«Концертная версия получилась рок-шаманской, а в студии я решил сделать чисто этнический вариант. Только народные инструменты (варган, бубен) и вокал (этнический, горловой и звукоподражание)».
На вопросы МАШБЮРО отвечает участник трибьюта Нику Рок-н-Роллу Павел Здравомыслов, лидер проекта URALICA (Екатеринбург).
- Павел, почему вы решили участвовать в трибьюте?
– О трибьюте мне рассказал Азат Мухаметов (AzZza), давно и плодотворно работающий с Ником. Я решил непременно участвовать, так как у меня уже были задумки на эту тему. Сомнений в выборе не было: песню «Пространством» я уже исполнял вместе с Азатом, Владимиром Поповым и Натальей Горевой на концерте в поддержку Ника в Екатеринбурге в январе 2024 года. В свое время эта вещь меня очень зацепила своими шаманскими вибрациями. И мне захотелось их подчеркнуть своим исполнением. Концертная версия получилась рок-шаманской, а в студии я решил сделать чисто этнический вариант. Только народные инструменты (варган, бубен) и вокал (этнический, горловой и звукоподражание). Я рад, что в великолепной альбомной версии Ника также присутствует этническая составляющая, к которой я имел счастье приложить свою руку, сыграв на бубне и варгане.
- Что думаете о Нике Рок-н-Ролле как творческой личности и человеке?
– Ник на музыкальном пространстве России личность, безусловно, легендарная. Многие его песни ушли в народ еще в прошлом тысячелетии. Например, я в впервые услышал его хит «Веселись, старуха» в 1990-м году в исполнении Сергея Бобунца, вскоре ставшего известным в составе СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ. А на уже упомянутом концерте 2024 года мы каверили эту вещь уже вместе с другим основателем ГЛЮКОВ – Владимиром Бурдиным.
Обычно музыканты говорят, что лучшим является их свежий альбом. Я тоже отметил бы как наиболее интересную его работу 2025 года «Ник». С «Пространством» в качестве ведущего трека.
Впервые я услышал Ника живьем в апреле этого года на концерте в ЕКБ. Это было незабываемое действо! Там же я имел удовольствие перемолвиться с Николаем Францевичем парой слов. Мне показалось, что внутри – это тот же парень, который в начале 80-х решил стать рок-музыкантом, чтобы девушек на концертах кадрить. Так что впечатления о нем как о человеке самые позитивные – я его мотивацию прекрасно понимаю!
- Расскажите о вашей команде или проекте.
– URALICA – это околоэтнический проект, в котором вместе со мной играют многие талантливые музыканты разной музыкальной ориентации. Это и мастера этники, и оркестровые музыканты, и рокеры, и джазмены, и электронщики. Есть чисто живые композиции, например, в нашей версии песни ‘Iron Man’ группы BLACK SABBATH большинство партий исполнено одними голосами. Партию лидер-вокала там исполнил вокалист ЗАБРОНЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Дмитрий Сонин.
А есть танцевальные треки, где этника перемешана с электронными ритмами. Такая тема отлично заходит в клубах. Из недавних треков хотелось бы отметить недавно вышедшую песню «Глухарка» – это русскоязычная версия моей старой песни, исполнявшейся группой H-URAL на хантыйском языке.
Началось же все с саундтрека к мультфильму Григория Малышева «Стрела» по мотивам якутской сказки, музыку для которого написали я и Ирина Герулайте. Это был первый мой опыт создания инструментальной музыки: до этого я сочинял только песни.
Составы, работающие в студии и на концертах, постоянно меняются. Этим летом мы активно выступали на фестивалях с фаерщицей и бэк-вокалисткой Таисией Белой. Я с удовольствием выступаю вместе с Екатериной Овеян, прекрасно освоившей звукоподражание, якутское этническое пение и игру на варгане. Она концертирует и сольно как О'Kyara (О'Кьяра). Мастер горлового пения и игиля Алексей Петров часто помогает мне и на концертах, и в студии. Наталья Горева виртуозно играет на скрипке и ситаре, который она привезла с индийских гастролей.
Хотелось бы также отметить работу звукорежиссеров и саунд-продюсеров, так как работать с такой музыкой непросто: порой приходится записывать и сводить необычные инструменты, которые зачастую не строят между собой. В этом преуспели Иван Сошников (URAN BATOR), Ангелина Ланских и Александр Волостников. Саша во время работы над «Стрелой» отличился еще и как музыкант: буквально на ходу освоил новый для него инструмент – дульцимер. В Екатеринбурге он известен, в первую очередь как гитарист. Именно в этом качестве он участвовал в записи альбома «Топонимика» группы ТОП, лидером которой является Евгений Горенбург.
- Ваши музыкальные предпочтения?
– Я вырос на хард-роковой классике, в первую очередь на BLACK SABBATH, влияние которых в моих вещах очевидно. Из групп прогрессивного рока отмечу JETHRO TULL – я тоже люблю вставлять в песни разнообразные дудки: от карельской пилли до ирландского висла. Мои электронные кумиры – THE PRODIGY. Уже в этом тысячелетии увлекся джазом, здесь главным для меня является наследие Дейва Брубека. Среди этнических музыкантов фавориты – ХУУН-ХУУР-ТУ.
Непревзойденным в горловом пении является, конечно, Альберт Кувезин, с которым мне посчастливилось работать во время записи альбома URAN BATOR «Uluu Tengri». Это был незабываемый опыт. На дворе ковидная паника, концерты отменяются, мы сидим по домам и делаем песни. У Альберта Будачиевича случился вынужденный перерыв в гастролях, и он посвятил часть своего драгоценного времени нам. В результате родилась песня «Uran Orda».
За последние лет 15 мои пристрастия не сильно изменились. Я люблю открывать для себя новые имена в прошлом, копаясь в архивных записях малоизвестных английских групп 1970-х. Современных исполнителей предпочитаю вкушать живьем.
- Когда вы впервые узнали, услышали про Ника Рок-н-Ролла?
– На тусовке неформалов – легендарной «Плите» в Екатеринбурге году в 1990-м. Про него ходили какие-то невероятные слухи.
Помню, слух еще начала 1990-х годов о том, что Ник умер. А потом оказалось, что он жив-здоров.
- Какой подход должен быть к записи кавера, на ваш взгляд?
– На мой взгляд, кавер должен и сохранять основную мысль оригинала, и показывать его с несколько неожиданной стороны. Пример идеального кавера – «After Forever» авторства BLACK SABBATH в исполнении BIOHAZARD. Буквально несколько штрихов превратили классику хеви-метал в актуальный на тот момент рэпкор. Если говорить о песнях Ника, то мне очень нравится «Веселись, старуха» в исполнении Арины Карельской.
Мы уже записали кавер в этническом стиле в студии Александра Ачимова «Комната 504». В записи участвовали я как вокалист и бубист, Алексей Петров как горловик в стилях «сыгыт» и «хоомей». Екатерина Овеян записала звукоподражание, напевы в якутском стиле и партию варгана. Теперь осталось самое страшное – это свести. Помочь в этом вызвался Азат Мухаметов.
- Говорят, что Ник не оставляет никого равнодушным, его можно любить или ненавидеть… У вас какой подход в данном случае?
– У меня подход к музыке и действу на сцене простой: цепляет или нет. Меня Ник зацепил и музыкально и сценически. Причин для ненависти нет точно. Хотя я слышал, конечно, и нелестные высказывания о нем. А потом тот же человек отправил деньги на лечение Ника. Вот такая любовь-ненависть!
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь! Павел Здравомыслов в ВК. Альбом проекта URALIKA «Стрела».