неизвестность того, когда именно. Я иногда думаю, а вдруг моя смерть застигнет меня в самый неподходящий момент, и я не успею завершить все то, что задумывала.
Неожиданно для меня, Марк рассмеялся. Его смех немного смутил меня и даже обескуражил. Перестав смеяться, он произнес:
- Извини меня. Это не связано с твоими словами. Безусловно, я понимаю, что ты имеешь в виду. Просто все мои пациенты отвечают на этот вопрос точно так же, как и ты. Это меня сильно развеселило. Но все же, я должен ответить тебе на вопрос, который ты задала мне в самом начале: почему меня это так забавляет. Каждый раз, когда я слышу этот ответ, я прошу своего пациента представить, что его смерть это не конец, а переход на новый уровень? Как врач, я скептически отношусь к таким вещам. Но они помогают мне понять истинные страхи пациента.
- Что значит переход на новый уровень? – растерянно переспросила я.
- Это значит, что когда ты умираешь, твоя земная жизнь заканчивается. Но начинается жизнь вне телесная. Если бы ты знала, что не умираешь, а лишь переходишь на новый уровень своего сознания, ты бы перестала бояться смерти? – спросил Марк, слегка улыбнувшись.
- Ты имеешь в виду все эти истории про ад и рай, и потустороннюю жизнь на небесах, а которой грезят большинство людей? – недоверчиво переспросила я.
- Пусть так, - немного задумавшись, согласился Марк, - религия тоже сюда относится.
- Если бы я знала, что моя жизнь не заканчивается, а продолжается, но как-то по-другому, то тогда я, конечно бы, не испытывала страха смерти, - я удовлетворённо кивнула головой.
- Так я и думал, - Марк рассмеялся, - всем людям хочется думать, что их жизнь никогда не закончится. Сейчас я рассажу тебе одну историю, которая произошла со мной пару лет назад.
Однажды от своего старого знакомого, который долгое время путешествовал по Индии, я узнал о городе мертвых – Варанаси. Мне стало интересно, что это за город и почему он носит такое название. Мой приятель воодушевленно стал рассказывать мне о том, что у индусов есть вера в то, что этот город священный. Он расположен на берегу реки Ганг. Варанаси считается священным центром Индии и привлекает индуистских паломников. Там они совершают похоронные обряды и омовения в водах священного Ганга. Набожные индуисты верят в то, что если умереть в Варанаси и быть кремированным на его берегах, ты избавляешься от череды бесконечных перерождений и обретаешь шанс получения мокши (освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования). Ежедневно сотни людей, желающих умереть в Варанаси, приезжают в этот город в надежде на «спасение души».
Я слушала Марка, затаив дыхание. Мне и самой было интересно побывать в этом городе. И однажды мне это удалось. Мое путешествие по Индии было удивительным и оставило невероятные воспоминания у меня в памяти. Марк продолжал:
- Мой приятель рассказал, что почувствовал в этом городе невероятную энергетику. Словно время там остановилось. Его перестало волновать, что будет завтра, все проблемы словно покинули его беспокойный ум. Один из индусов предложил ему посетить необычный дом, в который люди приезжают ждать своей смерти. «Мукти Бхаван» или «Дом спасения» – отель, который существует на пожертвования людей. В нем останавливаются люди, приезжающие в Варанаси умирать. Обязательное условие этого отеля – вы не можете жить в нем более двух недель. Это означает, что человек, который хочет умереть в Варанаси, должен чувствовать, что смерть настигнет его в течение этого срока. Живущих в нем больше двух недель мягко просят покинуть его стены. Но есть и те, кто живет там годами. Эти люди сами добывают себе пропитание. А точнее, едят то, что приносят им жители Варанаси. Их не беспокоят условия, в которых они живут, их не волнуют материальные и прочие трудности – они знают, что приехали сюда умереть. И покорно ждут своей смерти. Когда я узнал об этом отеле от своего приятеля, мне сразу же захотелось поехать в Варанаси. Как психотерапевта, меня буквально распирало любопытство пообщаться с этими людьми и узнать их мысли и чувства. И я поехал. Я не буду углубляться в рассказ о том, как Индия вызвала во мне культурный шок, - Марк усмехнулся и подмигнул мне, - ты и сама это знаешь. Ведь ты долгое время путешествовала по этой удивительной стране.
Я кивнула. Марк был прав. Индия была одной из моих любимых стран. Индия стала той страной, в которую мне хотелось возвращаться вновь и вновь. Страной, при воспоминаниях о которой, у меня на лице появлялась улыбка, а на глазах выступали слезы радости и счастья. Марк продолжил:
- Мне без труда удалось найти отель, о котором рассказывал мне мой приятель. Практически каждый таксист в этом городе знал, где он находится. Поймав моторикшу (тук-тук, мототакси — крытый трёхколёсный мотоцикл или мотороллер, предназначенный для перевозки пассажиров или груза), я поехал в этот отель. Мой приятель предупредил меня о том, что в отель пускают всех. В том числе и туристов. Но настоятельно рекомендовал мне дождаться утра. Поэтому я принял решение поселиться в ближайшем соседнем отеле. Когда я добрался до места, солнце уже село, и было довольно темно. Несмотря на сильную усталость после дороги, в эту ночь мне практически не удалось поспать. Странное волнение охватило меня. К тому же в номере, в котором я поселился, не было кондиционера, и было очень душно. Вентилятор, располагавшийся на потолке, не спасал от жары, а лишь гонял по комнате теплый воздух. Я ворочался с боку на бок, пытаясь найти удобную позу дня сна. Но в итоге пролежал до рассвета глядя в потолок. Утром, приняв душ и позавтракав бутербродами с кофе, я отправился в то место, ради которого проделал этот длинный путь... Продолжение следует.
Подпишись, чтобы не потерять.