Наше маленькое путешествие в Мезмае началось с совета, который, как часто бывает, оказался бесценным. Хозяйка уютного гостевого дома, где мы остановились, сказала: «Сходите на водопад Исиченко». И, видя наш интерес, подробно объяснила путь.
Выйдя на юго-восточную окраину поселка по улице Заводской, мы оказались на развилке (координаты 44.191161, 39.962680), где нас встретили информационные стенды.
Они стояли, словно сказочный камень-указатель: «Направо пойдешь – в Алебастровую долину попадешь, налево пойдешь – к водопаду Исиченко дойдешь».
Шутка шуткой, но выбор был очевиден. На стендах была вся прозаичная и такая важная информация: названия достопримечательностей, маршрут, сложность, продолжительность, километраж. Решили засечь время, за которое мы одолеем этот путь.
Если путешествуете на автомобиле, то на нем можно доехать до самой развилки. Оставить на импровизированной стоянке машину и дальше продолжить путь пешком.
И вот мы пошли налево, начав путь со спуска по каменной лестнице. Буковый лес сразу же принял нас в свои прохладные, влажные объятия.
Не успели мы как следует настроиться на долгий путь, как за каменными глыбами притаился первый сюрприз.
Буквально метров через двести мы увидели невероятного цвета озеро.
Это была ванна Шестиметровка. Река Курджипс неслась стремительно по каменным уступам, образовывая невысокий, но очаровательный каскадный водопад. Он с шумом падал в это изумительное озеро.
И глубина этой чаши как раз-таки около шести метров. Это восхитительно! Ненадолго задержавшись, двинулись дальше.
Дорога, была относительно несложной, но требовала внимания. Иногда приходилось карабкаться по выступающим, отполированным тысячами ног корням и скользким от брызг камням.
В одном месте у реки мы встретили отдыхающих мужчину и женщину, их палатка и скромный скарб напомнил нам стоянку староверов-отшельников, нашедших свой покой в глубине леса.
Чем дальше мы углублялись, тем могучее становилось ущелье. В наиболее сложных для подъема-спуска местах натянуты веревки.
Гигантские скалы, поросшие мхом и плющом, вздымались все выше, их вершины терялись где-то в зеленой дымке крон.
В одном месте мы наткнулись на странную поляну: деревья, плотно укрытые бархатным мхом и опутанные плющем, стояли со срезанными верхушками.
Солнечный свет пробивался сюда робкими лучами, и атмосфера была настолько сюрреалистичной, что казалось, вот-вот из-за замшелого валуна появится бородатый леший или мелькнет в ветвях краем платья сама Баба-Яга.
Встретили сухой каменный желоб, через который была перекинута металлическая лестница. Видимо, когда здесь стекал мощный водный поток. После него нас снова ждал затяжной, неприятненький подъем, а за ним – такой же спуск.
Пройдя дальше, перед нами открылся грот, напоминающий жилище древнего человека. Все вокруг было усыпано поваленными деревьями и валунами, будто разбросанными рукой великана.
Это был пересохший водопад Сандиков, который стоит на реке Сухая балка. Название она свое получила из-за снижения уровня воды в период засухи.
И тут же мы увидели два огромных камня, упершись друг в друга, образовали пещерку. Казалось бы, что тут удивительного, но это было настолько мило. За много лет их бока покрылись плотным слоем мха, сверху рос папоротник и другие растения, а длинные плети лиан непринужденно свисали, словно занавес.
Мы снова спустились по каменному завалу, поднявшись в очередной раз по выступающим на поверхность корням, словно по ступенькам.
Пройдя еще немного, мы стали все отчетливее слышать шум воды. Мы ускорили шаг. Гул превратился в оглушительный рокот, и вот он – водопад Исиченко!
Нас охватил немой восторг.
Он вырывался из одноименной пещеры не одним потоком, а несколькими мощными струями, разбивался о мшистые уступы и рассыпался вниз сверкающим, серебристым веером.
Водяная пыль висела в воздухе, переливаясь на солнце.
Нам захотелось увидеть его во всей красе, и мы заметили самодельный спуск с закрепленным канатом. Осторожно скользя по мокрым камням, мы спустились вниз.
И оказались в совершенно невероятном месте! Огромный валун, по которому мы только что спускались, с обратной стороны был покрыт мягким, толстым и прохладным ковром из мха.
С карниза над ним тонкими, хрустальными струйками сочилась чистейшая вода, образуя маленькие капельные завесы. Зрелище было завораживающим!
Но мы не остановились и здесь. Перебравшись по поваленному дереву-мосту и пройдя по огромным скользким камням, мы спустились к самой воде.
И чем ниже мы были, тем грандиознее открывался вид. Внизу водопад разделялся на десятки отдельных струй, каждая из которых падала в реку, превращая ее в бурный поток.
Вдалеке мы заметили ниши в скале и решили подобраться поближе. Не желая идти вброд, мы нашли обходной путь и вышли на небольшую площадку, заросшую гигантскими лопухами. Отсюда, как с лучшей смотровой площадки, открывался вид на гроты, которые вода за многие века выточила в песчанике.
Мы стояли и молча любовались, наслаждаясь полным единением с дикой, необузданной и невероятно прекрасной природой.
И главное – мы были здесь одни. Ничто не мешало нам дышать этим воздухом и впитывать эту красоту.
Но на этом исследование не закончилось. Любопытство заставило нас подняться обратно наверх, к самому истоку водопада – пещере Исиченко. Чтобы попасть внутрь, предстояло перейти по скользким, залитым водой камням. На счастье, для подстраховки здесь натянули веревку, за которую можно было держаться. Этот короткий, но адреналиновый переход подарил ощущение настоящих первооткрывателей.
Войдя внутрь, мы оказались в царстве мрака, гула и вечной сырости.
Чем глубже, тем свод пещеры становился все ниже, а стены смыкались, оставляя лишь узкий проход, по которому с силой мчался подземный поток. Глубина пещеры 100 метров, но далеко проникнуть не получится. Но даже этот короткий визит был впечатляющим! Именно отсюда, из недр горы, водопад берет свое начало. И здесь же мы увидели водозаборную трубу, которая, как оказалось, питала практически весь Мезмай.
Пещера названа в честь первооткрывателя Юрия Исиченко, который в 70-х годах вместе с единомышленниками-спелеологами первым проник во внутрь с целью исследований.
По пути мы думали о том, чтобы дойти до Пальмового водопада, но здравый смысл подсказывал: в этот засушливый период он, скорее всего, будет просто отсутствовать, как и водопад Сандиков. Не хотелось портить впечатление. Поэтому, вдоволь надышавшись целебным воздухом ущелья и мысленно попрощавшись с этим сказочным местом, мы тронулись в обратный путь.
До водопада Исиченко мы добрались за 45 минут, а вся прогулка заняла чуть больше двух часов. Назвать путь легким, как обещалось на стенде, язык не поворачивается. Возможно, сказывалась усталость от похода на Чинарский и Университетский водопады накануне, но все же маршрут требует внимания и сноровки. Но каждая сложность, каждый скользкий подъем с лихвой окупались теми восхитительными видами и тем чувством открытия, которое дарила нам эта первозданная красота Мезмая.
Теперь у нас родилась новая мечта — вернуться сюда весной или после затяжных дождей. Обязательно посетить и Сандиков, и Исиченко, и Пальмовый, когда реки наполнятся талой водой и дождевыми потоками. Увидеть всю яростную мощь этой водной стихии, оглушающую и завораживающую.