Найти в Дзене

Призыв к справедливости в годовщину этнической чистки в Нагорном Карабахе

Прошло два года с тех пор, как Азербайджан изгнал более 100 000 армян из Нагорного Карабаха. Их дома остаются пустыми, а их голоса — отсутствующими в мировых новостях. Их забыли на фоне ещё более катастрофических конфликтов и отодвинули на второй план, пока Вашингтон пытается заключить сделку между Арменией и Азербайджаном. Но здесь чего-то не хватает, ведь мир не может быть закреплением этнической чистки.

Тем не менее в прошлом месяце, когда азербайджанский диктатор Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали в Белом доме обязательство завершить мирное соглашение, в тексте не было ни слова о разрушенной армянской общине, ни о 23 политических заключённых, которых всё ещё удерживают в Баку. Эти пробелы необходимо устранить. Подлинное примирение требует гарантированного возвращения изгнанных и освобождения пленных.

История сложна. Нагорный Карабах, или «Арцах» для его коренного населения, — спорная территория. Хотя юридически он признан частью Азербайджана на основании советских границ (Арцах успел отделиться по законам СССР — прим. ред), регион до недавнего времени управлялся автономно армянским большинством, пока Азербайджан не начал агрессию в полном масштабе пять лет назад.

Первая крупная фаза этнической чистки началась в сентябре 2020 года, когда Азербайджан предпринял военное наступление и захватил части Нагорного Карабаха. Насилие было беспощадным. Азербайджанские силы применяли пытки, увечья, разрушали религиозные объекты — с очевидной целью уничтожить этнических армян и их историю в анклаве. Через 44 дня был подписан режим прекращения огня, но бойня продолжалась.

Я провёл несколько лет, документируя нарушения прав человека в Нагорном Карабахе и Армении для Университетской сети по правам человека. В первую поездку я встретил Маргариту из Гадрута. Она успела покинуть деревню до прихода азербайджанских войск, но её соседи, особенно пожилые, не смогли уйти. Солдаты захватили её друзей, казнили и обезглавили их на камеру, а затем выложили эти видео в соцсети. «Это не война, — сказала она мне. — Это геноцид».

В сентябре 2022 года Азербайджан усилил атаки на деревни как в Нагорном Карабахе, так и на территории самой Армении. Два месяца спустя он начал блокаду Лачинского коридора — единственной дороги и жизненной артерии, соединявшей Нагорный Карабах с внешним миром. Лишив регион продовольствия, топлива и медикаментов, Азербайджан вызвал гуманитарный кризис. Университетская сеть по правам человека присоединилась к организации Genocide Watch, Институту Лемкина по предотвращению геноцида, первому спецсоветнику ООН по вопросам предотвращения геноцида и первому прокурору Международного уголовного суда, чтобы предупредить об этнической чистке и возможном геноциде.

19 сентября 2023 года, когда население Нагорного Карабаха было обессилено и был голод, Азербайджан нанёс финальный удар. Он начал новое военное вторжение и всего за два дня изгнал всех, кроме нескольких десятков из оставшихся там 100 000 этнических армян. Всего за последние годы были перемещены около 150 000 человек.

За день до августовской встречи с Алиевым и Пашиняном президент Дональд Трамп написал в Truth Social, что из этой встречи выйдет «исторический саммит мира». Это заявление намекало на завершение десятилетий конфликта между двумя странами и возможную дорожную карту для возвращения изгнанных жителей Нагорного Карабаха. На следующий день Алиев и Пашинян вместе с Трампом встретились в Белом доме и подписали мирное обязательство.

Белый дом провозгласил встречу «вехой международной дипломатии, которую смог обеспечить только Трамп», а Алиев объявил, что они с Пашиняном выдвинут Трампа на Нобелевскую премию мира. Некоторые эксперты и журналисты заявили, что вопрос Нагорного Карабаха наконец «подходит к концу», но встреча оказалась не более чем фотосессией.

Никакого обязывающего договора подписано не было. Лидеры лишь обязались завершить разработку предложенного мирного соглашения, обсуждённого и парафированного на встрече. Но в проекте не было ни слова о Нагорном Карабахе — ключевой точке конфликта между двумя странами, — ни о 150 000 людях, изгнанных со своей родины.

Любое соглашение, не предусматривающее права на возвращение для изгнанных жителей Нагорного Карабаха, фактически означает их стирание и узаконивание этнической чистки. Чтобы мирное соглашение было значимым и долговечным, оно должно учитывать интересы тех, кто больше всего пострадал от конфликта.

Вот как это должно выглядеть: для начала, договор должен гарантировать право на возвращение. Ряд международных документов, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Женевские конвенции, а также временные меры Международного суда ООН, обязывают Азербайджан обеспечить безопасное возвращение перемещенных лиц из Нагорного Карабаха.

Соглашение также должно включать механизмы правосудия. Те, кто совершал преступления во время этнической чистки, должны быть привлечены к ответственности. В противном случае безнаказанность породит новую безнаказанность. Наконец, договор должен предусматривать освобождение политзаключённых. В Азербайджане удерживаются как минимум 23 этнических армянина, включая бывшего государственного министра и филантропа Рубена Варданяна, фонд которого поддерживают нобелевские лауреаты, бывший Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон и актёр Джордж Клуни.

Хотя вторая годовщина событий является временем памяти, она также предоставляет возможность для действий. На фоне продолжающихся зверств в Газе и Украине особенно важно, чтобы международное сообщество объединилось и потребовало от Армении и Азербайджана заключить соглашение, в центре которого будут жертвы конфликта. Иначе мира не будет.

Автор: Томас Бекер — директор по правовым вопросам и политике в Университетской сети по правам человека, преподаёт права человека в Колумбийской школе права, Washington Times.

Перевод: Armenian Global Community

Источник публикации: https://armeniangc.com/2025/09/call-justice-nagorno-karabakh-ethnic-cleansing-anniversary/